Найти тему
Oilgasinfo

Кому достанется Тенгиз после ухода Chevron?

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев недавно заявил, что соглашения о разделе продукции, которые были заключены республикой с иностранными компаниями в 1990-х годах, требуют корректировки.

Правительство в те годы было вынуждено приглашать иностранных инвесторов. Поскольку у республики не было ни технологий, ни средств, чтобы самой разрабатывать крупные месторождения. Первыми, кто пришел на наш рынок, были американцы, в том числе компания Chevron. Она, вместе с государством, приватизировала крупнейшее месторождение на западе Казахстана, сказал глава государства. Правда, он не назвал, что речь идет о Тенгизе. Но именно по этому месторождению был заключен первый контракт с иностранной компанией, с Chevron. При этом сами условия того соглашения, по мнению президента, были подписаны сообразно пониманию инвестиционных соглашений того времени.

«Видите ли, 30 лет тому назад было одно понимание, и мы радовались к приходу крупнейших компаний в нашу экономику. Не было законов о привлечении иностранных инвестиций, и на тот момент соглашения о разделе продукции казались вполне приемлемыми. Но сейчас менять правила игры было бы противоестественно, может быть даже абсурдно с точки зрения долговременных интересов нашей страны. Но коррекция, безусловно, должна быть, и этим мы сейчас аккуратно занимаемся», - сказал К. Токаев.

Позже министр энергетики Болат Акчулаков пояснил, что «коррекция соглашений о разделе продукции с иностранными недропользователями коснется газовой отрасли», и министерство ведет переговоры с инвесторами о поставке дополнительных объемов газа на внутренний рынок. Вопрос стоит об углублении сотрудничества и реализации проектов для строительства новых объектов по газу. Ранее президент поручил правительству совместно с акционерами Тенгизского проекта проработать вопрос перенаправления 2 млрд куб. м газа с экспортного на внутренний рынок.

На этом можно было сказать, что вопрос исчерпан, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что у Тенгизшевройл (ТШО) первым из трех крупных проектов (Тенгиз, Кашаган, Карачаганак) заканчивается срок действия контракта, в 2033 году. Эксперты считают, что республике необходимо пересмотреть контракт с инвесторами, сделав его более выгодным для страны. При этом не исключено, что Казахстан не только пересмотрит контракт, но и передаст основную долю в проекте российской или китайской компании.

Крадущийся тигр, затаившийся медведь

Сегодня Тенгизшевройл самая крупная нефтяная компания страны. На ее долю приходится более трети годовой добычи нефти в республике (26,6 млн из 85,7 млн тонн в 2021 году). Ее платежи в бюджет формируют около 16% всех налоговых поступлений республики (1,7 трлн тенге из 10,7 трлн тенге). Предприятие является крупный работодателем. В 2019 году в пик реализации проекта будущего расширения на Тенгизе трудилось свыше 100 тыс. человек. Сама компания со ссылкой на результаты исследования IHS Markit сообщает, что каждое рабочее место ТШО создает дополнительные 39 рабочих мест в смежных отраслях по всему Казахстану, а каждый доллар, потраченный на местные товары и услуги, стимулирует еще один доллар экономического оборота.

Тем не менее, у властей и представителей отрасли есть ряд вопросов к оператору Тенгиза. В частности, госорганы считают, что компания слишком мало тратит на покупку казахстанских товаров (всего 7-9% от всех расходов на покупку товаров за год), а нефтесервисные предприятия, что ТШО предпочитает выбирать в качестве подрядчиков иностранцев (особенно при заказах инжиниринговых услуг).

Вообще, если вспомнить, то за эти 29 лет у общественности и властей было немало претензий к ТШО. Например, когда оператор сжигал на факелах Тенгиза сырой газ, хранил на месторождении миллионы тонн серы под открытым небом, хотел финансировать расширение производства за счет прибыли компании. Все эти вопросы потом решили. Было установлено оборудование для закачки сырого газа обратно в пласт. После того, как компания заплатила штраф в размере 37 млрд тенге за хранение серы, она за пару лет распродала около 9 млн тонн серы, накопившейся на месторождении. Также власти добились, чтобы акционеры ТШО финансировали проект увеличения добычи за счет заемных средств, чтобы государство получало доходы от прибыли компании.

