729 подписчиков

Бесконечное Лето (обзор новеллы)

572 прочитали

История о самом обычном человеке, попавшем не в самые обычные условия. Романтика, родная атмосфера, намеренные условности и путь к мечте.

Просто арт красивый очень.
Просто арт красивый очень.

Здравствуй, дорогой читатель!

Возвращаясь после долго перерыва, сегодня хотелось бы поговорить о первом относительно крупном отечественном проекте в области визуальных новелл – о вышедшем в далёком декабре 2013 года Бесконечном Лете. Причём вышедшей с большим трудом, проделав большой путь от первой демоверсии, известной как с «Эроге с маскотами», выпущенной в 2010 году, до финальной истории, кардинально изменившейся: отчасти из-за смены руководителя проекта и сценариста, а также последовавшего распада старого коллектива и создания из него двух новых – Moonworks, выпустивших пару небольших ВН и продолжающих работу над новым пионерлагерем ЭОН, а также Soviet Games, выпустивших само Лето и затем начавших создание новой ВН «Любовь, деньги, рок-н-ролл», с таким горем пополам вышедшей лишь в 2022 году.

За сим перейдём к самой новелле, ставшей для многих (в том числе для меня) открытием самого жанра визуального романа и повествующей о несколько заезженном концепте попадания в другую реальность, но с колоритной советской спецификой. Об отлично реализованных идеях и смыслах, об слабостях и умышленных допущениях, неполноте раскрытия персонажей и одновременно максимально располагающей обстановке и простой, но такой своей истории, и пойдёт речь в обзоре.

Итак, начали!

1. О сюжете.
Студия: Erogame Project&Soviet Games. Год выхода: 2010 (демоверсия), 2013 (версия 1.1). Средняя оценка на vndb: 6,94 (2656 голосов), личная оценка: 10,0.

Слева направо: Алиса Двачевская, Славя, Ульяна, Мику, Лена. Источник: Яндекс.Картинки.
Слева направо: Алиса Двачевская, Славя, Ульяна, Мику, Лена. Источник: Яндекс.Картинки.

Жизнь среднестатистического обывателя Семёна Персунова была в самом деле слишком уж обыкновенной: как все родился, где-то учился, где-то недоучился, чего-то хотел, а потом во всей жизни разочаровался, став в неполные 25 хиккой и интернет-анонимусом с Двача, коего заботило лишь аниме, да как с голода не умереть, подрабатывая фрилансером через всё тот же интернет. Поэтому он сам себе удивился, когда согласился на встречу институтских товарищей, на которую его должен был повезти 410-й ЛИАЗик. Правда, вместо остановки такой-то, привёз Сёму злосчастный автобус прямиком в советский исекай – пионерлагерь 80-х (почти наверняка 1985-1987 гг.) с названием «Совёнок». И ведь свезло, что герой помолодел лет на 8 и попал в отряд, где сплошь да рядом писаные красавицы: добродушная комсомолка-активистка, помощница вожатой Славя; очень скромная любительница книг Лена, в душе которой бушуют сильные чувства и желания; озорная девочка-ракета Ульяна; грубая, но в душе ранимая, рокерша-хулиганка Алиса Двачевская; не стоит забывать и про девочку с пулемётной скоростью речи, Мику Хацуне из музыкального кружка (да, настолько явная отсылка). И именно в таком практически райском месте Семёну и предстоит решить, что делать дальше: искать ответы на вопросы о природе этого места и причинах своего попадания в лагерь, либо же – воспользоваться шансом обрести вторую мечту, что способна дать новый импульс жить полной грудью.

1.2 Объективные недостатки, допущения и размытие.

