Найти тему
TechnicalStories

Причины износа МКПП или «Как не убить механику»

Доброго дня друзья!

За время существования механические коробки передач (в отличие от автоматических) не претерпели особых изменений. Менялись материалы корпуса, шестерен и синхронизаторов, количество передач и валов, увеличивалась прочность элементов, но принцип работы и основные элементы конструкции остались прежними, впрочем, как и высокая надежность надёжность этих агрегатов, делающая их почти «вечными» по сравнению с другими узлами и агрегатами автомобиля.

Однако некоторые автолюбители всё же сталкиваются с проблемами работы МКПП ввиду износа их внутренних элементов. Так в чем же проблема? Что заставляет столь надежный узел давать сбои и требовать ремонта? Давайте разберем самые важные факторы и ошибки при эксплуатации МКПП.

Замена масла – многие производители современных авто даже для автоматических КПП с гораздо большим набором трущихся и нагружаемых элементов заявляют об отсутствии необходимости замены масла на весь срок службы автомобиля. Для МКПП – и подавно. Однако законы физики никто не отменял. Трущихся (подшипники, валы и шестерни, которые изготавливаются их стали, а иногда и пластиков) и фрикционных (синхронизаторы скоростей валов, изготавливаемых из мягких металлов) деталей там предостаточно. Все эти детали в ходе работы образуют металлическую мелкодисперсную взвесь, наиболее крупные частицы которой «прилипают» к находящимся к картере МКПП магнитам, а мелкие в виде взвести постоянно находятся в масле и при их накоплении кратно ускоряют износ. Да и масло намного быстрее теряет свои защитные и вязкостные свойства в условиях резких температурных перепадов и неизбежного возникновения конденсата, который, так же не добавляет ресурса. При покупке нового автомобиля обкатку (самопритирку деталей) проходит не только двигатель, но и все остальные узлы машины (КПП, редукторы и пр.). Почти все производители рекомендуют произвести первую замену масла в двигателе в укороченный интервал пробега, чтобы убрать из него все вредные продукты притирки деталей. Но про передающую всю нагрузку от двигателя к колесам КПП «заботливо» забывают. Поэтому для обеспечения длительной службы МКПП следует обязательно менять масло в ней не реже раза в 50000 км.

Прогрев МКПП - также не следует забывать и о климатических условиях нашей страны, где присутствуют множественные холодные пуски. Да, да! При прогреве машины прогревается прежде всего двигатель, а МКПП прогреть возможно только в движении, при начале которого она почти всегда остается не прогретой. Для этого следует (особенно в сильные морозы) не спешить с переключением передач. Переключать их необходимо медленно, чтобы дать возможность маслу войти в рабочий диапазон температур. Спешка может привести к характерному хрусту при переключении, свидетельствующему о том, что синхронизаторы не успевают выровнять скорости валов, и, как следствие, получите износ шестерен, который в перспективе может развиться в самопроизвольное выключение («вылетание») передач при движении.

Недовыключение сцепления – одна из наиболее распространенных ошибок даже опытных водителей и самая распространенная причина выхода коробок из строя. Недожатие педали сцепления «в пол» при переключении передач МКПП приводит к очень сильному износу синхронизаторов, ввиду того, что двигатель всё еще частично передаёт тягу. При этом если автомобиль относительно новый, то вы сначала даже не почувствуете своей ошибки, так как первое время синхронизаторы будут справляться с этой нелегкой задачей уравнивания скоростей валов при не полностью снятой с них нагрузке, а потом будет уже поздно и вы, в лучшем случае, «попадете» на их замену, а это весьма не дешево. Учитывая низкое качество сервиса в нашей стране, лезть в коробку с её полной разборкой – не самое перспективное занятие.

Резкие старты и переключения – резкие почти ударные нагрузки не сказываются лучшим образом ни на одном агрегате. МКПП – не исключение, ей тоже «больно» (пусть и не так как АКПП) при резком трогании с дымом из под колес, и она не ответит вам взаимностью при определении её дальнейшего ресурса. Резкие же переключения значительно нагружают все те же синхронизаторы, которые работают с повышенным трением. В общем плавная размеренная езда – это почти всегда залог успеха.

Качество залитого масла – производители авто зачастую экономят на всём, не гнушаясь заливать в узлы авто при его продаже мягко говоря не самое лучшее масло. Особенно это касается МКПП/АКПП, так как шанс того, что владелец будет руководствоваться здравым смыслом и опытом, игнорируя при этом заверения менеджеров производителя о «вечности» масла и самих агрегатов, довольно мал. Гарантийный срок коробка скорее всего отходит, а дальше….. дальше это уже не проблема продавца. Что уж говорить если автомобиль приобретен с рук.

Поэтому не стоит экономить и рекомендуется всё же сменить масло в коробке после приобретения авто в надежном сервисе.

Надеюсь моя статья была полезна вам. С какими проблемами и ошибками при эксплуатации МКПП сталкивались вы – напишите в комментариях. Спасибо за внимание.

Авто
5,66 млн интересуются