57 подписчиков

=Краткая история Аниме 2 часть=

Скоростной экспресс аниме индустрии, набравший обороты в 60-е годы благодаря визионеру и творцу Осаме Тедзуке, в 70-е и 80-е годы даже не подумал сбавить обороты, на полном ходу рванув к новым и...

Скоростной экспресс аниме индустрии, набравший обороты в 60-е годы благодаря визионеру и творцу Осаме Тедзуке, в 70-е и 80-е годы даже не подумал сбавить обороты, на полном ходу рванув к новым и неизвестным горизонтам. Одним из его машинистов стали двое кинематографистов, чьи имена сегодня невозможно произносить без придыхания: Хаяо Миядзаки и Мамору Осии.

Легенда японской мультипликации Хаяо Миядзаки в начале своей карьеры трудился в Toei Animation и получил признание, работая художником промежуточных кадров в аниме «Приключения Гулливера» (1965). Недовольный оригинальным окончанием сценария, Миядзаки предложило свою собственную идею для финала, которая в итоге и была использована.

Позже он также сыграл важную роль на посту главного аниматора, концептуального художника и дизайнера сцен в аниме «Принц Севера» 1968 года, знаковом для жанра творении режиссера Такахато Исао, с которым Миядзаки впоследствии продолжит сотрудничать в течение следующих десятилетий.

Вдвоем они в 1985 году основали студию Ghibli, в стенах которой великий Миядзаки сочинил все свои аниме-шедевры, рассказывающие необычным способом понятные каждому вещи о свободе выбора, защите окружающей среды, поиске взаимопонимания между противными сторонами. «Навсикая из Долина Ветров, «Небесный замок Лапута», «Мой Сосед Тоторо», «Служба Доставки Кики» — все эти названия, знакомые и милые сердцу любому настоящему поклоннику, имели оглушительный успех у зрителей, в том числе и коммерческий, что было особенно ценно для наращивающей мускулы индустрии.

Тем временем коллега и «конкурент» Миядзаки Мамору Осии, работавший в анимационной компании Tatsunoko Productions, срежиссировал в 1978 году свое первое аниме — сериал «Меткий Канта». Но не этот тайтл сделал ему имя, а более поздний комедийный, научно-фантастический сериал «Эти несносные инопланетяне», который стали транслировать в 1981 году. Уникальность аниме состоит в том, что его считают первым в своем роде, вдохновившим фанатские переводы.

После этого Осии приложил руку к созданию первого официального аниме в формате OVA, «Даллос», все четыре серии которого вышли в 1983 году, за которым последовало также «Яйцо ангела» в 1985 году. Следующим проектом должен был стать «Якорь», над которым Осии сотрудничал вместе с Миядзаки и Такахатой, но мультфильм отменили на стадии задумки из-за художественных разногласий троицы. Однако Осии все-таки смог поработать с Миядзаки спустя двадцать лет, когда в 2004 году, вместе с ним сделал сиквел к своему главному хиту, «Призраку в доспехах».

Разумеется, деятельность указанных авторов была не единственным примечательным событием, происходящем в аниме индустрии в те годы. По мере того, как росли темпы создания новых студий и сериалов, вокруг них начала формироваться совершенно иная субкультура, сегодня называемая культурой «отаку». В 1978 году в Америке начали издавать первые специализированные журналы, посвященные анимации, а такие издания, как «Animage» и вовсе были направлены исключительно на обычных зрителей, фактически предвосхитив бум увлеченности аниме на Западе. И есть что-то символическое, что флагманом народной любви стала космическая опера от Sunrise под названием «Mobile Suit. Gundam».

Занятный факт, но поначалу сериал про гигантских управляемых роботов, получивший потом сотни разных продолжений и ответвлений, не пользовался какой-либо популярностью, когда он вышел в эфир в 1979 году. Более того, долгое время он даже находился под угрозой закрытия, так как японская аудитория, была не совсем готова к миру ближайшего будущего, в котором люди сражались против самих себя по политическим и идеологическим причинам, а не против злых инопланетян, или к тому, что стандартных героев и злодеев заменили группой неприкаянных подростков с противоречивыми характерами. Помимо хаоса войны, обоим сторонам конфликта еще приходилось бороться с личными проблемами и решать непростые моральные дилеммы. Это было непривычно, сложно для понимания и резко контрастировало с тем, что обычно показывали по телевизору.

Тем не менее, ситуация полностью изменилась, когда «Bandai», японская компания по производству игрушек, получила лицензию на механические изделия по вселенной «Gundam». Выяснилось, что модельки роботов из сериала продаются более чем хорошо, и шоу таким образом начало потихоньку обрастать поклонниками. В результате оно было показано аниме-сетью «Animax» по всей стране, а затем другими телевизионными сетями — по всему миру. Не стоит говорить, что аниме ждал колоссальный успех, открывший дорогу другим проектам в подобном стиле. В частности, нельзя не упомянуть «Macross» (1982), научно-фантастическое меха аниме с очень крупным по тем временам бюджетом и шикарной анимацией, на котором заработали в первую очередь благодаря продаже сувениров и фанатской атрибутики.

В среде старых ценителей благословенные 1980-е годы, как правило, считаются «золотой эрой» традиционного аниме, и на то есть веские основания. В тот период выходило наибольшее разнообразие тайтлов, и деньги текли в индустрию нескончаемым потоком. Кроме того, аниме успешно выбралось за границы Японии и стало мировым феноменом. Фильмы того же Миядзаки выходили в кинотеатрах наравне с другими блокбастерами и собирали внушительную кассу. Хорошо показали себя другие проекты, как например, «Повесть о Гэндзи» и «Могила светлячков», но даже на провалы, которых хватало, мало кто обращал внимание, так как одна неудача компенсировалась другими успехами.

Пожалуй, самыми дорогими и знаковыми мультфильмами тех годов стали «Королевский десант» (1987) и «Акира» (1988); в обоих были тщательно детализированные сцены и диалоги с синхронизированными голосами и движением губ (впервые для аниме). «Акира» примечательно своей невероятно плавной анимацией, использующей для создание этого трудоемкого эффекта беспрецедентное количество целлулоидных пленок — более чем 160 000. Хотя ни один из этих фильмов не добился чего-либо положительного в прокате, «Акира» стала культовым фильмом, повлиявшее на умы и творчество целой плеяды авторов, в том числе сестер Вачовски и братьев Даффер.

Ничто хорошее не длится вечно, и к концу 80-х ситуация начала резко ухудшаться не для только аниме индустрии, а для всей японской экономики, переживающей последствия своего бурного и бесконтрольного развития. Финансовый пузырь, раздувавшийся годами, наконец-то лопнул и привел к закономерной стагнации. Многие аниме-студии закрылись, в то время как другие ушли в производство нового вида развлечений, захватывающего умы молодежи, — видео игр. Единственной студией, которая не только выжила, но и нарастила свое влияние, стала Ghibli. Ее произведение не просто окупались, «Ведьмина служба доставки» например, завоевала позицию самого кассового фильма Японии за весь 1989 год.

Какие-то надежды возлагались на быстро развивающуюся сферу домашнего видео. Победы VHS и массовое распространения видеомагнитофонов действительно помогли сделать множество хороших и известных сегодня OVA, но кардинально это не поменяло мнение финансистов и практиков, считавших, что заработать деньги на аниме больше было невозможно. Золотая эра закончилась, а смерть гения Тэдзуки Осамы в 1989 году для многих казалось предвестником смертельного исхода для всей индустрии рисованной анимации.

Продолжение следует…