По первому прохождению игра казалась мне поистине идеальной. Разумеется, сейчас уже не так и подлинно волшебных чувств при повторных прохождениях не является и, хотя к игре я по-прежнему отношусь очень тепло, недостатки у неё имеются. Прежде всего, это пристроенный сбоку рут Маши: мало того, что читателю показали совершенно иной образ, нежели бывший в основном сюжете (а Маша у Мику из «Совёнка» только спрайт и взяла), так и сама история – из параллельного мира, не имеющего ни связи с «Совёнком» (кроме названия лагеря, где съёмки были), ни, что куда хуже – внятного развития. Так, хотя завязка была неплохая, все насущные проблемы главной пары решились за один внутриигровой день, а последующие события (спойлер, но кто из нас не проходил Лето?) суть слешер, в который герои попали просто так и совершенно точно так же просто из него вышли, ведь сон. Что очень сильно обнуляет ценность арки как слешера, хотя по атмосфере первого прочтения, не зная всей правды, выходило и правда жутко: не пойми как попавшие в лагерь простые студенты, столкнувшиеся со зверствами маньяка(-чки), зомбями и вторжением насекомых, в конце концов просто спали. Простое и изящное разрешение безвыходной к концовке ситуации, что делает историю максимум на один раз. Единственно, на что сей сон повлиял – так это на отношение ГГ к Маше, но как-то глупо выходит, если без этих снов он в своих чувствах к очевидно любившей его девушке разобраться не смог, не так ли?

Также определённые вопросы имеются и к руту Юли (ЮВАО-тян), по идее должному быть истинным, где заодно ответы на все вопросы дадут, но фактически же наплодившим новых. Да, подобная размытость в возможностях трактовок была сделана явно намеренно, дабы позволить тем, кому история слишком уж понравится, плодить свои лагеря, оставаясь в формальных рамках пресловутого «канона». Однако сама глубинная суть происходящего – созданный некой высшей мыслесущностью (Семёном) полигон для Семёна (себя же), не пойми как взявшей личности людей, с которыми Сёма очевидно не был знаком до лагеря (иначе бы не удивлялся при встрече после) – также видится не особо внятным и исчерпывающим ответом на возникшие по ходу действа вопросы; более того, не особо лично для меня приемлемым. Не говоря уж про то, что прочие концовки вновь ставятся в подчинённое положение «истинной», чего лично я не приемлю (мне куда ближе подход равноценных арок от Type-Moon, где все исходы одинаково равноценны).

Эта же размытость проявилась и в степени раскрытия основных героинь: хотя все девочки «Совёнка» обладают отличительными характерами, а раскрытие происходит в основном по поступкам и поведению, которое разнится в зависимости от обстоятельств (например, поведение Слави в собственном руте отлично от её же поступка в руте Ульянки), каких-либо «прологов» у героинь нет. Равно как и подробной истории, которую мы узнаём по ходу сюжета, как у этих ваших Кеев. Равно как и почти у всех, кроме Лены, нет внятного эпилога: почти везде всё заканчивается встречей Семёна и девушки в «уж точно реальном» мире. Притом, судя по тому, как порой жестока может быть жизнь к неудачам (плохая концовка Лены), остаются сомнения: а точно ли сможет Семён выстроить счастье со своей пассией? Не наскучит ли он Ульянке, не пустится ли во все тяжкие с Алисой? Ещё одна категория вопросов без ответа; забегая вперёд, в следующей новелле от «Soviet Games», ЛМР (или ЛДР), над вопросом с развёрнутыми окончаниями, равно как и углублением в характеры и личные драмы героинь, была проделана качественная работа.

1.3 Об атмосфере и выборе жизненного пути.

