Орган ученического самоуправление - это огромное подспорье для педагога-организатора и в целом для педагогического коллектива. Важно, конечно, грамотно организовать деятельность данного органа, обеспечить его регулярную работу, а также вообще заинтересовать детей этим делом.
С чего следует начать.
1. Прежде всего, определить самостоятельно, а затем обсудить с руководством ОО, для чего нужно ученическое самоуправление, какие функции у него будут. Определите, что это будет - Парламент, ученический совет или что-то еще. Составьте грамотное и понятное Положение с прописанными целями, задачами, правами и обязанностями органа. Определите направления работы органа (творчество, медиа, учебная деятельность, внеурочная деятельность, правовое направление, спорт, волонтерство и т.д. - в зависимости от запросов школы и интересов детей).
2. В конце августа-начале сентября можно провести что-то вроде школы юного лидера для ребят-активистов, где ребятам расскажут обо всем, проведут интерактивные мастер-классы (тим-лидинг, решение несложных кейсов по школьным вопросам, дебаты, софт-скиллс и т.д.). Это нужно для того, чтобы школьники прежде всего получили представление об ученическом самоуправлении, чтобы заинтересовались этой деятельностью и проверили себя- готовы ли они этим заниматься, нужно ли им это.
3. Необходимо определиться с форматов отбора в орган самоуправления. Будет ли он на конкурсной основе или же выборный - решать можно как самостоятельно, так и определить вместе с детьми во время проведения "школы юного лидера" (опять же, название образовательных интенсивов выбирать вам). Соответственно, далее мы готовимся к этому самому отбору.
- Для конкурсного формата можно подготовить ряд разноплановых заданий + собеседование с кандидатами (за задания можно получать баллы, либо делать выводы на основе наблюдений за детьми в процессе выполнения заданий).
- Для формата выборов каждый кандидат готовит свою видеовизитку, которые публикуются в официальном сообществе ОО в социальных сетях, ведется традиционная предвыборная кампания с листовками, агитками. Например, в течение недели. Затем наступает день тишины, в течение которого будет проходить голосование (в этот день уже нельзя проводить агитацию). Голосование можно сделать онлайн через гугл-форму, можно через форму опроса в ВК, можно сделать оффлайн по классам, с урнами для голосования. В общем, как в классических выборах.
В обоих случаях предварительно кандидаты должны предоставить жюри портфолио и, желательно, рекомендации от классных руководителей.
Подведение итогов тоже стоит сделать торжественным мероприятием, это придаст значимости органу самоуправления и, как следствие, повысит у ребят мотивацию в участии.
4. Не откладывайте первое собрание с выбранными членами органа самоуправления. На нем нужно еще раз проговорить все пункты Положения, утвердить вопрос о регулярных собраниях (как часто они будут проходить, как будут формироваться отчеты, кто будет вести протоколы, кто может присутствовать на собраниях и т.д.).
Протоколы, кстати, нужно вести на каждом собрании. В протоколах указываются - дата, кто присутствовал, кто и по каким вопросам выступал (повестка), итоги собрания, подписи присутствующих.
5. Отчеты о деятельности. На первом же собрании с детьми следует определить, как часто будут делать отчеты по деятельности самоуправления - раз в четверть, раз в полгода, в конце года. И кто это будет делать - заместители по направлениям или же только председатель/президент органа самоуправления. На основании отчетов уже педагог-организатор проводит анализ работы органа самоуправления, а также проходит ротация кадров.
Для органа ученического самоуправления можно разработать логотип, Устав, не противоречащий школьному Уставу. Кроме того, желательно предоставить доступ к календарно-тематическому плану воспитательной работы. Позвольте детям принимать участие в решении важных школьных задач в пределах правовой нормы.
В целом, это основные вопросы и ключевые моменты по организации в ОО органа ученического самоуправления. Главное, чтобы дети понимали значимость этой деятельности и чувствовали свою нужность в этом деле.