Найти тему

Тайна ритма: как объем нашей памяти влияет на восприятие ритма в музыке.

Барабанщик Игнат Кравцов из LRK Trio, во время записи альбома Midnight Nostalgia
Барабанщик Игнат Кравцов из LRK Trio, во время записи альбома Midnight Nostalgia

Согласно исследованиям, наш мозг не может поместить в рабочую память более 6-8 единиц информации за один раз. Мозг пытается свести крупные и сложные повторяющиеся единицы к более мелким и простым.

Чтобы ощутить ритм именно как ритм, мозгу необходима повторяющаяся структура - с ее помощью он формирует ожидание следующего удара. Поэтому ритмическая структура может содержать не более 6-8 различных ударов и должна повторяться каждые 10-20 секунд (время работы кратковременной памяти), чтобы память не переполнялась.

Объем рабочей памяти и нехватка опыта накладывают также ограничения на то, насколько сложные ритмы мы способны воспринимать именно как ритм, а не как хаотичный набор звуков. Зачастую это вопрос практики: чем дольше мы учимся воспринимать сложные ритмы, тем лучше мозг группирует элементы. Благодаря этому мы обретаем способность одновременно удерживать в кратковременной памяти бОльшее количество элементов и понимать сложные ритмы. Учиться этому лучше начинать еще в детстве. Если рано начать слушать сложные ритмы - мозг научится лучше группировать удары и тоны. Так мы учимся строить гипотезы о ритме, структуре и чувствовать пульс музыки.

Современным западным слушателям по этой причине не очень нравятся неровные ритмы или полиритмия. Сложная полиритмия наблюдается, например, в балканских и африканских барабанных ритмах.

Необходима определенная тренировка, чтобы распознавать подобные ритмические структуры, иначе слушатель может воспринять их как какофонию.

Корни современной западной академической музыки уходят в григорианское пение, а в нем ритмическая структура не представлена. Во времена классицизма и романтизма возрастала сложность гармонии, тембра и мелодической линии, а ритм - упрощался.

Количество информации, которое мозг способен проанализировать во время прослушивания и исполнения произведения, ограниченно. Следовательно, если усложняется гармония и мелодия, необходимо упростить ритм. Видимо, нам приходится выбирать: либо сложная гармония и мелодия, либо сложный ритм.

Современная поп-музыка, рок и даже джаз имеют простые ритмы, если сравнивать к примеру с музыкой первобытных племен. Несмотря на отдельные примеры полиритмии в джазе, чаще происходит синкопирование простого основного ритма, т.е это можно рассматривать, как фрагменты полиритмии.

Хотя у музыкантов, особенно джазовых, чувство ритма лучше, чем у тех, кто не занимается музыкой, даже джазовые музыканты в чем-то проигрывают тем, кто играет на традиционных африканских барабанах в плане восприятия и воспроизведения сложных полиритмических вариаций.

Источник: книга "Мозг и музыка", Аре Бреан и Гейр Ульве Скейе

P.S: Спасибо, что читаете мои канал. Подписывайтесь в ТелеграммВКонтакте)
Подкаст о музыке: https://onwaves.mave.digital/
Если вам интересно узнать что-либо о музыке, о написании песен, о голосе - пишите в комментариях, я буду рада поделиться своими знаниями в этой области.

#ритм #полиритмия #фольклор #африканские ритмы #музыка