И при всех недостатках новеллы, я по-прежнему считаю её отличной и иногда перепрохожу, не смотря на то, что первый раз открыл её аж четыре года назад. Чем же она подкупает? В первую очередь, атмосферой. Пусть не сказано, где именно – в Поволжье, под Тверью, на Кубани или в Луганщине – сей лагерь находится: да разве это действительно столь важно? Нет, конечно! Главным тут будет именно атмосфера, обстановка и сам дух места, в котором очутился главный герой. И не смотря на его иллюзорность, передана атмосфера советского лагеря 1980-х, даже не смотря на комсомольский возраст пионерок из отряда ГГ, превосходно: начиная от только появлявшегося в Союзе рока и просмотра «Терминатора» в подсобке на видеокассете (в озвучке Гаврилова небось ещё) до таких же простеньких дискотек. Нашлось место и «лагерным легендам» навроде исследования заброшенного лагеря и пустующих шахт под ним же: то, о чём просто так, даже увидев, не узнаешь. Уместно встроены и значительная часть отсылок к мемам, аниме и всё тому же имиджборду 2ch, которые в большинстве своём не кричат о себе (кроме пары совсем уж очевидных), а также неплохо выстроенной комедийной части с шутками и подколами как самого Семёна, так и им самим обитателей лагеря. Всё это в совокупности создает неповторимую атмосферу приключений и позволяет вдохнуть жизнь даже в столь пассивного вначале главного героя. Более того, благодаря таким мелочам гораздо лучше проникаешься духом эпохи и начинаешь верить в реализм происходящего: пусть оно и по сути своей ближе к сказке, сильнее всего западают в душу такие, что походят на реальность.

Но конечно, решают всё кадры, то есть пионеры и пионерки, что находятся на своих местах, причём во всех смыслах: здесь и вечно остающаяся в сторонке таинственная медсестра, и несуразная вожатая, в которой желание придерживаться правил и догм марксизма-ленинизма прямо конфликтует с собственной несколько несобранной и слишком добродушной натурой. Не забываем и фанатичных ребят, увлечённых кибернетиков: прямая отсылка к самому духу, остававшемуся ещё в позднем СССР, взгляду на человека как покорителя не токмо природы на земле, но и всех галактик и верующих в сильнейшую созидательную силу научно-технического прогресса. Но не ими едины: есть и среди пионерок строго чтящие, до поры до времени, приличия, а есть и те, что показательно плевать на них хотели. А кое-кто на любую проблему предпочитает отвечать позитивом, а не унынием, кто-то же, напротив, может оказаться неспособен противостоять враз свалившейся груде обстоятельств. И что самое прелестное, все эти поступки, определяющие героинь и Семёна, не детерминированы: именно в зависимости от действий, что предпринять (после порой утомительных рефлексий), на эти действия будет реакция, порождающая изменение в отношениях. Так, та же Ульяна оказывается не просто неугомонной ракетой, а вполне способной к здравым суждениям и поступкам, да так, что именно она отчитывает Семёна за несоответствие возрасту (не зная того, что на самом деле он ещё старше); грубоватая Алиса окажется крайне хрупкой внутри, а в Лене окажется стержень посильнее, чем у ГГ.

И хотя здесь больше о влиянии девушек с их индивидуальностями на поведение главного героя (обратное в разы меньше), само положительное влияние также хорошо показано. Общий посыл новеллы крайне прозрачен и легко читается, но не становится от этого хуже, ведь мысль верная. Вторые шансы в жизни существуют, и ими надо пользоваться. Что хорошо, реализована мысль также в разрезе того, что и пути-дорожки перед человеком открыты большую часть времени, меняться не бывает поздно (было бы соразмерное желание, хотя с возрастом, само собой, меняться труднее). Притом жизненный путь необязательно один; тут очень подходит формат визуальной новеллы, допускающий разные равноправные альтернативы. Которые в случае Лета зависят от того, что именно Семён переосмысливает за свою неделю пребывания в лагере и что он выберет для себя после смены. Что в свою очередь зависит от влияния окружения – в данном случае, выбранной спутницы, отражающей то, чего не хватает герою для одной из возможностей самореализоваться, будь то муза, вдохновляющая на любимое дело (Алиса), та, кто поможет примириться с собой таким, какой есть (Славя), либо же напротив – меняться ради полноценного возвращения в общество и занятия относительно активной позиции в нём (Ульянка) или создании своего столь ценного жизненного уголка, как у счастливых семей (Лена), притом необычных: мало где для подлинного счастья приходится изменяться настолько сильно, насколько Семён изменился под влиянием Лены. Каждый из этих путей возможен, если приложить должные усилия, а финалы их, пусть и не прописаны детально (кроме Лены), следуя общему весьма оптимистичному настрою новеллы, также вселяют надежду на счастливое будущее. До которого мы в силах дотянуться.

