Лжедмитрий Первый: недолгий триумф и мучительная смерть

14K прочитали

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Лжедмитрий I, Федор и Ксения Годуновы, патриарх Игнатий, Марина Мнишек – эти имена первыми приходят на ум, когда мы вспоминаем о тяжелейшем для Российского государства периоде Смуты, когда трон буквально шатался под натиском самозванцев, народ бедствовал, а главы соседних государств присматривались к российским территориям, размышляя, нет ли возможности несколько увеличить количество своих земель за счет не имеющей возможности сопротивляться, раздираемой внутренними противоречиями Руси.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

ЛЖЕДМИТРИЙ 1 — один из наиболее известных самозванцев в отечественной историографии, был правителем русского государства c 1605 по 1606 г., однако триумф незаконного царя закончился заговором и жестоким убийством.

Историки до настоящего времени спорят, кем был на самом деле Лжедмитрий I. По официальной версии, считается, что он был сыном Богдана Отрепьева, дворянина из Галича. Григорий Отрепьев принял постриг и стал монахом Чудова монастыря, откуда сбежал, предположительно, в 1601 году. Выдав себя за чудесным образом спасшегося царевича, он был активно поддержан польскими аристократами, а также католической церковью.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Незаконный государь был первым из череды авантюристов, которые представлялись потомками династии Рюриковичей. Его встречали как наследника престола, чудом спасшегося сына Ивана Грозного, который скончался в Угличе при очень таинственных обстоятельствах. Исторические условия, тяжелый всесторонний кризис сыграли в пользу самозванца. Видя в нем законного правителя люди едва ли не на руках внесли того в царские палаты. Однако необычные для русского общества манеры, спорные решения, которые он принимал, настроили большую часть простых людей и верхушку общества против авантюриста. Конец самозванца был предсказуем и довольно скор: назрел заговор. Бояре жестоко убили незваного гостя. Хотя на этом история и не закончилась.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

После смерти Ивана Грозного власть в свои руки взял слабоумный и хилый сын правителя, Федор. Он не годился для государственной службы. При нем был создан регентский совет, в который входили представители виднейшей аристократии, крупных родов. Единственный реальный претендент на престол был слишком мал для официальных дел: того звали Дмитрием и он приходился Грозному сыном. Однако мальчик скончался при невыясненных обстоятельствах. Народная молва приписывала смерть наследника Борису Годунову: честолюбивому и амбициозному выходцу из не слишком родовитого семейства. Как бы то ни было, со смертью Федора регентский совет распался, а сам Годунов расправился с политическими конкурентами и сел на трон. Правил он совсем недолго: государя не признавал ни народ, ни боярство. Его не любили и за глаза называли рабоцарем. Когда же до народа дошла молва о чудом выжившем царевиче Димитрии, все охотно поверили в эту версию. Ненависть к царю, сложная социально-экономическая обстановка и тотальный кризис сделали свое. Люди были готовы хвататься за соломинку. В таких условиях самозванец и начал действовать. Кем именно был Лжедмитрий — точно историки сказать не могут. Вопрос остается дискуссионным до сих пор. Существует несколько представлений его происхождения и истинной личности.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Версию о том, что самозванец был иностранцем, выдвигал шведский историк Ю. Видекинг. По его мнению, авантюрист был родом из Италии. Или же, по другому представлению — из Валахии. По мнению средневекового исследователя, тот переселялся из одного монастыря в другой, пока не познакомился с представителями польской аристократии, которые и надоумили его назваться царевичем Дмитрием.

