35,6K подписчиков

Какой Москвич в СССР был лучшим среди шоферов

2,3K прочитали

Заполучить в свое владение личный транспорт в СССР было сродни подвигу. К этому событию часто шли очень долго и покупка собственно автомобиля, становилась чуть ли не главным событием в жизни советского человека. На дорогах в то время было совсем немного автомобилей. Сложно сказать, чему больше радовались: квартире или личному автомобилю. Квартир было точно больше и давали их бесплатно, а на автомобиль нужно было накопить необходимую сумму, а потом еще отстоять серьезную очередь. До появления Жигулей самым популярным советским легковым автомобилем был Москвич. Волга конечно была перспективней, но и заполучить ее было гораздо сложнее.

  Заполучить в свое владение личный транспорт в СССР было сродни подвигу.

Можно сказать, что Москвич, это настоящая эпоха. Те кому автомобиль этой марки достался в личное пользование выглядели в глазах окружающих настоящими счастливчиками и практически мажорами. Остальным приходилось молча завидовать и ждать своей очереди. А началось все еще в 1930-ом году, когда на заводе имени Коммунистического интернационала Молодежи начали собирать автомобили марки Форд. Тут делали модели Форд-А и Форд-АА.

  Заполучить в свое владение личный транспорт в СССР было сродни подвигу.-2
  Заполучить в свое владение личный транспорт в СССР было сродни подвигу.-3

В 1939 году в соответствии с приказом Наркомсредмаша автосборочный завод им.КИМ выведен из состава Горьковского автозавода и включён в Глававтопром как самостоятельное предприятие, именуемое «Московский автомобильный завод имени КИМ». В 1940 году завод переключился на производство малолитражек КИМ, а с начала войны переориентирован на военную продукцию.

  Заполучить в свое владение личный транспорт в СССР было сродни подвигу.-4

Сразу после войны, в 1945-ом году вышло постановление Совета Министров СССР. В соответствии с ним необходимо было развернуть строительство предприятия для выпуска малолитражных автомобилей. Оно получило название МЗМА, что расшифровывалось как — Московский завод Малолитражных автомобилей. Именно на нем через два года в серию пошел первый автомобиль Москвич-400, который собирали с оглядкой на «Opel Kadett K38». Старт получился успешным и уже весной 1948-го года начался экспорт автомобилей марки Москвич.

Все основные модели Москвича хорошо известны любому человеку, который увлекается отечественным автотранспортом. Сегодня наблюдается настоящий всплеск интереса к советским автомобилям. Раритетные модели активно скупают на вторичном рынке практически в любом состоянии. Я думаю вы все хорошо знаете Москвич-408 и его наследника Москвич-412. Запуск этой модели в производство состоялся в 1967-ом году на заводе МЗМА, который в последствии стали именовать АЗЛК, а уже через год автомобили Москвич начали собирать и в Ижевске.

  Заполучить в свое владение личный транспорт в СССР было сродни подвигу.-5

Но кроме Москвича в то время был еще один автомобиль о котором многие мечтали, тем более что достать его было немного проще. Это Запорожец. Стоил он дешевле, да и очередь на него была меньше, однако по классу и престижности он с Москвичом конкурировать не мог. На тот момент Москвич это практически советский автомобиль класса люкс. Причем на такое положение дел не сразу повлияло даже появление серьезного конкурента в лице АвтоВАЗа. Несмотря на запуск в производство Жигулей, которое началось в 1971-ом году, Москвич-412 своей популярности не растерял и еще долго оставался желанным автомобилем. Поклонников у данном модели было немало. За что же его так любили?

Когда человек выбирает себе автомобиль, он всегда оценивает его по каким-то своим параметрам. Кому-то необходим двигатель помощнее, другому важнее статусность или практичность автомобиля. А кому-то важна история, особенно это касается приобретения раритетных автомобилей и здесь у Москвича-408 и 412 все в порядке.

  Заполучить в свое владение личный транспорт в СССР было сродни подвигу.-6

Итак, пройдемся по причинам делавшим продукцию АЗЛК популярной и в первую очередь это внешний вид и статус автомобиля. Если вернуться в семидесятые годы прошлого столетия и провести сравнение дизайна отечественных автомобилей, то сразу будет заметно, что Москвич-412 выделяется из общей массы. Он словно обогнал свое время. Можно сказать, что и сегодня дизайн автомобиля смотрится вполне достойно. Динамичный силуэт, плавники задних фонарей, все это словно говорит о высоком статусе Москвича. Причем оценили машину не только у нас, почти половина собранных автомобилей шла на экспорт.

Вторая причина популярности это конечно же надежный двигатель. Москвич в качестве силового агрегата получил очень хороший мотор УЗАМ, объемом в полтора литра. Двигатель был настолько хорош, что среди любителей Москвича даже ходила байка о баварских корнях силового агрегата. Причем как позже выяснилось это и не байка была вовсе. Действительно идея с наклонным расположением цилиндров была позаимствована у импортного автомобиля. Такое решение позволяло снизить общую высоту двигателя. Камеры сгорания были полусферическими, а клапаны располагались друг напротив друга. Благодаря таким решениям, полторалитровый движок выдавал целых 75 лошадиных сил. За счет силового агрегата Москвич имел отличную динамику разгона, что даже позволило использовать его в ралли. Тем более что двигатель выдавал приличных 6000 оборотов в минуту. Но была и ложка дегтя, которая несколько портила общую картину, это коробка передач с плохо подобранными передаточными числами.

  Заполучить в свое владение личный транспорт в СССР было сродни подвигу.-7

Еще одной причиной популярности модели стала ее грузоподъемность. Москвич имел неплохой багажник емкостью в 350 литров, а его грузоподъемность значилась в 340 кг. Однако это лишь рекомендуемый производителем предел, на самом деле задняя подвеска автомобиля позволяла утянуть гораздо больший вес, чему многие были свидетелями, когда видели ползущий по улицам груженный до предела Москвич-412.

Стоит упомянуть и проходимость. Здесь спасибо еще раз мотору с его 75-ю силами и пиковым моментов в 108 Нм. Кроме этого модель имела высокий клиренс равный 173 мм. Да и колесная база в 240 см не портила общей картины. Можно сказать сошлись сразу несколько удачных факторов которые превратили машину в настоящий вездеход. Причем можно было еще поколдовать в гараже и добавить двигателю мощности, что делало автомобиль еще более проходимым.

Ну и очень важный фактор для популярности, это неприхотливость. Для своего времени Москвич-412 был практически эталоном надежности. В дальнейшем его конечно затмили свежие модели, но для семидесятых это просто отличный автомобиль не имеющий детских болезней. При должном уходе и мелком ремонта, автомобиль мог верой и правдой служить долгие годы.

Да и вообще эта машина в свое время прогремела практически на весь мир. Достаточно вспомнить, что в 1968-ом году наш четыреста двенадцатый принял участие в марафоне Лондон-Сидней. От нашей стороны для марафона выделили четыре Москвича, которые успешно преодолели 16 000 километров пути и даже заняли в командном зачете четвертое место. А в семидесятых техника заслужено получила бронзу. Маршрут в 26 000 километров от Лондона до Мехико сумели пройти три экипажа из пяти. Однако настоящий триумф ждал 412-й Москвич ждал в 1974-ом году, когда Статис Брундза сумел победить в Туре Европы. Так что Москвич по праву можно считать настоящей советской легендой.

А у вас был в пользовании автомобиль этой марки?