1.4 Закручивание спирали.

Я, ты, мы и наша шизофрения. Источник: там же.
Я, ты, мы и наша шизофрения. Источник: там же.

Что любопытно, даже в таком случае продолжает существовать альтернатива всем хэппи-эндам, в которые можно попасть всё в том же «Совёнке». Речь про временную петлю, в которую угодил Пионер, а точнее, учитывая мультивселенную лагерей, бесконечное множество таких, как он. Ибо не всё в жизни в конечном итоге зависит от человека: можно быть сколь угодно талантливым, делать всё правильно, «по уму», но всё равно попасть в бесконечное лето. Которое, застывая в одном и том же сингулярном состоянии (все недельные изменения во всех, кроме наблюдателя-Пионера), превращается в сущий ад своей вечной неизменностью. А не имея возможности выйти за рамки дня сурка, за рамками недели в месте, сильно ограничивающим способности познания и саморазвития (подлинная бесконечность оных возможна лишь при изменчивости), итог будет предсказуем: беспредел и потеря собственной идентичности.

Именно поэтому новелла оптимистична преимущественно, но не до конца: даже на самую красивую историю об уехавших в одном автобусе с Семёном и Юлей пионерах найдётся сказ о том, кто остался. Одному из таких посвящено сюжетное дополнение от авторов (заодно чтоб рут Жени хоть где-то был, хоть и характер той Жени не тот, что у оригинала), в котором, для всё того же сохранения оптимизма исход счастливый. Однако история о днях сурка Пионера в «Совёнке», на мой взгляд, остаётся не только прозрачной аналогией с предыдущей жизнью Семёна до лагеря (ситуация, когда перемена окружения не вызвала перемен внутри личности), но и хорошим напоминанием: опаснее всего даже не внешнее зацикливание, а внутреннее. На собственных недостатках, неудачах, комплексах. Ибо в этом случае даже попадать во временную петлю не обязательно. А сохранение выдержки в самых безвыходных ситуациях, что сродни вечной муке, в конце концов может сдвинуть даже самые проржавевшие шестерни времени.

2. Персонажи.

ГГ спит (или хотя бы пытается). Источник: Яндекс.Картинки.
ГГ спит (или хотя бы пытается). Источник: Яндекс.Картинки.

Семён – главный герой новеллы, самый простой безработный (за исключением нерегулярного фриланса) отщепенец, прожигающий дни и ночи, недели и года, за своим ПК. Весьма эрудирован, отсмотрел немало аниме, но всё равно попаданию в исекай крайне удивился. Крайне много рефлексирует, по поводу и без, страдает нерешительностью и довольно податлив. В зависимости от ветки может как взять себя в руки, так и отправиться куда не надо.

Алиса Двачевская – главная хулиганка лагеря и заодно лучшая подруга Ульянки. Состоит в музкружке с Мику, но свой рок предпочитает отыгрывать в одиночку на сцене. Давняя подруга Лены, хотя их отношения, прямо скажем, натянутые. При первой встрече крайне неприветлива и груба, но как водится архетипу цундере, за своей грубостью прячет ранимую натуру, способную любить и страдать, причём переход от сарказма к слезам порой резок. В альтернативной концовке показана ещё и как боевая подруга, с которой можно с нуля начать путь к мечте. Именно с её плохой концовки началось моё восхождение в мир визуального романа, а впоследствии и аниме.

Лена – пионерка с двойной натурой: внешне скромная тихоня, что читает любовные романы и боится кузнечиков, но стоит узнать её поближе, как откроется и другая её сторона. Волевая, способная идти до упора в своих убеждениях и взглядах, расчётливая и умело использующая тонкие манипуляции (разумеется, сообразно тому, как по её мнению, будет лучше Семёну). И при этом всём, любовь её сильна и категорична, но сама девушка хрупка: поддержи её в нужный момент, вселив уверенность, что будешь с ней – получишь верную на всю жизнь жену, с которой опасаться за семейный тыл до конца жизни не придётся. А не сладишь... получишь проблемы и неподъёмный груз вины. Имеет черты яндере, ибо ради и во имя своей любви действительно способна на многое.