Тем не менее, вопросы еще остаются. Например, местное содержание от всех затрат на проект будущего расширения ($45,2 млрд), реализация которого сейчас завершается, составляет всего чуть более 30%. Практически, весь сжиженный газ, который производит за год компания (около 1,5 млн тонн), она экспортирует. Учитывая нарастающую нехватку газа внутри страны, властям хотелось бы, чтобы предприятие продавало их на внутреннем рынке, и по внутренним ценам. Так что поводов для пересмотра контракта немало.

При этом акционеры за оставшийся срок соглашения должны вернуть (отбить) инвестиции, вложенные ими в проект. Можно предположить, что при нынешних ценах эта задача вполне реализуема. В прошлом году, к примеру, компания выручила за счет продаж (нефти, газа и серы) свыше $15,9 млрд, а чистыми получила - $5,4 млрд. При этом к концу 2021 года, ее краткосрочные обязательства составили $3,4 млрд, а прочие - $12 млрд. Два года назад ТШО разместила два выпуска евробондов на общую сумму $1,25 млрд, с датой погашения в 2025 и 2030 годах. Кроме того, предприятие имеет долги перед главными акционерами - Chevron и ExxonMobil - за финансирование проектов увеличения добычи.

Тенгиз на Оренбург

Вообще, Тенгиз мог и не достаться Казахстану. Месторождение было открыто в 1979 году, во времена СССР. В 1980-х союзные власти начали его разработку. Были проведены геолого-геофизические работы, пробурены скважины. Но в июне 1985 года на одной из скважин Тенгиза с глубины более 4 км произошел выброс нефти и газа. Горящий столб поднимался на высоту 200 м. Работы по тушению пожара продолжались больше года. Окончательно ликвидировать аварию, в июле 1986 года, помогла американская компания Cameron. Авария показала, что разработка Тенгиза требует применения высоких технологий и новейшего оборудования.

Тем не менее, в Москве хотели оставить месторождение в распоряжении России. Еще в 1988 году Министерство нефтегазовой промышленности СССР и Chevron подписали протокол о намерениях по созданию совместного предприятия «Совшевройл» для освоения Королевского месторождения (расположено рядом с Тенгизом).

В июне 1990 года общественные организации, коллективы нефтегазодобывающих объединений республики направили письма в адрес председателей Верховного совета, Совета министров Казахской ССР и руководству Миннефтегазпрома с требованием передать в собственность Казахстана объекты нефтегазовой промышленности. При этом они отмечали, что «состояние недр и социальные условия районов, оставляемые в наследство коренному населению, находятся в крайне запущенном состоянии», что «Тенгиз ожидает та же участь».

При этом было решено ускорить принятие Закона «О собственности Казахской ССР». В июле 1991 года была создана государственная корпорация «Казахстаннефтегаз» по разведке, добыче, транспортировке, переработке и сбыту нефти, газа и нефтепродуктов. В ее состав помимо других вошло объединение «Тенгизнефтегаз».

«В России нефтяное лобби сильно давило на Ельцина (бывший президент РФ), чтобы тот добился передачи в собственность России месторождения Тенгиз. У меня было много неприятных бесед с Б. Ельциным по этому поводу. Однажды при встрече в Москве Б. Ельцин говорит мне: «Отдайте Тенгиз России». Я посмотрел на него, вижу, не шутит. Отвечаю: «Ну, если Россия отдаст нам Оренбургскую область, ведь Оренбург был столицей Казахстана». Он: «У вас есть территориальные претензии к России?». Отвечаю: «Да нет». Он засмеялся, я тоже. У России не было денег и технологий для разработки такого сложного месторождения. Если бы тогда Тенгиз достался россиянам, они бы законсервировали месторождение, и Казахстан мог остаться их экономическим заложником», - пишет в своей книге «Казахстанский путь» бывший президент РК Нурсултан Назарбаев.

В июне 1990 года был заключен протокол между Chevron и объединением «Тенгизнефтегаз». К слову, в проекте хотели участвовать также японские, британские и итальянские компании.

Вместе с тем, чтобы продолжить сотрудничество с Chevron, нужно было оценить то, что уже сделано на месторождении. Только стоимость нового импортного оборудования на Тенгизе оценивалась в $850 млн, расходы на обустройство месторождения - в 1,5 млрд рублей. Кроме того, Казахстан был против первоначальных договоренностей союзных властей с корпорацией. Республика предлагала определить американскую долю от прибыли до 13%, а казахстанскую - в размере 87%. Союзный вариант доли в СП, предполагал, что у американцев будет 38%, а у СССР - 62%. Были вопросы по роялти и бонусам, выплачиваемых компанией. В результате, первоначальные условия соглашения были изменены. Территория месторождения, передаваемая для освоения ТШО, составила 4 тыс. кв. км вместо первоначально обсуждаемых 23 тыс. кв. км, срок аренды земли - 40 вместо 50 лет, а раздел прибыли: 80,6% - Казахстану, 19,4% - Chevron.

