Кайко Моти (Кайкобад Мотивалла) родился в 1921 году в Бомбее. Родители его были парсами, исповедующими зороастризм. Зажиточные парсы жили в Индии много веков, их эмиграция из исламской Персии началась еще в конце VII века.
Мой народ поклонялся огню и свету. Может быть, именно поэтому, через подсознание, свет - моя страсть. У меня не так много детских воспоминаний о жизни в Индии, кроме любви, которой окружали меня родители. Чтобы доставить им удовольствие, я часто ходил в Храм Огня. Я полагал, что существует высшая сила, которая контролирует эволюцию и природу… я представлял себе, что если мне удастся достичь связи с этой высшей силой, то я всегда буду под ее опекой и руководством. И именно эта сила, в этом я убежден, действует через меня.
О том, что ему близка живопись, Моти знал с детства. Уже в подростковом возрасте он посещал частные уроки, затем поступил в Школу искусств, старейшую в Индии. Школу назвали в честь Джамсети Джиджибхоя, бизнесмена и филантропа, который пожертвовал на ее основание 100 000 рупий (Sir J.J. School of Art). Примечательно, что одним из профессоров школы и ее первым деканом был Локвуд Киплинг, отец писателя Редьярда Киплинга. Локвуд Киплинг основал при школе три так называемых ателье: декоративной живописи, лепки и декоративной ковки.
Талант Кайко Моти был замечен, а родители выделили ему нечто вроде частной стипендии на дальнейшее обучение в Университетском колледже в Лондоне. Затем последовала Школа изящных искусств Слейда, где он получил степень магистра по живописи и скульптуре.
«Я родился в Индии, где взгляд на судьбу человека отличается от западного. Жизнь похожа на лодку. Мы — капитаны, которые могут дать команду свернуть или поставить паруса, у которых есть контроль над штурвалом. Но в крайнем случае, ветер и волны определяют наш маршрут. У природы всегда есть последнее слово.
В конце концов, я следую курсу природы, не обязательно по выбору, но поддавшись инстинкту, только тогда я доволен. Противостоять импульсу природы бессмысленно».
В 1947 году Моти побывал в Европе. В течение нескольких недель он путешествовал по Франции, затем отправился в Бельгию, а в Голландии встретил скульптора, который рассказал ему о парижской мастерской Осипа Цадкина — известного скульптора, художника, гравера и поэта.
В 1950 году Моти переехал в Париж. Он занимался скульптурой в мастерской Цадкина, снял небольшую студию. Но ему отчаянно не хватало пространства и денег на материалы. Эти обстоятельства, а также знакомство с английским гравером и художником Стэнли Уильямом Хейтером, побудило Моти заняться графикой.
На современных аукционах Кайко Моти классифицируется как импрессионист. И это родство с импрессионистами, а также с Тернером, которому он поклонялся и отдавал дань в названиях своих работ, ясно видно: в нежных, туманных, мягких очертаниях, в цветах и оттенках.
И все было бы очень просто, если бы не тот факт, что Кайко Моти вообще не пользовался кистью, масляными красками или акварелью.
Подавляющее большинство работ Моти создал как гравер, в технике акватинты, эффект которой напоминает акварель. Медная пластина заменила ему холст, роль кисти исполняла игла.
Термин происходит от двух латинских слов: «aqua» (вода) и «tint» (оттенок). Разновидность офорта, где используется многократное травление кислотой изображения на пластине, частично покрытой лаком, устойчивым к кислоте.
Увлечение Моти светом особенно ярко выражено в его пейзажах. Свет восходов и закатов над водой и землей, полуденный свет, его игра на поверхности воды.
Наши глаза обладают замечательной способностью воспринимать цвета, но можно ли представить цвет без света? И это то, что я люблю: нетронутая и непреодолимая вечная природа вещей.
По сути, нет ничего страшнее черного, пространства абсолютно без света.
В полной темноте нет ничего-ни форм, ни линий, ни красоты, ни даже отсутствия красоты. Такой мир невозможно представить, ибо воплощением жизни является свет...
Когда я рисую пейзаж, у меня нет причин связывать его с людьми, животными или, что еще хуже, зданиями. Единственное, что меня интересует, это свет. Синева неба, белизна облаков – их очевидность проникает в мое нутро.
В его работах чередуются птицы, кошки, лошади, цветы, пейзажи. Они отличаются мягкостью исполнения, где линии практически не доминируют, а размытость изображения подобна сфумато в живописи.
Я не верю в аналитический подход к миру. Тогда теряется эмоциональная радость жизни. Природу нужно принимать такой, какая она есть, и передавать лучшее в ней – только тогда можно сделать синтез жизни и окружающего мира одним целым. Кайко Моти
Каналы, которые просматриваю с большим удовольствием:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.