Славя – помощница вожатой в лагере, спортсменка (бегает по утрам), комсомолка пионерка и просто красавица. Ставит общественное выше личных, а правила выше привязанностей; и если не выходить на её рут, такой несколько закрепощённой и останется. Однако готовность подать руку помощи нуждающемуся, вытянуть сыча из скорлупы затворничества способна проявить. При должном внимании также забывает про долг и выбирает путь сердца, однако долгосрочные жизненные планы не её стезя. Имеет довольно странную концовку.

Ульяна – самая молодая из отряда, куда попал главный герой, а посему самая энергичная, прям как ракета. Производит впечатление беззаботного ребёнка, готового абсолютно на любую авантюру (лишь бы интересную!), искателя приключений на свою, и не только свою, пятую точку, заразительную своим энтузиазмом шаловливую егозу. Способную, как ни парадоксально, на вполне взвешенные и рациональные поступки; более того, её отношение к некоторым вещам и поступкам куда серьёзнее, чем у самого ГГ. В её концовке есть некая светлая вера в созидательный потенциал человека и его безграничную тягу к познанию и всему новому. То, чем Ульянка смогла поделиться с Сёмой.

Мику – максимально неявная отсылка к известному японскому вокалоиду и по совместительству, глава музыкального кружка в лагере. Очень болтливая, чьи словесные трели воспринимаются поначалу тяжело, наивная и беззаботная глупышка, которой не дали и шанса хоть как-то раскрыться в основном сюжете, помимо того факта, что талантом к пению пионерка не обделена. Стоит отличать её от Маши – внешне абсолютно идентичной, но на самом деле даже не пионерки, обладающей к тому же более колким характером, близким к архетипу цундере.

Юля (ЮВАО-тян) – таинственная девочка-кошка, что ворует сахар из столовой, посыпает им грибы на зиму и вообще девочка хозяйственная, запасливая. С человеческой логикой в целом дружит, но слишком многое для неё либо закрытая информация, либо новая, а то, что она знает, воспринимает как само собой разумеющееся и посему не особо делиться им с Семёном. Имеет романтическую линию и связана с истинной концовкой игры.

Женя – библиотекарша в «Совёнке», что любит поспать на работе, не любит шастающего к ней Сыроежкина и яро ненавидит самого Семёна. Разумеется, попытки понять внутренний мир и проблемы девочки тот не предпринимает, и в целом по игре она так и остаётся мегерой, не пойми за что обозлённой на всё человечество, да так, что даже DLC от сценаристов самой игры не особо спасает (тем более, там характер сильно изменён). Обделённая вниманием героиня, что раскрывается в полной мере лишь в фанатских сценариях.

Ольга Дмитриевна – пионервожатая лагеря, лет двадцати пяти на вид. В ней воплотилось вечное противоборство между властной женщиной, желающей быть образцом и примером для младых пионеров и откровенно раздолбайским отношением к очень многим своим обязанностям: от личного поиска потерявшихся пионеров до знания самых базовых вещей навроде расписания автобусов на ближайшую неделю. Вспыльчивая, но отходчивая и по сути своей добрая девушка, которой также не хватило раскрытия в оригинальной игре.

Виолетта (Виола) – медсестра «Совёнка», властная и неглупая женщина. Очень любит подшучивать над пионерами на тему того, чего в Союзе вообще-то не было, недвусмысленно намекая на всякие непристойности. Однако поблажек провинившимся не делает.

Шурик – отец-основатель клуба кибернетиков, в которым совместно с Сыроежкиным строит андроида неко-тян. Крайне серьёзный молодой человек, ставящий дело превыше личного. Имеет не самую крепкую психику и способен уходить, не ставя никого в известность. Его внешнее сходство с персонажем комедий Гайдая максимальное.

