Секрет успеха школы – её способность к изменениям

Школа, о которой пойдет речь сегодня, имеет богатую историю и славные традиции: она была открыта еще в 1890 году как церковно-приходская школа и стала первым образовательным учреждением в селе.

Школа, о которой пойдет речь сегодня, имеет богатую историю и славные традиции: она была открыта еще в 1890 году как церковно-приходская школа и стала первым образовательным учреждением в селе. В настоящее время здесь 21 класс и обучаются 415 учеников из семей с разным уровнем социально-экономического благополучия и культурным статусом.

Саморазвитие и повышение квалификации

Ключевой фигурой в школе является учитель, способный отвечать вызовам современного общества и удовлетворять запросы и потребности формирующейся личности школьника.

В школе реализуется модель непрерывного повышения квалификации педагогов. В качестве инструмента развития предложено создание профессионального обучающегося сообщества. Совместная деятельность и ответственность распределена между всем членами сообщества. Перспективный план повышения квалификации учителя формируется на основе карты профессионального развития, составленной по результатам диагностики профессиональных дефицитов. Диагностика учитывает результаты содержательного анализа результатов всероссийских проверочных работ, ОГЭ, ЕГЭ, что позволяет выявить связь между затруднениями школьников в освоении дисциплин и дефицитами педагогов. Также педагоги школы участвуют в апробации новой модели аттестации в виде тестирования, организованного институтом образования; несколько педагогов вошли в новый проект «Индивидуальный образовательный маршрут».

На пути внедрения используемой в настоящее время модели непрерывного повышения квалификации педагогов, школьная команда столкнулась с необходимостью перестроить систему методической работы, вывести ее на новый организационный уровень. Однако учителя не были мотивированы на саморазвитие. Директор школы рассказывает: «Тогда были предприняты следующие шаги: мы изучили литературу, практики других школ, начали участвовать в вебинарах и конференциях, стали сами еженедельно проводить вебинары и семинары в рамках школьного проекта «Единый методический день». За счет собственной активности и новых инструментов мы добились перезагрузки методической работы: внедрили наставничество, ввели «дневник успеха», где фиксируем даты встречи, что было сделано, что получилось, что запланировано на следующие встречи, организуем мероприятия по повышению благоприятной психологической атмосферы в школе, проводим беседы с педагогами по вопросам соблюдения норм педагогической этики. Среди внедренных нами инструментов – совместное преподавание двумя педагогами в одном классе одного предмета, план посещения, план анализа, план обратной связи, открытые дискуссии».

Школа, о которой пойдет речь сегодня, имеет богатую историю и славные традиции: она была открыта еще в 1890 году как церковно-приходская школа и стала первым образовательным учреждением в селе.-2

Формирование образовательных результатов

Анализ проблем привел к необходимости осмысления управления качеством образования и принятию решения об изменении существующего положения вещей, внедрению в инновационную деятельность школы единой педагогической стратегии, технологии формирующего оценивания и смыслового чтения.

По результатам исследования Оценка по модели PISA учителя русского языка и литературы провели тщательный анализ своей работы, и в итоге полностью перестроили работу на уроках, поменяли тактику проведения занятий. Теперь каждый урок проходит с использованием приемов смыслового и продуктивного чтения при работе с текстами. Педагоги изучили банк открытых заданий по предмету для обучающихся на сайте Института стратегии развития образования, разобрали все виды оценочных материалов и активно применяют их в урочной и внеурочной работе.

Формирование математической грамотности осуществляется через индивидуальный подход к обучающимся, применение на уроках парной и групповой работы, системы дифференцированных интегрированных заданий, варьирование форм и методов обучения. Например, в уроки при повторении материала добавляются задачи из реальной математики, в контрольную и самостоятельную работы включаются 1-2 задания на развитие математической грамотности. На внеурочных занятиях проводятся различные конкурсы по решению математических задач на ориентацию в жизненной ситуации.

Компьютерные технологии при изучении курса математики создают принципиально новые возможности для усвоения материала. Различные электронные образовательные ресурсы позволяют решать задачи индивидуализации и дифференциации обучения, стимулирования творческой деятельности учащихся, развития навыков самоконтроля, привычки к рефлексии, а также приводят к изменению роли ученика в учебном процессе – от пассивного потребителя до активного исследователя.

При формировании естественно-научной грамотности особое внимание уделяется системе заданий, моделирующих жизненные ситуации, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Также представляют интерес задания, связанные с местным контекстом. Например, обучающиеся вместе с учителем разработали компьютерную модель изменения геоморфологической деятельности реки Волга после строительства гидроэлектростанции.

Модели взаимодействия

Социальное партнерство – это сотрудничество школы, различных общественных институтов и структур местного сообщества ради достижения общественно значимых результатов. Основными моделями сетевого взаимодействия являются «школа – вуз», «школа – организация дополнительного образования». Пример такого взаимодействия: согласно договору о сотрудничестве с аграрным университетом на базе школы функционирует агрокласс, что помогает профессиональному самоопределению обучающихся и формированию у них мотивации к выбору профессиональной деятельности, связанной с промышленным производством.

Безусловно, самым значимыми партнерами для школы остаются родители – активные участники образовательного процесса. Они включены в состав инициативной группы, курирующей разработку программы развития школы, модель самоуправления школьников, и являются непосредственными организаторами и участниками экскурсий, поездок, школьных праздников, спортивных соревнований.

Профилактика рисков

Одно из важных направлений деятельности управленческой команды – работа над выявлением рисков. По мнению школьной команды, сегодня для школы актуален риск школьной неуспешности. Ему подвержены неблагополучные или неуспешные учащиеся, чьему успеху препятствуют неконтролируемые обстоятельства. Эти обстоятельства включают в себя как экономические, так и социальные факторы, а также проблемы в семьях школьников. Неблагополучные учащиеся вынуждены преодолевать препятствия, с которыми не сталкиваются другие дети. Им необходима поддержка, чтобы подняться над своим неблагополучием.

В школе разработан план действий, чтобы предоставить таким учащимся дополнительные возможности в обучении. План включает анализ результатов по математике и русском языку с 4-го по 9-й классы, с целью выявить возможные затруднения. В анализе учитываются: наблюдения учителей и ближайшего окружения, данные об уровне социально-эмоционального развития школьника, данные о посещаемости и поведении.

Каким образом определить школьную неуспешность, кого отнести к группе риска, как проявляется школьная неуспешность и можно ли предусмотреть риски – над разрешением этой проблемы работает весь педагогический коллектив.

Главными же компонентами успеха школьный коллектив считает правильно выстроенную систему управления, ориентацию деятельности педагогического коллектива на выполнение социального заказа на подготовку всесторонне развитой творческой личности, способность учитывать потребности учащихся и выстраивать с ними продуктивные отношения.