21 подписчик

Культурное развитие католической церкви в Средневековье, её взаимодействие с инакомыслящими и возникновение великого парадокса.

Для полного понимания приведённого ниже материала желательно ознакомиться с двумя предыдущими статьями:

Конец Средневековья - как это происходило и причём здесь церковь?
Папа Римский против Императора - кто побеждал в инвеститурной борьбе?

Говоря об институтах папской власти, немаловажным представляется отметить, что они активно применялись в качестве поддержки преобразований религиозного характера. Так, церковное безбрачие становилось всё более распространённым явлением, а среди наиболее значимых новых церковных практик, введённых в XIII веке, появились индивидуальные исповеди, которые проявили себя как весьма эффективный инструмент контроля в обществе, а также теория пресуществления, догмат которой подразумевал веру христиан в присутствие плоти и крови Иисуса в хлебе и вине, подававшемся в процессе обряда, который называется евхаристией.

Такими темпами, на переломе Средневековья мы могли наблюдать окончательное крещение Европы, которое предстало в виде симбиоза папской автократии с интеллектуальным усилием, что нашло своё воплощение в архитектуре нового образца, ознаменовавшей самый показательный скачок в истории Церкви со времён эпохи Отцов. Что же это была за архитектура такая? Это и была так называемая готика, которая постепенно вытесняла романский стиль и на долгое время определила особенности европейского пейзажа, в первую очередь за счёт поразительной серии соборов, возведённых преимущественно в Северной Франции и Англии.

Терминологический справочник

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в X-XII вв., характерными чертами построек которого являются ясность архитектурного силуэта и лаконичность наружной отделки, поскокольку здания органично вписывались в окружающую природу.
ЭПОХА ОТЦОВ ЦЕРКВИ - период времени со II по VIII вв., ознаменовавшийся очень значимой и плодотворной деятельностью "отцов церкви", причисленных к лику святых (у католиков - Августин, Иероним, Григорий Великий и др., у православных - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др.).
Амьенский собор во Франции (1220 г.) как яркий пример готической архитектуры того времени.
Амьенский собор во Франции (1220 г.) как яркий пример готической архитектуры того времени.

Здесь мы видим массовое вдохновение и энтузиазм народных масс, вложивших в строительное дело столь впечатляющие ресурсы. Подобного рода труды они идентифицировали как подношения Богу, а результаты же этих трудов, в свою очередь, явились важным инструментом евангелизации и просвещения. Так, витражи сооружённых храмов всячески украшались различными библейскими сюжетами, которым предстояло стать стержнем европейской культуры, а на фасадах возводились изображения судеб праведников и грешников, предназначенные, очевидно, для нравоучительного эффекта. Христианство, за счёт всех этих и прочих моментов, приобретало ещё большую публичность.

Скульптурная иллюстрация сцен из Библии над главным входом Страсбургского собора, выполненного в готическом стиле.
Скульптурная иллюстрация сцен из Библии над главным входом Страсбургского собора, выполненного в готическом стиле.

Столь интенсивное распространение и внедрение религии в умы людей получило подкрепление в виде формирования новых монашеских орденов. Особенно в этом отношении стоит выделить францисканцев, известных также как “серые братья” по признаку расцветки их одежды. Это был нищенствующий орден, проповедовавший максимально скромный и смиренный образ жизни, основателем его был Франциск Ассизский - человек, который бросил свою семью и полностью отрёкся от всякой собственности, предпочтя отшельнический образ жизни в среде нуждающихся и прокажённых. Позже к нему присоединился богач Бернард де Квинтавалле, который продал всё своё имущество, а полученные деньги вместе с Франциском раздал бедным. Постепенно к ним начали присоединяться и другие люди, которые активно занимались проповедью в деревнях и городах, попутно иногда помогая местным крестьянам по их сельским заботам, разумеется, не требуя за это денег. Следует отметить, что о полноценной организации речи пока что не шло, но набрав достаточное количество сторонников и учеников, Франциск отправился в Рим с тем, чтобы попросить у папы (на тот момент им был Иннокентий III) официального утверждения составленного им для своего братства устава. А Иннокентий III, в свою очередь, не упустил возможность установить свой контроль над данным потенциально раскольническим движением, он признал за францисканцами право их проповеди бедного житья и предложил им выбирать своего старшину, но в то же время он подчинил их церкви, сделав этот орден обязанным своему существованию Папскому Престолу. Как бы то ни было, нищенствующий орден распространялся и процветал, а его “серые” монахи продолжали исполнять свою миссию среди бедных слоёв населения. Похожую деятельность осуществляли представители и другого ордена - доминиканцы. Их основатель - испанский монах Доминик - стал известен своими проповедями в Лангедоке, где и нашёл своих соратников в лице группы монахов, поддержавших его идеи. Идеи эти, к слову, заключались не только в нищенствующем образе жизни, но и в изучении и распространении наук, что очень немаловажно отметить, если учесть, что доминиканцы в будущем встали у порога открытия первых университетов. Официально их орден был признан в 1216 г. папой Гонирием III (преемник Иннокентия III). Не менее важным видится, говоря о сторонниках этого ордена, и аспект их вклада в инквизицию. Да, ориентировочно именно в это время и начала формироваться та самая средневековая инквизиция в том её виде, с которой у большинства обывателей она ассоциируется сейчас - крайне жёсткого и бескомпромиссного института католической церкви, призванного истребить всю ересь. А доминиканцы далеко не в последнюю очередь ему поспособствовали, в частности и сам святой Доминик, который упорно агитировал за крестовый поход против еретиков катаров ещё во время своей проповеди в Лангедоке в 1209-1213 гг.