Электроник (Сергей Сыроежкин) – новелльная версия главного героя небезызвестного советского сериала, товарищ Шурика по кружку кибернетиков. В отличие от последнего, более общительный, позитивный и весёлый, да и живёт не токмо наукой: так, Электроник тщетно пытается добиться расположения Жени. К сожалению, в любви ему везёт ещё меньше, чем в постройке рабочих роботов.

Пионер – таинственный пионер, который вроде как и не в отряде Семёна, а вроде как и там. Несколько надменный, склонный к резким переменам настроения от смеха до злобы. Говорит и ведёт себя со знанием дела и о сути происходящего осведомлён он, действительно, побольше Семёна. Обладатель личной временной петли, которой вообще не рад. Несколько безумен по понятным причинам. И он отнюдь не один такой.

Почти все персонажи, кроме Пионера, Мику и Шурика с Электроником, имеют прототипы либо с Двача (Алиса, Славя, Ульяна), либо маскоты (Виола – БАК, Лена и Юля с Ычана), что впрочем, не мешает их восприятию, особенно если при первом прохождении об этих имиджбордах ранее слышать не доводилось.

3. Анимация, саундтрек.

Не в последнюю очередь благодаря техническому исполнению Лето получило свою известность: уровень анимации фонов и композиций таков, что позволяет сравнивать игру с классическими представителями японских визуальных новелл и быть в этом плане конкурентной многим из них. При этом за анимацию фонов, спрайты персонажей и сюжетные CG отвечали разные люди, что заметно и порой не всегда гармонично, однако в любом случае работа вышла отличной. Лично мне больше всего понравились живописнейшие фоны природы и лагеря от Арсения ХС (совместно с VVCephei; карьера первого, к слову, затем пошла вверх и он даже принимал участие в рисовке фонов к трилогии уфостолов «Прикосновение небес» – адаптации ветки Сакуры из ВН FSN), хотя внешность самих персонажей – пионеров и пионерок – также вышла притягательна. Ну и CG от Максима Смолева, пусть немного не вписываются по стилистике к основным фонам, вышли забавными и местами даже милыми.

Звуковое сопровождение также вышло отличным, включая фоновый эмбиент, дополняющий атмосферу лагеря, бескрайних советских полей да лесов или же ужастика, как было в руте Маши. Саундтрек игры же поделён на две части, за которые отвечали разные люди: за «светлую» отвечал Сергей Ейбог, за «тёмную» – группа Between August And December (осень что ли?). Светлая сторона отвечает преимущественно за лагерную повседневность, начало и заключение (хотя есть пара исключений), а тёмная – за сокрытую, враждебную сторону лагеря, хоррор-часть и проваленные героем явки по концовкам. И лично мне очень понравилась именно светлая сторона – настолько прочно она въелась в моё восприятие мира и гармонии, настолько же часто её я переслушивал (хотя тёмную сторону тоже иногда могу послушать).

4. Игровой процесс, выборы.

Игра есть на всех основных платформах: ПК (есть Steam-версия, есть и на Линуксе и Mac OS), есть приложения для Android, iOS, причём во всех них игра бесплатна. Весит игра немного (менее 1Гб), так что место под неё должно найтись.

Выборы в ПК-версии игры. Вообще, у игры есть целая блок-схема по прохождению, однако кроме рутов Юли и Маши она в целом тривиальна. Источник: там же.
Выборы в ПК-версии игры. Вообще, у игры есть целая блок-схема по прохождению, однако кроме рутов Юли и Маши она в целом тривиальна. Источник: там же.