Подтверждений этой версии, однако, историк не предлагает. Кроме того, при оценке его слов возникает масса противоречий и неверных трактовок. Например, он рассказывает историю об убийстве реального царевича Дмитрия, которая опирается лишь на слухи и домыслы того времени. Поскольку автор не приводит аргументов, а также путается в исторических фактах, сторонников у подобной версии нет.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Другой, не менее спорной точкой зрения, представляется история еще одного очевидца событий Смуты. Речь идет о немецком историке, которого звали Конрад Буссов. Согласно его представлениям, того, кого позже назвали Лжедмитрием, I был незаконнорожденным сыном польского короля Стефана Батория. Немец придерживался мнения, что недовольные Годуновым представители знати отправили монаха Григория Отрепьева найти достойного кандидата на роль чудом выжившего потомка Грозного. И тот отыскал молодого человека, который поразительно походил на почившего царевича.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Согласно этой версии, Лжедмитрий не просто служил Речи Посполитой, он сам был поляком по происхождению и роль правителя получил по чистой случайности. У этой точки зрения очень мало сторонников. И на то есть несколько причин: Во-первых, Лжедмитрий с чудовищными ошибками писал что на латыни, что на польском (предположительно, родном языке). Во-вторых, он, по всей видимости, исповедовал православие. Наконец, сам папа римский отзывался о Дмитрии как о самозванце, проводил сравнения с другими подобными же авантюристами.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В отечественной историографии основная точка зрения гласит, что настоящее имя Лжедмитрия 1 — Григорий (или Юрий до пострижения в монахи) Отрепьев. Наиболее популярная и правдоподобная версия появилась еще в годы правления Бориса Годунова. Сложно сказать, проводили ли царские люди расследование, чтобы развенчать миф о чудесном спасении, или многое из сказанного правительством царя выдумка. Тем не менее, у этой точки зрения достаточно доказательств. Сходятся как факты, так и обстоятельства и свидетельства. Если верить версии, Отрепьев был из знатного рода Нелидовых. В свое время поступил в услужение к Романовым. А когда Годунов решил расправиться со всеми политическими конкурентами, не желая принимать смерть, Отрепьев подался в бега. Чтобы спасти свою жизнь молодой человек постригся в монахи. Однако же быт аскета его вовсе не привлекал. Он перебрался в Москву, попал в местный зажиточный монастырь, а дальше начал делать стремительную чиновничью карьеру

По рассказам современников, будущий самозванец отличался непомерными амбициями и даже хвастался, что однажды сам сядет царствовать, за что был сослан подальше от центра. В какой именно момент у него возникла идея назваться царевичем Дмитрием, сказать сложно. Однако он заручился поддержкой части аристократии, а также крупного духовенства. Благодаря чему смог привлечь на свою сторону немало народа. Поляком он не был, но использовал поддержку польской аристократии, чтобы облегчить себе задачу и захватить власть в обмен на кое-какие уступки шляхтичам. Несмотря на то, что эта версия считается наиболее правдоподобной, далеко не все исследователи ее придерживаются.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Самозванец появился в 1602 году в Речи Посполитой.

В Польше, он обрел покровителя — воеводу города Сандомира Юрия Мнишка. Договорились, что Григорий женится на его дочери — Марине Мнишек, а когда сядет на русский престол, отдаст ей во владение Новгородскую землю. Речи Посполитой он обязался передать Смоленскую и Северскую земли. Заручился самозванец и поддержкой католической церкви. Тайно приняв католичество, Отрепьев после восшествия на престол должен ввести католичество в русских землях.

Политическая поддержка Речи Посполитой сыграла большую роль в истории Лжедмитрия I. Но и русский народ был готов пойти за самозванцем.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В конце 1604 года с небольшим отрядом своих сторонников самозванец вступил в пределы Московского государства. Он выбрал не короткий путь — через Смоленск, а длинный — через Чернигов и Северские земли. Там находилось немало казаков и холопов, недовольных политикой Годунова.

