Согласно исследованиям, наш мозг не может поместить в рабочую память более 6-8 единиц информации за один раз. Мозг пытается свести крупные и сложные повторяющиеся единицы к более мелким и простым.
Чтобы ощутить ритм именно как ритм, мозгу необходима повторяющаяся структура - с ее помощью он формирует ожидание следующего удара. Поэтому ритмическая структура может содержать не более 6-8 различных ударов и должна повторяться каждые 10-20 секунд (время работы кратковременной памяти), чтобы память не переполнялась.
Объем рабочей памяти и нехватка опыта накладывают также ограничения на то, насколько сложные ритмы мы способны воспринимать именно как ритм, а не как хаотичный набор звуков. Зачастую это вопрос практики: чем дольше мы учимся воспринимать сложные ритмы, тем лучше мозг группирует элементы. Благодаря этому мы обретаем способность одновременно удерживать в кратковременной памяти бОльшее количество элементов и понимать сложные ритмы. Учиться этому лучше начинать еще в детстве. Если рано начать слушать сложные ритмы - мозг научится лучше группировать удары и тоны. Так мы учимся строить гипотезы о ритме, структуре и чувствовать пульс музыки.
Современным западным слушателям по этой причине не очень нравятся неровные ритмы или полиритмия. Сложная полиритмия наблюдается, например, в балканских и африканских барабанных ритмах.
Необходима определенная тренировка, чтобы распознавать подобные ритмические структуры, иначе слушатель может воспринять их как какофонию.
Корни современной западной академической музыки уходят в григорианское пение, а в нем ритмическая структура не представлена. Во времена классицизма и романтизма возрастала сложность гармонии, тембра и мелодической линии, а ритм - упрощался.
Количество информации, которое мозг способен проанализировать во время прослушивания и исполнения произведения, ограниченно. Следовательно, если усложняется гармония и мелодия, необходимо упростить ритм. Видимо, нам приходится выбирать: либо сложная гармония и мелодия, либо сложный ритм.
Современная поп-музыка, рок и даже джаз имеют простые ритмы, если сравнивать к примеру с музыкой первобытных племен. Несмотря на отдельные примеры полиритмии в джазе, чаще происходит синкопирование простого основного ритма, т.е это можно рассматривать, как фрагменты полиритмии.
Хотя у музыкантов, особенно джазовых, чувство ритма лучше, чем у тех, кто не занимается музыкой, даже джазовые музыканты в чем-то проигрывают тем, кто играет на традиционных африканских барабанах в плане восприятия и воспроизведения сложных полиритмических вариаций.
Источник: книга "Мозг и музыка", Аре Бреан и Гейр Ульве Скейе
P.S: Спасибо, что читаете мои канал. Подписывайтесь в Телеграмм, ВКонтакте)
Подкаст о музыке: https://onwaves.mave.digital/
Если вам интересно узнать что-либо о музыке, о написании песен, о голосе - пишите в комментариях, я буду рада поделиться своими знаниями в этой области.
#ритм #полиритмия #фольклор #африканские ритмы #музыка