Вначале был пол, и тысячелетиями считался он неизменным и незыблемым, породив повсеместно распространенный и крайне живучий миф о женской и мужской сущности, о женском и мужском предназначении: природой или Богом женщине предначертано быть нежной и трепетной хранительницей очага, а мужчине — храбрым и великим добытчиком хлеба насущного. Так биологические различия, т.е. естественное п@л@вое разделение человека для продолжения рода, становятся его судьбой (спасибо З. Фрейду, метко и ёмко выразил суть). И от этой судьбы никуда не деться. Если родилась ты с женскими органами, то будь добра развести костер, приманить к нему мужчину и родить от сильного и смелого детей, — сущность твоя такова, ничего не поделаешь, все претензии к матушке-природе или к Богу. Знакомая история?
Великая мистификация
Согласитесь, отлично придумано: отсылать к тому, с чем не поспоришь и кого нельзя опровергнуть. Именно придумано, потому что наличие определенных репродуктивных органов автоматически не ведет к тому, как женщина и мужчина должны себя вести и какое место занимать в обществе, о чем свидетельствуют далеко не единичные в истории человечества случаи преодоления индивидами и группами своего п@л@вого предназначения. Сразу вспоминаются мифические амазонки, теория идеального государства Платона, где воинами-защитниками наравне с мужчинами были и женщины, легендарная Жанна Д’Арк и многочисленные царицы и королевы — от древности до современности.
Эта придумка возникла не враз, не одномоментно. Это тысячелетнее, кропотливое, подчас кровавое закрепление властных, иерархических отношений по базовому для человека признаку — полу. Оно, это закрепление, уходит настолько вглубь веков, что п@л@вая иерархия до сих пор кажется нам естественной и само собой разумеющейся, словно иначе и быть не может. Она сидит не столько в сознании каждого человека, будь то мужчина или женщина, сколько в его подкорке, в его коллективном бессознательном. Мы можем совершенно не осознавать того факта, что делим всё и всех (не только людей и живых существ, но и вещи, события, качества) на мужское и женское, где всё, что принадлежит к мужскому миру, обладает более высоким статусом, чем то, что относится к женскому.
Как возникла идея гендера
Прорыв в понимании искусственного происхождения двоично-иерархической структуры мира случился во второй половине XX в., когда возникла и стала набирать обороты гендерная теория. Ее появлению многое предшествовало. В первую очередь феминизм первой волны, когда активистки последней трети XIX – начала XX вв. боролись за избирательные, образовательные и имущественные права женщин, тем самым ставя под вопрос правильность существующей социальной системы. Значительно повлияли и исследования первобытных племен в Самоа и Новой Гвинее американского антрополога Маргарет Мид, которая в своих работах 1930–1940-х гг. указывала на непривычное для европейца поведение аборигенов, когда мужчины и женщины словно менялись местами. Не обошлось и без знаменитой книги Симоны де Бовуар «Второй пол» со ставшей крылатой фразой «Женщиной не рождаются, ею становятся», и без новых подходов и новых объектов изучения в таких науках, как медицина, психология, сексология.
Как научный термин, гендер впервые появился в 1955 г. в работах американского сексолога Джона Мани, изучавшего гермафродитизм и транссексуализм. Закрепление в научном обороте понятия «гендер» и его первая теоретическая проработка принадлежит американскому психоаналитику Роберту Столлеру, в 1968 г. опубликовавшего две книги о поле и гендере. В 1970–1980-е гг. гендер прочно вошел в западные социально-гуманитарные науки. Он стал одним из базовых категорий анализа общества наряду с классом, расой, этносом и породил множество новых предметов исследования и научных направлений.
В российских общественных науках гендер пытается прижиться с конца 1980-х гг. и получается у него далеко не так успешно, как на Западе. В первую очередь ему пеняют за отсутствие в русском языке удобного и приемлемого эквивалента. Иногда его пытаются заменять словосочетанием «социальный пол», но оно не особо удобно. Также гендеру достается за то, что он отсылает к зарубежным теориям, которые либо неизвестны в отечественной науке, либо не соответствуют реалиям российского общества. Как бы там ни было, появление понятия «гендер» оказало огромное влияние на изучение ранее скрытых социальных и культурных процессов и на радикальное переосмысление места мужчины и женщины и в публичной сфере, и в приватной, домашней. Так благодаря гендеру на поверхность вышла основная проблема половой дифференциации человека — социальное неравенство мужчин и женщин.
Что такое гендер
Гендер указывает на социальные и культурные характеристики пола и подчеркивает тот повсеместно распространенный факт, признанный учеными лишь 60 лет назад, что социальные различия мужчин и женщин не являются естественным продолжением их биологических различий, а обусловлены влиянием социокультурных факторов. Что надеть, как себя вести, чем заниматься, что можно делать, а чего нельзя, где можно находиться, а где нельзя — всё это и есть социокультурные факторы, и они отнюдь не заданы нам биологически. Например, во многих культурах женщинам веками запрещалось носить мужскую одежду, чьим символом стали брюки. Несколько десятилетий назад женщины начали массово их носить. Перестали ли эти женщины быть биологическими женщинами? Потеряли ли они свой пол? Отнюдь.
Или другой пример: с 1 января 2021 г. в России сократился список запрещенных для женщин профессий с 456 до 100.
«Теперь женщины смогут работать водителями большегрузных автомобилей и сельскохозяйственной спецтехники (за исключением машинистов строительной техники), быть боцманами, шкиперами и матросами на судне, занимать должность машиниста электричек и скоростных поездов, а также выполнять верхолазные работы на высоте свыше десяти метров», — написано в небольшой заметке на сайте РБК.
Изменился ли пол тех женщин, которые хотели, но согласно нашему законодательству от 2000 г. не могли быть машинистами поездов, матросами, боцманами или водителями большегрузов? И чем объяснялся этот запрет? Скорее всего, тем же, что и оставшиеся сейчас запрещенными профессии:
«Как сообщили в Минтруде, критериями при пересмотре перечня были факторы, “опасные для репродуктивного здоровья женщин, влияющие на здоровье будущего поколения и имеющие отдаленные последствия”».
Что изменилось за 21 год? Неужели репродуктивная система женщины стала иной? Или разрешенные теперь профессии стали меньше на нее влиять? Или дело в чем-то другом?
Ловкость подмены понятий
Здесь мы видим виртуозную подмену гендера полом, когда вместо подлинных разнообразных социокультурных причин нам подсовывают «простую» биологическую: репродуктивное здоровье женщины. Ограничительная забота — главный признак обозначенной подмены, с которой мы, женщины, встречаемся чаще, чем способны увидеть и осознать. Всякий раз, когда нам прямо или завуалированно указывают на то, что мы чем-то не можем заниматься или чего-то не в состоянии понять или достичь, потому что мы — женщины, т.е. обладаем женскими половыми органами, наш пол заслоняет и вытесняет гендер: биологическое берет верх над социальным. И тогда мы скатываемся на уровень примитивных биологических существ, словно лишаясь принадлежности к человеческому роду. Жестко? Увы, так и есть, просто мы не привыкли эти метаморфозы замечать. Лучше все же замечать, и понятие гендера здесь нам весьма помогает.
С какими примерами подмены гендера полом сталкивались вы?
Надежда Ершова
Подробнее о том, что такое пол, можно прочитать в статье
#женщины #наука #гендер #гендерныеисследования
Подписывайтесь на мой канал «О женщинах сквозь науку»!
Спасибо за лайки и комментарии, они помогают развитию канала!