В мае 1992 года между правительством Казахстана и Chevron был подписан протокол о принципах по созданию совместного предприятия. А 6 апреля 1993 года в Алматы было подписано соглашение о создании СП «Тенгизшевройл». Доля Казахстана в предприятии составила 50%, Chevron - 50% (в конце 90-х в СП вошли ExxonMobil (25%) и совместное российско-американское предприятие «Лукарко» (5%)).

Chevron взяла на себя все затраты по обустройству месторождения. Срок действия договора - 40 лет. Первоначальные финансовые вложения - $1,5 млрд. Общий объем инвестиций - $20 млрд. Общие доходы за четыре десятилетия должны составить $210 млрд, расходы - около $83 млрд, 80% предполагаемых доходов должны достаться Казахстану. За весь срок контракта на Тенгизе планируется добыть нефти - 775 млн тонн, пропана - 32 млн тонн, широкой фракции легких углеводородов - 55 млн тонн, серы - 96 млн тонн.

К моменту прихода Chevron, добыча нефти на месторождении была на уровне 1 млн тонн в год. Самый большой годовой объем добычи был достигнут в 2019 году - 29,8 млн тонн. С 2024 года производство нефти должно вырасти до 39 млн тонн в год.

Back in the USSR

В последние годы (особенно после создания ЕАЭС) российские компании увеличили свое присутствие на казахстанском рынке. Недавно было объявлено, что КазМунайГаз и Татнефть подписали соглашение о намерениях по совместной реализации геологоразведочного проекта Каратон-Саркамыс, прогнозные запасы которого оцениваются в 500 млн тонн нефти. Нефтехимическая компания Сибур создает совместное предприятие с КМГ, участвуя в проектах по производству полипропилена и полиэтилена. Ранее в нефтегазовой отрасли Казахстана наиболее активным игроком со стороны российских компаний, пожалуй, была только Лукойл, имеющая доли участия в проектах освоения Тенгиза и Карачаганака. При этом компания обозначила участие в совместных с КМГ проектах по освоению ряда морских месторождений, в том числе, Каламкас-море и Хазар.

Учитывая нарастающее противостояние России с Западом, предстоящий уход с российского рынка крупных западных нефтегазовых компаний (BP, Shell, ExxonMobil и др.), а главное - усиливающееся давление на Каспийский трубопроводный консорциум со стороны российских властей (в виде участившихся проверок, штрафов, остановок), являющейся главной экспортной артерией для транспортировки нефти теми же Shell, ExxonMobil и Chevron, можно предположить, что наш северный сосед в какой-то момент предъявит права на какой-нибудь крупный казахстанский нефтегазовый актив. В прошлом году один из депутатов Госдумы уже заявил, что Россия должна национализировать КТК.

Сегодня извлекаемые запасы Тенгиза и Королевского, разрабатываемых ТШО, оцениваются в 1,4 млрд тонн (11,5 млрд баррелей) нефти. Оценочные запасы в коллекторе месторождения Тенгиз - в 3,1 млрд тонн (25 млрд баррелей). С 1993 года оператор добыл около 500 млн тонн (4 млрд баррелей). Как видим, еще остаются достаточные запасы, чтобы за них побороться, чем вкладывать в поиск и разведку новых месторождений. Поэтому не исключено, что предстоящие десять лет будет немало интересных событий вокруг Тенгизского месторождения.

Что касается китайских компаний, то они занимают третье место (после американских Chevron и ExxonMobil, а также казахстанского КМГ) по уровню добычи нефти в республике. Учитывая постоянно растущий спрос на топливо в КНР, не исключено, что тот же CNPC поборется за более крупный актив в Казахстане. Сейчас у нее 8,5% акций Северо-Каспийского проекта (Кашаган), крупные доли в АО «СНПС-Актобемунайгаз» и ряде других проектов.

Участниками ТОО «Тенгизшевройл» являются: Chevron - 50%, КМГ - 20%, ExxonMobil - 25% и Lukarco - 5%.

Oilgasinfo.kz