Найти тему

Кем собаки работают в библиотеках, и почему это помогает детям?

Фонду "Дом" везёт на добрых друзей, и речь не только о людях. Да, среди наших друзей немало собак – профессионалов своего дела.

Сегодня мы расскажем вам о проекте DogУрок, волонтёры которого помогают детям и взрослым с 2017 года.

Все началось с обычной чёрной дворняги Найти, которая прожила в приюте 4 года, а потом, благодаря новой семье и своей любви к людям, стала помогающей собакой-терапевтом. В 2018 году Найти была признана лучшей собакой-терапевтом в России и награждена премией Best Russian Dog в соответствующей номинации.

Собака-терапевт Найти в Российской детской государственной библиотеке.
Собака-терапевт Найти в Российской детской государственной библиотеке.
Собака-терапевт Найти на церемонии награждения Best Russian Dog.
Собака-терапевт Найти на церемонии награждения Best Russian Dog.

В 2017 году Агентство Стратегических Инициатив признало DogУрок социально значимым проектом, представило его федеральным органам власти и детям со всей страны в здравницах «Артек» и «Океан». Так проект стал важной составляющей социально-психологической и просветительской работы с детьми и подростками, а позже и взрослыми.

В российских школах и  библиотеках волонтёры проводят различные просветительские мероприятия. И это не только чтения книг и уроки - получать и демонстрировать полученные знания ребята могут на квестах и викторинах, которые разрабатываются методистами проекта при участии психологов, педагогов и специалистов по поведению собак. Отдельным направлением работы является социально-психологическая реабилитация в детских и взрослых хосписах, психо-неврологических интернатах.

Викторина High Five! (Дай пять!) от проекта DogУрок для студентов колледжей.
Викторина High Five! (Дай пять!) от проекта DogУрок для студентов колледжей.

В каждом из этих мероприятий участвуют тандемы - волонтёры и их собаки, которые прошли специальную подготовку. В проекте уверены, что понимать специфику работы должны и сами волонтёры, и их питомцы. Более того - важной частью обучения и проверки профпригодности таких тандемов является тест на совместную работу. В её основе - взаимно экологичный подход, участие в проекте собаки должно приносить радость и удовольствие не только людям, но и ей самой. 

Ну а что же все-таки такие специально обученные собаки делают в библиотеке? Проводят со своими волонтерами просветительские мероприятия и приобщают детей к чтению. Легкомысленное и странное, на первый взгляд, занятие – читать книжку собаке, на самом деле несет в себе абсолютную уникальность и пользу.

Сеанс чтения ребенком книги для собаки имеет четкие правила и структуру. Он длится всего 15-20 минут, но каждая из них наполнена своим смыслом. В начале и в конце занятия между ребенком и собакой происходит определенный ритуал (пожать собаке лапу или как-то иначе ее поприветствовать), который может стать постоянным, если ребенок посещает занятия регулярно. Задача ритуала – снять напряжение, включить ребенка в работу, создать контакт между ним и собакой. 

Сеанс чтения собаке проекта DogУрок в Российской государственной детской библиотеке.
Сеанс чтения собаке проекта DogУрок в Российской государственной детской библиотеке.

Большая часть занятия посвящена чтению, во время которого дети часто гладят лежащую рядом собаку. Конечно же, есть время и на непосредственное общение с собакой – это может быть игра с предметом, расчесывание, кормление, команды собаке, «прятки» корма и многое другое.

За один визит собака успевает последовательно послушать в среднем восемь детей. Родители отмечают, что уже после первого занятия дети понемногу меняются – кто-то меньше боится собак на улице и чуть больше понимает природу их поведения, кто-то начинает больше интересоваться чтением. Волонтеры проекта отмечают, что регулярные занятия приносят еще более устойчивый положительный эффект. Грамотный подход позволяет решить такие проблемы, как стеснительность и несамостоятельность ребенка, показывает ему чтение как интересный процесс, который связан с получением новых, интересных знаний в кругу принимающих и не критикующих друзей. 

Автор DogУрока не скрывает, что сама методика «почитай собаке» была придумана задолго до начала проекта. Вероятнее всего, она появилась в конце XX века в США, и использовалась не только для пользы детей, но и для социализации приютских собак. Кстати, кураторы собак, которым помогает фонд «Дом», часто используют такую методику – читать собакам в приютах, прямо в вольерах, для того, чтобы те привыкали к голосу человека и нахождению рядом с ним.

Дети читают книги собакам из приюта, США.
Дети читают книги собакам из приюта, США.

Что касается DogУрока, то стать волонтером проекта может тандем с любой собакой, и взятой из приюта или с улицы, и приобретенной у заводчиков. Главное – гуманный подход к воспитанию собаки и желание совместно общаться с людьми, делая их жизнь интереснее и качественнее.

С 15 по 20 августа, в преддверии Дня защиты бездомных животных, Российская государственная детская библиотека совместно с проектом DogУрок проводит акцию «Книга за корм» в пользу подопечных животных фонда «Дом».  Вы можете принести подарки для собак и кошек фонда «Дом» и оставить их в вестибюле библиотеки в специально оборудованном для этого месте. 

В среду, 17 августа, центральным событии акции станет интересная программа, во время которой все гости – дети и их родители – смогут встретиться с собаками-терапевтами проекта DogУрок и представителями фонда «Дом». Подробнее узнать расписание мероприятий на 17 августа и ознакомиться со списком необходимых кормов и предметов ухода за животными вы можете на сайте Российской государственной детской библиотеки.

Если вы хотите стать частью проекта DogУрок или у вас остались вопросы по данной теме – пишите автору и волонтерам проекта по адресу: info@fundhome.ru.