1 подписчик

Что писали о Scarface: The World Is Yours в год выхода

В середине нулевых практически каждый издатель хотел создать свою «убийцу GTA». Невероятная популярность Grand Theft Auto не давала покоя как крупным, так и не очень деятелям видеоигрового рынка, заставляя их снова и снова вкладывать деньги в очередной клон. Одни пытались разнообразить геймплей новыми механикам, как в True Crime, Saints Row и Driv3r, другие завлекали покупателей незаезженной стилистикой, как в The Saboteur или The Gateaway, а третьи боролись за кошельки игроков при помощи громкой лицензии, как в Godfather или Scarface.

В середине нулевых практически каждый издатель хотел создать свою «убийцу GTA».

Если честно, игру я пропустил, хотя на момент её релиза в 2006 году был активным геймером, а серию GTA затёр до дыр уже тогда. Я обожаю Аль Пачино (Al Pacino), обожаю «Лицо со шрамом», но Scarface даже 15 лет назад ничего, кроме скепсиса, у меня не вызывала. Однако The World Is Yours собрала неплохую прессу, кое-где получив даже девятки и десятки, и в целом неплохо была принята аудиторией. Что представляет собой сама игра — вы в подробностях сможете узнать из грядущего «Разбора полётов», а сейчас давайте посмотрим, что же писали критики о Scarface в момент её выхода.

«А какие здесь [будут] перестрелки!»

Как и в случае с GTAIII, для начала я решил изучить превью. И не зря — в них обнаружилось немало интересного. К примеру, автор «Страны Игр» Игорь Сонин явно питал надежды на что-то большее, чем банальный GTA-клон:

Мы берёмся доказать, что именно Scarface лучше всего справляется с ролью GTA-киллера: здесь более красивая графика, богаче геймплей, и — отличие на миллион долларов — вместо «Busted» честно пишут «You’re fucked!».

Отмечу, что журналистам Scarface впервые была показана в 2005 году на E3 и тогда игра отхватила сплошь негативные отзывы. Для презентации игры Vivendi Games, издатель «Лица со шрамом», даже соорудил в выставочном павильоне копию кабинета Тони Монтаны, но это не особо помогло. Игровой процесс журналистов не впечатлил, а от красот местной графики рецензентам хотелось то ли смеяться, то ли плакать. Разработчики из Radical Entertainment сразу же уловили негативный настрой и выводы из произошедшего сделали правильные:

После той презентации на E3 многие говорили, что Scarface выглядит стерильно, не привлекает внимания». <…> Ничего не оставалось, кроме как начать всё заново.

Продюсер игры Кэмерон Вебер (Cam Weber)

Судя по всему, за год игру неслабо так прокачали — в превью от мая 2006-го журналист «Страны Игр» отзывается о графике довольно тепло:

Движок Scarface — чудо техники, на несколько лет опередившее мотор GTAIII. В игре используется честная смена дня и ночи: солнце ползёт по небосводу, герои отбрасывают правильные динамические тени (привет чёрным кругам из GTA!). Магазины стали наконец частью общего игрового мира, они не отделены загрузкой от основной карты. Зайдя в здание и оставив дверь открытой, вы сможете увидеть, как на улице продолжается жизнь. <…> Первоклассно выглядит вода.

Честно говоря, комплиментарный тон автора «Страны Игр» оставил меня в недоумении, потому что ставить игре в плюс настолько банальные вещи уж слишком странно:

Разработчики Scarface добавили десятки маленьких деталей, сумма которых даёт игре явное преимущество над творчеством Rockstar. Вот пример: с каждым прохожим можно поговорить — в нашей демонстрации Тони подходит к девице воздушно лёгкого поведения и с ходу отпускает более чем сомнительные комплименты. Можно выбежать на проезжую часть, направить пистолет в лицо случайному водителю и заорать «Вон из машины!» — отчего он и правда выходит.

К середине нулевых отечественный бумажный игрожур достиг пика своей популярности — тиражи некоторых изданий исчислялись чуть ли не сотнями тысяч копий, а свежий выпуск можно было купить практически в любом ларьке. Авторы колесили по миру, посещая десятки презентаций, и, как правило, счета за весь этот праздник оплачивал издатель в рамках маркетинговой поддержки игры. Отсюда у простых игроков частенько возникал вопрос: а не проплачено ли мнение этого автора? Можно ли ему доверять?

Примечательно, что в обзоре Scarface Ник Данн (Nik Dunn), автор Gaming Age, тоже затрагивает эту тему:

Самое сложное — это публично критиковать кого-то, с кем ты лично знаком. Игру гораздо проще разнести в пух и прах, когда её авторы обезличены. Что ж, это и произошло с Radical Entertainment и её последним проектом — Scarface: The World is Yours. Я считаю необходимым сказать, что компания прилетела в Ванкувер, устроила нам вечеринку и пыталась повлиять на нас своими коварными предложениями. Тем не менее я обязан честно рассказать об игре, даже если мне и хочется скрыть недостатки или что-то приукрасить.

И я сейчас никого не обвиняю — возможно, у господина Сонина просто был личный конфликт с серией GTA. Иначе объяснить такое количество комплиментов сложно:

…А какие здесь перестрелки! Если в GTA стрельба всегда была сплошной нелепостью, то в Scarface это «игра в игре», полновесный шутер от третьего лица на уровне какого-нибудь Dead to Rights. У Scarface есть все достоинства, которыми может обладать GTA-киллер. И пока Rockstar топчется на одном месте, выпуская десятую игру на одном и том же движке, дерзкие новички готовятся красиво обойти ветеранов.

А вот главный редактор «Игромании» Александр Кузьменко увиденным на презентации 2006 года остался не слишком доволен:

Тони Монтана всё так же стоит на своём балкончике и едва может насчитать в своём теле пару тысяч полигонов. Ублюдки (в каждом из которых полигонов примерно втрое меньше) начинают махать пушками, стройными рядами бегут по направлению к Тони и комично дёргают конечностями. Завязывается перестрелка и происходящее начинает живо напоминать GTA. Но не San Andreas и даже не Vice City, а просто GTAIII, тот самый, что вышел три года назад. Та же устаревшая графика, такая же неуклюжая динамика, те же странные спецэффекты.

Релиз, как всегда, всё расставил по своим местам, однако мнения рецензентов довольно сильно разделились. Да, по большей части игру ругали, и ругали заслуженно, однако примерно треть авторов остались не просто довольны Scarface — некоторые были от неё в неподдельном восторге.