Сам процесс прост, как и в любой новелле с выборами: делать эти самые выборы в пользу той или иной девушки, набирая за них баллы. Это позволяет относительно легко выйти При этом чтобы попасть на концовки Маши и Юли надо соблюсти определённую последовательность действий и открыть другие концовки (для рута Маши необходимо предварительно открыть любую хорошую концовку, для рута Юли – хорошие концовки всех девушек и Семёна). В игре 13 концовок: по одной хорошей и плохой для Алисы, Лены, Семёна (да-да, здесь можно даже выбрать путь титана одиночество и гения мысли, дабы к истине приблизиться, а не за этими вашими тянками гнаться), Слави и Ульяны, одна концовка для Маши, одна для Юли и одна гаремная. При этом лишь у Лены хорошая и плохая концовка действительно разительно отличаются, в остальных случаях изменение лишь в том, встретит Семён в самом конце девушку из лагеря или нет.

Также изначально игра разрабатывалась как эроге, посему в ней хватает эччи-сценок (включая CG, хотя в Андроид-версии, которую я проходил в самый первый раз), а также хентая, который, впрочем, ограничен тремя строчками и двумя CG, отчего называть Бесконечное Лето эроге нельзя: той же Катаве Лето уступит по уровню прописанности H-сцен и их вплетения в события (хотя и там также контент 18+ опционален и нить сюжета ни разу не потеряется без него).

5. По итогу.

Игра «Everlasting summer» прошла весьма долгий путь от первых набросков о попаданце в пионерлагерь (и это когда жанр аниме ещё не был завален исекаями!) с явным комедийным уклоном и кучей отсылок до размеренной и атмосферной истории о том, как можно преобразиться, попав в подходящие условия и найти для себя новые стимулы жить дальше.

Бесспорно, история далеко неидеальна: нарочито большие условности и допущения, делающие историю практически сказочной; слабый по большей части уровень драмы в историях и сама скоротечность развилок и развязок, а также неполнота ответов на поставленные в ходе сюжета вопросы не позволяют считать игру идеальной.

Однако хорошей она быть не перестаёт и далеко не только из-за отличнейшего технического исполнения. Ведь итоговый посыл ВН о том, как важно иногда просто сменить обстановку и попробовать найти в окружающих и в самом себе новые импульсы, благодаря которым можно горы свернуть – здравый и уместный. Более того, хотя итоги этих изменений и показаны сжато, уже по ним можно оценить действенность подхода. Своё веское слово говорит и хорошо переданная атмосфера, дух эпохи, позволяющий окунуться в историю, что позволяет пройти игру, возможно, даже не раз. Замечу также, что игре второе, третье и последующие дыхания дали многочисленные моды, основанные на фанатских сценариях, поскольку разработчики упростили процесс создания модов в уже и так сравнительно простом для освоения движке Ren'Py. Модификации к этой игре мы тоже когда-нибудь рассмотрим.

Притом особое отношение именно к «Бесконечному лету» – первой визуальной новелле в моей жизни (прочёл только когда самому было около 20 лет), ставшей для меня подлинными вратами сначала в мир ВН, а потом уже и аниме, игре, благодаря которой я действительно отчасти стал тем, кто есть сейчас – сохранилось.
И хотя объективно новелла не шедевр по уровню проработки сюжета и истории, рекомендовать её к прохождению, если вы ещё не проходили, я смело могу. Хотя бы потому, что подобные крупные проекты среди русскоязычных визуальных новелл до сих пор можно сосчитать по пальцам одной руки.
В заключении скажу, что от своих мечтаний просто так отказаться не получится. В той или иной форме самореализация присуща всем людям, а значит, несбывшиеся желания могут до конца жизни мучить человека. И тут важно понять, о чём именно мечтаешь, облечь мечту в конкретную идею, а идею не забыть превратить в действие. Пусть даже на первых порах будет очень тяжело замотивировать себя. Главное помнить, что мы не одни в этом мире, а сам мир, со всеми его недостатками, хранит и всё лучшее, что породили люди.
Пора прощаться. Источник: CG из игры «Бесконечное Лето». ©Soviet Games.
Пора прощаться. Источник: CG из игры «Бесконечное Лето». ©Soviet Games.

Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Надеюсь, скоро ещё увидимся на просторах интернета!

#визуальная новелла #визуальные новеллы #бесконечное лето #романтика #комедия #мистика #пионеры #СССР #аниме #обзоры