Как ученый Ломоносов возрождал искусство мозаики

831 прочитал

Михаил Васильевич Ломоносов был выдающимся ученым, его научные открытия стали ценным вкладом в развитие не только России, но и всего мира. Они значительно опережали свое время, и некоторые получили признание лишь спустя годы после его кончины. Михаил Васильевич считал себя в большей степени химиком, но был одарен во многих естественных науках, а также занимался изобразительным искусством и сочинял стихи, в том числе духовные. Кроме того, он преклонялся перед гением Петра I, был патриотом и глубоко верующим православным христианином. О главном деле последних лет жизни этого удивительного человека – наша статья.

Портрет, иллюстрирующий отрасли деятельности М.В. Ломоносова. В правом нижнем углу – кусочки разноцветной смальты
Портрет, иллюстрирующий отрасли деятельности М.В. Ломоносова. В правом нижнем углу – кусочки разноцветной смальты

Как Ломоносов увлекся мозаикой

Во времена Ломоносова (1711–1765) мастерами мозаичного дела во всем мире считались итальянцы, которые многие века сберегали и развивали античное и византийское наследие. В России же в сохранности были представлены мозаичные работы XI-XII вв. в Софийском и Михайловском Златоверхом соборах Киева. Однако знания в этой области искусства к XVIII в. на русских землях были утрачены, как позабыты и способы изготовления смальты.

Обученный рисованию в Германии в 1736–1738 гг. Ломоносов в определенный момент вдохновился мозаикой и решил во что бы то ни стало возродить это древнее искусство в России. Для этого у него были все необходимые знания в области физики, химии, геологии и металлургии.

С 1742 г. Михаил Ломоносов начал добиваться у правительства дозволения на создание своей химической лаборатории и в 1746 г. наконец получил разрешение Сената.

Лаборатория и инструменты М.В. Ломоносова
Лаборатория и инструменты М.В. Ломоносова

Не жалея сил и здоровья, ученый вплотную взялся за изучение стекла, в частности такой его разновидности, как смальта. Она отличается непрозрачностью и высокой плотностью.  Уже в 1750 г. были изготовлены первые российские смальты. Ознакомившись с работами итальянских мастеров, Ломоносов задался целью разгадать секрет изготовления большого спектра оттенков стекла. И понял, что этого можно добиться путем добавления в смальту оксидов различных металлов. Так, к 1752 г., после более 3000 опытов по изготовлению широкой цветовой палитры стекла ученый смог приступить к созданию своего первого мозаичного панно.

Михаил Васильевич Ломоносов был выдающимся ученым, его научные открытия стали ценным вкладом в развитие не только России, но и всего мира.-3

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Первые работы

В 1752 г. Ломоносов набирает из полученных смальт свою первую мозаичную работу – икону Божией Матери. Как писал сам автор, образ был составлен с оригинала «славного римского живописца Солимена, а всех составных кусков поставлено больше 4000, а для изготовления составов делано 2184 опыта в стеклянной печи». Эту икону Ломоносов подарил императрице Елизавете на именины, и образ был принят ею с удовольствием и повешен среди икон в царских покоях.

Мозаичная икона работы М.В. Ломоносова. 1752 г.
Мозаичная икона работы М.В. Ломоносова. 1752 г.

Другую пробную мозаику Ломоносова датируют 1753 г. Это образ Нерукотворного Спаса, который довольно примитивен в исполнении и создавался по слову автора «в начинание опытов мозаичного художества». Эта работа была выполнена по заказу ближайшей подруги императрицы Елизаветы графини Шуваловой. В письме к Шуваловым Ломоносов писал: «…хотя нарочитые недостатки имеет, однако для новости дела и для малости изображения, уповаю, некоторое мне извинение приобрести может, а особливо ежели несколько повыше в удобном месте поставлен будет...». По замыслу автора этот образ был рассчитан «на освещение свечами и лампадами и на восприятие с известного расстояния», чтобы его простота была менее очевидна. Позднее икону передали Николаевскому Малицкому монастырю, который находился под особым покровительством Шуваловых.

Мозаичный образ Нерукотворного Спаса работы М.В. Ломоносова. 1753 г.
Мозаичный образ Нерукотворного Спаса работы М.В. Ломоносова. 1753 г.

Для масштабирования своей деятельности по возрождению искусства мозаики в России Михаилу Ломоносову нужна была собственная фабрика цветных стекол. Получить финансирование от правительства на ее постройку у него получилось именно благодаря связям с приближенными императрицы Елизаветы – канцлером  Воронцовым и графом Шуваловым с супругой. Так, очень быстро Ломоносову выделили место под фабрику в Усть-Рудице Петербургской губернии. И деятельность Ломоносова на этом поприще быстро начала разворачиваться. Ученый получает от Академии наук двух помощников – одаренных художников Матвея Васильева и Ефима Мельникова и достаточно быстро повышает уровень своих работ. Для сравнения приведем мозаичные портреты очень почитаемого и любимого Ломоносовым царя Петра I с разницей всего лишь в один год.

Портреты Петра I работы М.В. Ломоносова. 1753 и 1754 гг.
Портреты Петра I работы М.В. Ломоносова. 1753 и 1754 гг.

За последующие 10 лет Михаилом Васильевичем и его учениками было создано около 40 мозаичных работ. Из них до наших дней дошло 23 мозаики. Большинство из них – портреты высокопоставленных лиц, современников ученого. Однако сохранился портрет и благоверного князя Александра Невского, который создавался для украшения гробницы святого.

Князь Александр Невский
Князь Александр Невский

Были мозаики и религиозной направленности. Одна из поздних мозаичных работ мастерской Михаила Ломоносова – образ святого апостола Петра – практически не уступает живописному оригиналу.

Мозаика «Апостол Петр». Мастерская Ломоносова. 1761 г.
Мозаика «Апостол Петр». Мастерская Ломоносова. 1761 г.

Пожалуй, самая масштабная и грандиозная работа мастерской – монументальное полотно «Полтавская баталия» размерами 6,4 на 4,8 метра. Картина создавалась два года и была закончена в 1764 г.

Михаил Васильевич Ломоносов был выдающимся ученым, его научные открытия стали ценным вкладом в развитие не только России, но и всего мира.-9

Это полотно – одна из 12 задуманных мозаик, отображающих жизнь и подвиги Петра I. Эти панно должны были украсить Петропавловский собор, где находится гробница российского императора. Но идее не удалось осуществиться. В 1765 г. Михаил Васильевич Ломоносов умирает. В 1925 г. мозаика была перенесена в здание Академии наук Ленинграда и там пребывает до сих пор.

Плачевно сложилась и судьба мастерской. После смерти ученого энтузиаста вскоре прекратилось и финансирование работы русских мозаичистов со стороны правительства.

Однако труды Ломоносова, движимого верой в Бога и заботой о развитии русского общества, не были напрасны. Его письменные заметки о свойствах стекла и изготовлении смальты стали широко востребованы годами позднее. И сегодня мы можем наблюдать, как мозаичное искусство все чаще и чаще применяться в создании святых ликов для украшения православных храмов. Потому что у Бога ничто хорошее не теряется и не забывается, но все приходит в свое время.

Современная мозаика Иоанна Крестителя мастеров Свято-Елисаветинского монастыря
Современная мозаика Иоанна Крестителя мастеров Свято-Елисаветинского монастыря
Михаил Васильевич Ломоносов был выдающимся ученым, его научные открытия стали ценным вкладом в развитие не только России, но и всего мира.-11

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЧИТАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ О ПРАВОСЛАВИИ!