Найти тему
В ответе за них

Начало

С четвертым классом
С четвертым классом

В сентябре 1988 - 89 учебного года я приняла четвертый класс в свой кабинет-музей А.П. Гайдара, начала работать с ними. Дети были хорошие, в основном мальчишки. Я их уже знала, работала с ними в лагере.

Слева мой хороший помощник и командир отряда Алеша Якимовский.
Слева мой хороший помощник и командир отряда Алеша Якимовский.

Они уже вдохновились идеей Гайдаровского отряда, уже начали соревноваться, уже провели несколько экскурсий. Но...

Прошел слух, что нашу школу будут расформировывать, что детей вместе с педагогами переведут в город, в первую вспомогательную школу (так оно и произошло), а поселок Промышленный, где находилась наша школа, тоже подлежит закрытию. Перспектива ездить в город за 35 км меня совсем не радовала, и я начала искать себе место логопеда. Узнала, что на поселке Комсомольском в 33 школе работает логопедом воспитатель группы продлённого дня, без специального образования на полставки, что ее, можно сказать, вынудили взять эти полставки, чтобы не аннулировали должность логопеда в школе.

И я пошла ва-банк. Явилась к директору этой школы и предложила себя, как "крупного специалиста", при этом добавила, что могу и, как оформитель, помогать при случае. Директор Елена Владимировна рассмеялась, посоветовала мне пока не раскрывать всех карт и взяла меня на работу. Лидия Петровна, директор школы-интерната, не стала меня отговаривать, понимая, что такой шанс мне упускать нельзя.

И вот, я уже логопед общеобразовательной школы. В моём распоряжении кабинет и 25 начальных классов по моим должностным обязанностям в те времена. Двадцати пяти начальных классов в школе, конечно, не было, хотя в некоторых параллелях был даже класс Е. А посему я должна была работать с детьми ещё одной, 11 школы поселка.

Для индивидуальных занятий дети из этой школы приходили в мой кабинет, а групповые занятия я проводила в одиннадцатой школе, где придется. Там логопедического кабинета не было. Все это было непривычно. Да я и не смогла привыкнуть мотаться из школы в школу. Бывало, что приду на занятие, а учитель забыла и отпустила детей. Конфликтовать я жутко не люблю. Расстраивалась очень. До сих пор сны страшные снятся, что я прихожу на занятия в эту школу, а там сидят совершенно незнакомые дети и говорят, что приходили уже много раз, а я не являлась. А я смотрю на них и не знаю, что мне с ними делать, с чего начать, как восполнить то, что я пропустила.

Для начала я прошла по классам, обследовала всех младших школьников в поселке. Набрала детей в три раза больше, чем надо, и начала работать. Начинать всегда трудно. Выяснилось, что общеобразовательные школы работают по программам профессора А.В. Ястребовой (потом я с ней познакомилась на курсах и она называла меня не иначе, как дорогая Ольга Александровна). Я узнала, что у нас принята Московская классификация, где нельзя в заключении писать дисграфия, дислексия и т.д. Вот нельзя и все! А надо: нарушения чтения и письма, обусловленные...тем-то и тем-то. Одним словом, наши Ленинградские заключения считаются жуткой крамолой. Ничего, перестроилась. Как говорят китайцы: не важно какого цвета кошка, лишь бы она хорошо мышей ловила.

Поселок Комсомольский находится от Воргашора на расстоянии семи километров, если ехать по дороге, а если идти по тундре напрямую, то меньше.

-3

Где-то километра четыре. Я решила ходить на работу, а иногда и с работы пешком. Всю взрослую жизнь я боролась с лишним весом с переменным успехом: то он меня поборет, то я его. А тут ещё в 33 школу заявился экстрасенс с кодировкой и иголочками. Я в первых рядах отправилась к кудеснику, принимающему клиентов, как ни странно, в директорском кабинете. Мужчина в белом халате производил какие-то пассы руками, что-то говорил, я при этом качалась, как от ветра дерево. Потом он вкрутил мне в ухо малюсенькие иголочки и заклеил их пластырем, чтобы не вывалились. Не помню, сколько времени я их носила и куда они делись, но худеть я начала весьма быстро. Что тут сказалось больше: кодировка или пешие прогулки по тундре? Кстати, я ходила пешком даже зимой, конечно, в хорошую погоду. Однажды, придя на работу в свою 33 школу, узнала, что детей увезли в театр, а меня не предупредили. Я закрылась на ключ, заткнула замочную скважину ватой, положила у батареи пуховик и уснула на нем в знак протеста.

По тундре ходить мне нравилось. Снег в Воркуте ложится уже в октябре, а тает в июне, а иногда и в июле. Идёшь, а он весело поскрипывает под ногами. Среди занесённых снегом кустов сидят куропатки, едва различимые - белые на белом.

Куропатки на снегу почти не видны
Куропатки на снегу почти не видны

Увесистые такие, похожие на раскормленных голубей. Однажды около совхоза, мимо которого лежал мой путь, видела охотящегося на мышку песца.

Красавчик песец
Красавчик песец

Он смешно подпрыгивал и нырял, зарываясь мордочкой в снег.

А в мае прилетели пуночки, полярные птички, необыкновенной красоты. Они сидели на пригорочке, заметив меня, приближающуюся к ним, вспорхнули и скрылись из виду.

Пуночки - вестники весны
Пуночки - вестники весны

В 33 школе, как и в других раньше, да и позже, я рисовала на стенах. Сейчас мне мои художества кажутся наивными, но нравились же они и учителям, и школьникам, да и мне самой тоже. В большинстве случаев я расписывала стены в реакреациях. Но звали меня и в классы. И вот как-то в каникулы я увлеклась этим занятием, расписыванием стены в кабинете биологии, и не заметила, что все работники из школы ушли. Вышла в коридор и почувствовала, что я одна в школе. Да, почувствовала. В школе появилось эхо. Оно отзывалось мне, когда я металась в поисках выхода, взывая о помощи, ведь меня ...заперли в школе одну. А впереди были выходные. Все телефоны находились в кабинетах, также тщательно запертых. От отчаянья я готова была на стену лезть. Но полезла в окно. Пока металась вдоль окон в надежде увидеть прохожих и привлечь внимание, обнаружила, что одно окно отпирается и находится как раз над перилами крыльца. Я открыла это огромное окно, выкинула сумочку и вылезла на перила, закрыла поплотнее окно, спрыгнула и бегом на остановку. Никто не видел, как я вылезала. Слава был дома, когда я приехала. Он, узнав, что со мной приключилось, взял здоровенный гвоздь, молоток и мы помчались на Комсомольский. Там, как воры, подошли к школе и муж, взобравшись на перила, заколотил окно этим гвоздем, чтобы за выходные в школу не забрались настоящие воры или хулиганы. Я не стала никому рассказывать про этот случай. Почему-то мне в этой школе не хотелось, чтобы меня обсуждали. Я была новым человеком и прославиться таким глупым образом мне совсем не хотелось. А гвоздь так никто не вынул. По крайней мере, пока я там работала.

Продолжение следует