Русские города один за другим переходили на сторону самозванца. Его воинство росло с каждым днем. Повсюду радостно встречали законного царя Дмитрия

Борис Годунов тоже собрал верные силы и под руководством боярина князя Федора Ивановича Мстиславского двинул их навстречу врагу.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

У села Добрыничи в январе 1605 года войско авантюриста было разгромлено. Но это не погасило разгоравшийся пожар Смуты. Царь Борис не на шутку перепугался: власть ускользала из его рук. В этой тревожной обстановке 13 апреля 1605 года Борис Годунов внезапно скончался. Ходили слухи, что, не выдержав напряжения, царь принял яд. Наследником Бориса стал его молодой сын Федор, начавший править под руководством матери — Марии, дочери Малюты Скуратова. Однако царствование Федора оказалось быстротечным. В Москве началось брожение. Между тем под городом Кромы близ Орла царские войска перешли на сторону самозванца. Теперь путь на столицу был открыт.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Лжедмитрий направил в Москву двух дворян — Г. Пушкина и Н. Плещеева(оба предки известных русских поэтом, правда не по прямой линии). Они собрали на Красной площади народ и объявили о милостях нового царя. Москвичи взбунтовались, толпа ворвалась в Кремль. Федор Годунов и его мать были убиты.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

20 июня 1605 года так называемый царевич Дмитрий Иоанович торжественно въехал в столицу, а через месяц венчался на царство. Церемония прошла в Московском Кремле, в двух главных соборах страны — Успенском, где венчались на царство все московские цари, и в Архангельском, где их погребали. Из далёкого монастыря привезли мать царевича Дмитрия на встречу с самозванцем. Бывшая царица признала в нём сына.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Новому царю удалось склонить на свою сторону большинство Боярской думы. Патриархом Московской и всея Руси Лжедмитрий сделал своего ставленника грека Игнатия вместо сторонников Годуновых Иова.

Народ поначалу приветствовал самозванца, поскольку связывал с ним надежды на доброго государя. В этом и заключался успех столь легкого восшествия Отрепьева на российский престол.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Однако Лжедмитрий не оправдал ни надежд Польши, ни чаяний собственного народа. Он как бы оказался между двух огней: взяв обстоятельства перед поляками, он должен был их выполнить, но понимал, что это вызовет недовольство в России. Поэтому Отрепьев не торопился ни отдавать русские территории Речи Посполитой, ни вводить в стране католичество. Вместо обещанных земель полякам предложили денежный выкуп.

Внешне Лжедмитрий не походил на былых московских государей. В нем не было степенства, по дворцу он ходил так быстро, что бояре не поспевали за ним. Вместо послеобеденного отдыха он прогуливался по Москве. И даже сам вознамерился принимать челобитчиков. Все это не укладывалось в традиционные представления о русском государе.Нарочитая простота Лжедмитрия отталкивала от него бояр. Странным он выглядел и в глазах простого люда.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

24 апреля 1606 года в Москве, вместе с Юрием Мнишеком появилась Марина, невеста нового царя. Она встала лагерем у города, а навстречу ей выдвинулась процессия с подарками. Причем для въезда была предоставлена серебряная карета, запряженная двенадцатью парами скакунов. Сперва свадьбу назначили на 4 мая 1606 года, но потом отложили, так как нужно было придумать поддельного ритуала принятия Мариной православия. Несмотря на запрет папы римского, она все же была миропомазана по греческому обряду, что и заменило принятие ею чужой веры. Свадьба состоялась 8 мая 1606 года.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Девятого мая, вопреки православному празднику Николину дню, был назначен пир, что уже вызвало ропот, на который новоиспеченный жених не обратил внимания, и абсолютно зря. Пиршество с польскими блюдами продолжалось и дальше, а на третий или четвертый день пьяные поляки стали врываться в дома москвичей, грабить, жечь и насиловать. Спустя неделю вспыхнуло восстание, потому о детях опального Лжедмитрия, историю которого можно считать странным и непонятным приключением со смертельным исходом. Потомства он не оставил никакого, да и сама его супруга натерпелась впоследствии лишений, показав силу и твердость характера, но наше повествование ведется не о ней.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В 1606 году, сразу же после свадьбы Лжедмитрия и Марины Мнишек, Василий Шуйский задумал поднять в Москве восстание против поляков. Иностранных гостей на торжество прибыло немало и они сильно раздражали бояр и простой народ. Царю сразу же доложили о заговорщиках, но тот был настолько уверен в себе, что отмахнулся от доброжелателей и продолжил вести себя как ни в чем не бывало.