Доминик де Гусман - онователь ордена доминиканцев.
Доминик де Гусман - онователь ордена доминиканцев.

На данном походе и на самих катарах в частности стоит остановиться поподробнее. Катары, обозначаемые также таким термином как альбигойцы, являлись еретиками. Всякая религиозная ересь исходила из искажения, либо несогласия с общепринятыми нравственными привычками и ортодоксальными догмами. Так, альбигойцы были убеждёнными подвижниками идеи абсолютного дуализма, что подразумевало под собой веру в такой миропорядок, в котором царствуют две силы - духовные (творцом и представителем которых является Бог) и земные (материальный мир, представляемый Сатаной). Основываясь на этом, данные еретики отвергали всё имущественное и плотское как зло, и нетрудно догадаться, что к этой же категории они относили и католическую церковь со всей её собственностью и богатствами, отвергая их и ратуя за их ликвидацию. Дошло до того, что сам папа римский был объявлен наместником дьявола. Воззрения подобного рода приобретали всё большее распространение и популярность, причём не только у простолюдинов (что и так было вполне ожидаемо), но и у представителей богатых слоёв, что, очевидно, не могло не обеспокоить католическую церковь и её главного (на тот момент) представителя в лице Иннокентия III, который изначально пытался переубедить непокорных словом, но за неэффективностью перешёл к действиям. Так, покровительствующие альбигойцам феодалы были отлучены от церкви. Наиболее видный покровитель граф Раймон VI Тулузский пришёл на встречу в Лангедоке (1208 г.) с папским легатом. Последний на следующий день был убит, а сама встреча закончилась перебранкой. Этот инцидент послужил поводом для крестового похода против еретиков, начатый в 1209 г. Нужно обратить внимание, что к нему присоединились и миряне, причём в довольно большом количестве, подогреваемые привлекательными перспективами захвата земель альбигойцев. Тем самым, мы можем наблюдать весьма любопытное явление объединения светских и духовных сил западного христианского мира, вызванное необходимостью сокрушения общего врага, представляющего опасность своим инакомыслием.

Терминологический справочник

ПАПСКИЙ ЛЕГАТ - личный представитель папы римского, которого направляют с поручениями к другим монархам или же к каким-либо общинам верующих.
Альбигойский крестовый поход (1209-1229 гг.).
Альбигойский крестовый поход (1209-1229 гг.).

Ведя разговор об инакомыслящих и развивая эту тему, необходимо помнить о факте их постоянного пополнения во всё новых и различных проявлениях, которое происходило и продолжало происходить невзирая на крайне сильную средневековую нетерпимость в религиозной сфере. Консервативные сторонники догмы папской монархии спровоцировали появление противоположной точки зрения, гласящей о разделении церкви и светского общества и отсутствии необходимости вмешательства первой в дела последнего. Еретические воззрения на почве такого рода идеи закономерно приобретали ещё большую привлекательность, увеличивая количество своих сторонников и им сочувствующих. Выходили из-под контроля официальных структур духовенства и представители так называемых мистических вероисповеданий, такие как “братья общей жизни”, в числе которых был известный мистик Фома Кемпийский. Он и ему солидарные “братья” по-своему трактовали “подражание Христу” и проводили идею неформального “современного благочестия”, которое подразумевало акцент на внутреннем состоянии человека и приоритет его индивидуального отношения к Богу. В этих и других аналогичного характера движениях мы можем наблюдать великий парадокс церкви средневековой Европы. Она достигла пика своего влияния и богатства, владела роскошнейшими соборами и огромными вотчинами, солидными денежными ресурсами (которые только пополнялись сборами десятины), многочисленными учёными фондами и библиотеками, сконцентрировавших в стенах своих зданий плоды сильнейшего религиозного и интеллектуального рвения. Сила и значимость церкви воспринимались как отражение славы и могущества самого Бога. Но при всём при этом, всё это делалось под эгидой религии, одной из основных идей которой являлось прославление бедности и смирения. К каким последствиям привело это противоречие, и через какие метаморфозы и конфликты прошла папская церковь в дальнейшем - поговорим в следующий раз.

Статья написана на основе материалов из труда Джона М. Робертса и Одда А. Уэстада "The Penguin History of the World".