Михаил Васильевич Ломоносов был выдающимся ученым, его научные открытия стали ценным вкладом в развитие не только России, но и всего мира. Они значительно опережали свое время, и некоторые получили признание лишь спустя годы после его кончины. Михаил Васильевич считал себя в большей степени химиком, но был одарен во многих естественных науках, а также занимался изобразительным искусством и сочинял стихи, в том числе духовные. Кроме того, он преклонялся перед гением Петра I, был патриотом и глубоко верующим православным христианином. О главном деле последних лет жизни этого удивительного человека – наша статья.
Как Ломоносов увлекся мозаикой
Во времена Ломоносова (1711–1765) мастерами мозаичного дела во всем мире считались итальянцы, которые многие века сберегали и развивали античное и византийское наследие. В России же в сохранности были представлены мозаичные работы XI-XII вв. в Софийском и Михайловском Златоверхом соборах Киева. Однако знания в этой области искусства к XVIII в. на русских землях были утрачены, как позабыты и способы изготовления смальты.
Обученный рисованию в Германии в 1736–1738 гг. Ломоносов в определенный момент вдохновился мозаикой и решил во что бы то ни стало возродить это древнее искусство в России. Для этого у него были все необходимые знания в области физики, химии, геологии и металлургии.
С 1742 г. Михаил Ломоносов начал добиваться у правительства дозволения на создание своей химической лаборатории и в 1746 г. наконец получил разрешение Сената.
Не жалея сил и здоровья, ученый вплотную взялся за изучение стекла, в частности такой его разновидности, как смальта. Она отличается непрозрачностью и высокой плотностью. Уже в 1750 г. были изготовлены первые российские смальты. Ознакомившись с работами итальянских мастеров, Ломоносов задался целью разгадать секрет изготовления большого спектра оттенков стекла. И понял, что этого можно добиться путем добавления в смальту оксидов различных металлов. Так, к 1752 г., после более 3000 опытов по изготовлению широкой цветовой палитры стекла ученый смог приступить к созданию своего первого мозаичного панно.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Первые работы
В 1752 г. Ломоносов набирает из полученных смальт свою первую мозаичную работу – икону Божией Матери. Как писал сам автор, образ был составлен с оригинала «славного римского живописца Солимена, а всех составных кусков поставлено больше 4000, а для изготовления составов делано 2184 опыта в стеклянной печи». Эту икону Ломоносов подарил императрице Елизавете на именины, и образ был принят ею с удовольствием и повешен среди икон в царских покоях.
Другую пробную мозаику Ломоносова датируют 1753 г. Это образ Нерукотворного Спаса, который довольно примитивен в исполнении и создавался по слову автора «в начинание опытов мозаичного художества». Эта работа была выполнена по заказу ближайшей подруги императрицы Елизаветы графини Шуваловой. В письме к Шуваловым Ломоносов писал: «…хотя нарочитые недостатки имеет, однако для новости дела и для малости изображения, уповаю, некоторое мне извинение приобрести может, а особливо ежели несколько повыше в удобном месте поставлен будет...». По замыслу автора этот образ был рассчитан «на освещение свечами и лампадами и на восприятие с известного расстояния», чтобы его простота была менее очевидна. Позднее икону передали Николаевскому Малицкому монастырю, который находился под особым покровительством Шуваловых.
Для масштабирования своей деятельности по возрождению искусства мозаики в России Михаилу Ломоносову нужна была собственная фабрика цветных стекол. Получить финансирование от правительства на ее постройку у него получилось именно благодаря связям с приближенными императрицы Елизаветы – канцлером Воронцовым и графом Шуваловым с супругой. Так, очень быстро Ломоносову выделили место под фабрику в Усть-Рудице Петербургской губернии. И деятельность Ломоносова на этом поприще быстро начала разворачиваться. Ученый получает от Академии наук двух помощников – одаренных художников Матвея Васильева и Ефима Мельникова и достаточно быстро повышает уровень своих работ. Для сравнения приведем мозаичные портреты очень почитаемого и любимого Ломоносовым царя Петра I с разницей всего лишь в один год.
За последующие 10 лет Михаилом Васильевичем и его учениками было создано около 40 мозаичных работ. Из них до наших дней дошло 23 мозаики. Большинство из них – портреты высокопоставленных лиц, современников ученого. Однако сохранился портрет и благоверного князя Александра Невского, который создавался для украшения гробницы святого.
Были мозаики и религиозной направленности. Одна из поздних мозаичных работ мастерской Михаила Ломоносова – образ святого апостола Петра – практически не уступает живописному оригиналу.
Пожалуй, самая масштабная и грандиозная работа мастерской – монументальное полотно «Полтавская баталия» размерами 6,4 на 4,8 метра. Картина создавалась два года и была закончена в 1764 г.
Это полотно – одна из 12 задуманных мозаик, отображающих жизнь и подвиги Петра I. Эти панно должны были украсить Петропавловский собор, где находится гробница российского императора. Но идее не удалось осуществиться. В 1765 г. Михаил Васильевич Ломоносов умирает. В 1925 г. мозаика была перенесена в здание Академии наук Ленинграда и там пребывает до сих пор.
Плачевно сложилась и судьба мастерской. После смерти ученого энтузиаста вскоре прекратилось и финансирование работы русских мозаичистов со стороны правительства.
Однако труды Ломоносова, движимого верой в Бога и заботой о развитии русского общества, не были напрасны. Его письменные заметки о свойствах стекла и изготовлении смальты стали широко востребованы годами позднее. И сегодня мы можем наблюдать, как мозаичное искусство все чаще и чаще применяться в создании святых ликов для украшения православных храмов. Потому что у Бога ничто хорошее не теряется и не забывается, но все приходит в свое время.
КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