Потоп – явление крайне неприятное, с какой стороны ни глянь. Ни виновник аварии, ни пострадавшая сторона наверняка не обрадуются произошедшему. А уж если квартира и вовсе съемная – и без того щекотливая и стрессовая ситуация лишь усугубляется. Кстати, а кому в данном случае вообще придется нести ответственность и возмещать ущерб? Давайте попробуем разобраться!
Кто должен оплачивать ремонтные работы по восстановлению пострадавших при потопе квартир?
Прежде всего необходимо установить саму причину происшествия:
- Залили соседи?
- Потек стояк?
- Прорвало батарею?
- Уходя из дома, кто-то забыл выключить воду?
В случае прорыва трубы в перекрытии нужно обратиться в управляющую компанию и потребовать компенсацию ущерба у нее. А вот если трубу или батарею прорвало в квартире, то тут ответственность ложится на плечи собственника, так как именно он должен следить за их состоянием.
А что делать в случаях, когда потоп происходит по вине квартиросъемщика? Возмещать ущерб, нанесенный соседям, обязан собственник квартиры. Однако он имеет полное право потребовать компенсацию расходов с жильца, если именно по его недосмотру произошла авария.
Когда виновник отказывается платить, вопрос решается в судебном порядке. Для этого у собственника должны быть данные о квартиранте, они прописываются в договоре найма:
- ФИО,
- адрес постоянной регистрации (прописки) жильца.
Оценивать причиненный ущерб нужно вместе с соседями, квартира которых оказалась затопленной. Стоит уточнить, в какую сумму они сами оценивают нанесенный убыток. Если договориться не удается, можно пригласить независимого оценщика. Однако чаще всего стороны все-таки сами находят общий язык, а виновник просто выплачивает денежную компенсацию за причиненный вред.
Если сразу установить причину затопления не представляется возможным, то необходимо пригласить представителя управляющей компании дома или ДЭЗа (дирекция по эксплуатации зданий). Профессионалы укажут на причину возникновения данной ситуации.
Рекомендации специалистов
Юристы советуют заранее определять рамки ответственности арендатора и арендодателя, а также отражать их в договоре. Например, если протечка случилась из-за сломанной стиральной машины, виноват владелец (по закону именно он отвечает за работоспособность техники). Если же затопление произошло из-за незакрытого крана, виноват квартиросъемщик. При наличии четко составленного договора решить вопрос с возмещением ущерба будет проще.
Арендодателю на заметку: перед сдачей жилья риелторы рекомендуют устанавливать системы защиты от протечек, например, Neptun Bugatti Smart TUYA. Ее наличие позволит избежать серьезного ущерба, так как вода будет быстро перекрыта, а модуль управления отправит оповещение о ЧП на смартфон.
Заказать свою систему защиты от протечек вы можете на нашем сайте!