Что делает страх старости иррациональным? То, что люди боятся вполне конкретных вещей, но не делают ничего, чтобы хоть как-то их избежать или уменьшить их влияние на свою жизнь в глубоко пожилом возрасте.
Например, боятся болезней и немощности, но не проходят регулярного обследования, игнорируют рекомендации врачей и не следят за весом. Или боятся бедности, но не прилагают никаких усилий, чтобы в старости обрести какую-либо финансовую поддержку в том или ином виде. И мой любимый пример – боятся остаться в одиночестве, но обращаются со своими близкими так, что близким часто хочется выйти от них в окно.
На что рассчитывают эти люди? Вот, допустим, те самые «добрые» бабушки, которые страшно любят изводить своих внуков, посвящают этому занятию практически все свободное время и постоянно превосходят самих себя в изобретательности этих издевательств. Неужели они всерьез думают, что внуки будут до конца их дней их терпеть, навещать их, помогать им и выслушивать их старческие жалобы? Серьезно, разве можно этого ожидать после такого отношения?
А на что рассчитывают, к примеру, начальники, грубо и жестоко обращающиеся со своими подчиненными? Ну вот придет какая-нибудь проверка, и кресло под начальником зашатается – да и по возрасту уже на пенсию давно пора. Начальник серьезно рассчитывает, что его подчиненные не воспользуются этой ситуацией, чтобы от начальника как-то избавиться? Он правда думает, что его будут защищать и поддерживать? И когда он уйдет на пенсию, будут навещать его с тортиками и букетами цветов?
Да, действительно, как ни странно, все эти люди именно на это и рассчитывают. Как вообще все злые люди, они рассчитывают на доброту всех остальных окружающих их людей и на то, что и в старости они будут иметь неограниченный доступ к этой самой доброте. Доброту других людей они не считают заслугой и личностной особенностью этих других людей – нет, они считают ее своим собственным источником живительной силы, своим личным и не отторгаемым от себя ресурсом.
Им и в голову не может прийти, что этот источник может когда-нибудь иссякнуть. Что в ответ на издевательства человек может просто перестать с ними общаться. Что в ответ на беспредел можно получить мстительную «ответку», а не справедливый суд с адвокатом. Что люди будут неизменно с ними вежливы, добры и справедливы, несмотря на то, что сами они были чудовищами.
Подобно Теду Банди, долгие годы перед казнью заваливающего суды всевозможными жалобами и апелляциями, все злодеи той или иной степени злодейства всегда рассчитывают на доброту других людей. Особенно им нравится использовать эту доброту в старости – ведь «старших надо уважать», и можно сколь угодно мучить других людей, не смеющих им нагрубить и даже возразить. Именно на вежливость, воспитанность, великодушие и милосердие рассчитывают эти люди, когда их, наконец, настигнет старость.
И ведь правильно делают. Самых отъявленных злодеев, как правило, ждет справедливый суд, беспомощную старушку выхаживает самая нелюбимая дочь, а бывшего начальника нет-нет, да и навестит сердобольная подчиненная. Злодеи, рассчитывающие на чужую доброту, знают, что они делают, и знают, что свое в итоге получат – потому что доброта не мстит, и доброта милосердна.
Когда вы боитесь неизвестности, или старости, или чего-то еще, что мало объяснимо, но сильно вас тревожит – подумайте об этом. Если уж злодеям достается даже после всех злодеяний их кусочек доброты, то и вам она точно достанется – просто по заслугам. Пользоваться чужой добротой, как неиссякаемым ресурсом, конечно, не стоит, но рассчитывать на нее можно. Если вы рассчитываете на доброту, вы меньше боитесь, а чем меньше страха – тем меньше и агрессии.