129 подписчиков

Методика взаимного обучения учеников в классе

Методика взаимного обучения учеников не нова. Эта форма учебной работы, сущность которой состоит в обучении более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста, возникла в 1798 году в Великобритании. Её разработчиками стали независимо друг от друга доктор Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер. Поэтому в научной литературе её также определяют как Белл-Ланкастерскую систему.

Если у вас есть группа учеников уже освоивших какую-либо тему, и другая группа учеников, которые ещё работают над этой темой или затрудняются её понять, их можно объединить. Один ученик уже освоил материал, а другому нужна помощь. Объедините их в группы.

Методика взаимного обучения учеников не нова.

Во время уроков вы можете стимулировать взаимное обучение среди учеников вашего класса. Это может вам пригодиться по нескольким причинам.

Во-первых, как мы все знаем, когда человек объясняет кому-то тему, нужно понимать её на очень глубоком уровне. Так что это замечательный способ укрепить понимание материала учениками, которые преподают его одноклассникам.

Это способ позволяет развить у них универсальные навыки, выходящие за пределы изучаемой темы. Такие ученики будут развивать свои навыки общения, подачи материала, будут проявлять эмпатию по отношению к своим одноклассникам. Таким образом, можно развить целый ряд навыков.

Кроме того, это способ содействовать тому, чтобы ученики старались подавать друг другу хороший пример. Отстающие ученики начнут равняться на тех, кто не только освоил тему, но может помочь одноклассникам в её освоении в благоприятной для сотрудничества среде. Если всё делать правильно и структурировано, это может помочь ещё больше стимулировать сотрудничество среди учеников, а также подтолкнуть их к тому, чтобы они подавали друг другу пример.

Как учитель может организовать занятия по взаимному обучению?

Во-первых, вы можете составить информационную панель для своего классу, например, перед занятием или за день до него. Вот пример того, как может выглядеть такая панель. Затем вы можете рассмотреть тему, которую часть учеников уже освоила, а другая часть ещё нет. Определите, кто из учеников уже справился с материалом и кому нужна помощь. А затем объедините их в пары.

Методика взаимного обучения учеников не нова.-2

До начала занятий, основываясь на личных особенностях каждого ученика и том, насколько хорошо, с вашей точки зрения, они понимают материал и насколько им нужна помощь, определитесь, какие пары вы можете организовать. Вы можете сделать это в рамках изучения какой-то конкретной темы или целого ряда тем, над которыми работает класс. Это один из способов — разбить учеников на пары.

Есть ещё один способ, который, кстати говоря, предложили сами ученики в одном из наших классов. Они используют доску объявлений. Вот пример доски. Они начали писать на доске, кто на чём застрял, и кто в чём должен помочь другим. В изучении определенной темы. Они пользовались этой доской, чтобы находить себе пары самостоятельно, естественным образом. Ученики сами это придумали. Они начали строить настоящую культуру командной работы, сотрудничества в пределах класса. Они начали наблюдать друг за другом. Увидев, что кто-то нуждается в помощи, его одноклассники сразу же оказывали ему поддержку.

Кроме того, ученики, которые убеждались, что хорошо освоили материал, и хотели позаниматься с другими, оставляли свои данные на доске и предлагали одноклассникам задавать вопросы. Вот таким быстрым способом можно организовать сотрудничество между одноклассниками.

Для разделения учеников на пары вы можете пользоваться любым методом. Либо посмотреть на информационную панель и подумать, какие пары вам следует назначить, либо дать классу возможность самостоятельно сформировать эти пары естественным путём, в ходе общения между учениками.

Для учителя, проводящего занятия по взаимному обучению, важно принимать в них деятельное участие. Следить за тем, чтобы разговоры учеников были эффективными и представляли собой сотрудничество в полном смысле этого слова.

Советуем понаблюдать за такими занятиями и использовать их как воспитательный момент, как возможность чему-то дополнительно научить учеников. Вы можете, например, оценить учеников по ряду параметров. Здесь указано всего три, но я уверен, что вы сможете придумать ещё несколько.

Вы будете наблюдать за этими занятиями по взаимному обучению, а затем предложите ученикам обратную связь. Скажете ученикам, которые выступали в роли преподавателей, насколько ясно им удалось изложить материал и как они могут усовершенствоваться в этом.

Поняли ли они тему по-настоящему, прежде чем пытаться её объяснить, или у них самих ещё есть пробелы в знаниях, помешавшие им ясно излагать мысли. Удалось ли им при изложении материала сосредоточиться на основных понятиях.

Кроме того, во время таких занятий надо следить, чтобы ученики не ограничивались тем, что просто подсказывали бы другим правильные ответы, помогали получать хорошие оценки или баллы. Нужно следить, чтобы они действительно занимались взаимным обучением, помогая другим понять изучаемую тему настолько, чтобы суметь самостоятельно продолжить учёбу. Оценивайте, насколько ученики концентрируются на понятийном понимании.

Удалось ли им проявить достаточную гибкость, вникнуть в ситуацию одноклассников, с которыми они занимались, и понять, в чём именно они нуждаются? Пытались ли они удовлетворить эти потребности и объяснять материал в соответствии с этим?

Вот несколько вещей, о которых вы можете подумать. Вы даже можете обсудить эту систему с классом. Присутствовать на этих занятиях и обсуждать результаты. Или можете попросить самих учеников обсуждать выученное после таких вот занятий. Или можно поручить кому-то из них наблюдать за занятием. Затем с помощью этого человека можете быть в курсе и давать указания. Тут можно делать много интересных вещей.

Главное — помнить, что это способ учиться за рамками предмета как такового и развивать при этом упомянутые выше личные качества.

Полезная литература:

  1. Белл-Ланкастерская система // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1891. — Т. III. — С. 380.
  2. Википедия. «Статья Белл-Ланкастерская система» URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Белл-Ланкастерская_система (дата обращения: 18.08.2023).
  3. Баранник Н.С., Горбатюк В.Ф. Взаимное обучение как модификация парного обучения // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6-2. – С. 350-354; https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29990 (дата обращения: 18.08.2023).
  4. Гамель И. Х. Описание способа взаимнаго обучения по системам Белла, Ланкастера и других, в коем изложены начало и успехи сего способа в Англии, во Франции и в других странах, и подробно изъяснены правила и порядок употребления онаго в училищах. — СПб.: типография Императорскаго Воспитательнаго дома, 1820.
  5. Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы / Н. Н. Малофеев // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. – М., 2000. т. Вып. 3. – С. 65.
  6. Телешов С.В. Ланкастерская школа в России // Педагогика, № 10, 2005, с. 73.