Между тем Шуйский избрал очень хитрую тактику — он распускал слухи, что приехавшие в Москву иностранцы задумали убить государя и посадить на престол поляка. Ему удалось поднять горожан на восстание и когда толпа, обезумев, рвалась крушить и убивать шляхтичей, хитрый боярин призвал идти не против гостей, а сразу на самозванца.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Озверевший народ ворвался в царские палаты и начал требовать Лжедмитрия, но тот, спасая себя, попытался сбежать через окно и упал во двор с 15 метров. Скорее всего, падение с высоты пятого этажа сопровождалось несовместимыми с жизнью травмами, но какое-то время мужчина был жив. В записях современников говорилось о том, что он вывихнул ногу, поломал ребра и лежал под окнами палат без сознания.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Чтобы не допустить самосуда над лежавшим в беспамятстве монархом, к нему приставили стрельцов, а тем временем отправили гонца за Марфой Нагой, матерью царевича Дмитрия, чтобы та подтвердила, что это ее сын. Но толпа заговорщиков отбила Лжедмитрия I у стражи и начала его безжалостно избивать, требуя признаться в обмане. Пришедший в сознание царь настаивал на том, что он сын Иоанна Грозного и его в сердцах пронзили несколькими мечами и алебардой, а затем прострелили из мушкета.

Но после смерти злоключения самозванца не закончились — его тело измазали дегтем, на голову прицепили личину и несколько дней носили по Москве под оскорбительные песни. Когда волнения успокоились, труп оттащили на Серпуховское кладбище, где хоронили бродяг и преступников и там бросили в общую могилу.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Через несколько дней после похорон на Москву обрушилась сильнейшая буря, в которой обвинили мертвого польского самозванца и колдуна. Тогда тело Лжедмитрия I выкопали из могилы, сожгли, а его прахом выстрелили из пушки в сторону польской границы, откуда тот явился на Русь. Некоторые утверждают, что выстрел был произведен из знаменитой Царь-пушки и это было единственный случай ее использования.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Царствование Лжедмитрия I было лишь кратким эпизодом Смуты, внутриполитическое положение государства авантюрист поправить не смог. Его короткое правление не принесло результатов. Устранение лжеца было закономерным итогом. Однако после свержения Лжедмитрия ему на смену пришел новый самозванец, который представился уже чудом выжившим в Москве молодым царем. Проблемы русского государства оставались далеки от завершения. Впереди было несколько сложных, переломных лет. А затем — долгая работа по восстановлению стабильности.

Был ли царевич Дмитрий самозванцем или не был… неизвестно. Думается только, что, если ему удалось удержаться на троне ещё на несколько лет, история России пошла бы совсем в другом направлении….

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В памяти народа этот человек остался в балладах о Гришке-растрижке, беглом монахе, который желал обманом сделаться царем, за что и поплатился. Представлен в них он в виде злого волшебника, что пытается проводить свои козни не без помощи нечистой силы. В пьесе знаменитого Лопе де Вега «Великий Князь Московский, или Преследуемый император» он изображен, как настоящий царевич, подвергшийся гонениям и преданный лютой смерти ни за что. Александр Пушкин же в своем сочинении «Борис Годунов» утверждал, что Лжедмитрий удачливый авантюрист, которому удалось многое, но довести дело до конца он не смог.

Знаменитый композитор Модест Мусоргский написал оперу по мотивам произведения Пушкина. Существует опера Антонина Дворжака «Димитрий», полностью посвященная этому странному и до сих пор непонятному персонажу. Никаких памятников, понятное дело, он не заработал, но и забыть о нем у русского народа получится едва ли.

#борисгодунов #лжедмитрий #опера #смута #великаясмута #история #оксанашанель