Для полного понимания приведённого ниже материала желательно ознакомиться с двумя предыдущими статьями:
Конец Средневековья - как это происходило и причём здесь церковь?
Папа Римский против Императора - кто побеждал в инвеститурной борьбе?
Говоря об институтах папской власти, немаловажным представляется отметить, что они активно применялись в качестве поддержки преобразований религиозного характера. Так, церковное безбрачие становилось всё более распространённым явлением, а среди наиболее значимых новых церковных практик, введённых в XIII веке, появились индивидуальные исповеди, которые проявили себя как весьма эффективный инструмент контроля в обществе, а также теория пресуществления, догмат которой подразумевал веру христиан в присутствие плоти и крови Иисуса в хлебе и вине, подававшемся в процессе обряда, который называется евхаристией.
Такими темпами, на переломе Средневековья мы могли наблюдать окончательное крещение Европы, которое предстало в виде симбиоза папской автократии с интеллектуальным усилием, что нашло своё воплощение в архитектуре нового образца, ознаменовавшей самый показательный скачок в истории Церкви со времён эпохи Отцов. Что же это была за архитектура такая? Это и была так называемая готика, которая постепенно вытесняла романский стиль и на долгое время определила особенности европейского пейзажа, в первую очередь за счёт поразительной серии соборов, возведённых преимущественно в Северной Франции и Англии.
Терминологический справочник
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в X-XII вв., характерными чертами построек которого являются ясность архитектурного силуэта и лаконичность наружной отделки, поскокольку здания органично вписывались в окружающую природу.
ЭПОХА ОТЦОВ ЦЕРКВИ - период времени со II по VIII вв., ознаменовавшийся очень значимой и плодотворной деятельностью "отцов церкви", причисленных к лику святых (у католиков - Августин, Иероним, Григорий Великий и др., у православных - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др.).
Здесь мы видим массовое вдохновение и энтузиазм народных масс, вложивших в строительное дело столь впечатляющие ресурсы. Подобного рода труды они идентифицировали как подношения Богу, а результаты же этих трудов, в свою очередь, явились важным инструментом евангелизации и просвещения. Так, витражи сооружённых храмов всячески украшались различными библейскими сюжетами, которым предстояло стать стержнем европейской культуры, а на фасадах возводились изображения судеб праведников и грешников, предназначенные, очевидно, для нравоучительного эффекта. Христианство, за счёт всех этих и прочих моментов, приобретало ещё большую публичность.
Столь интенсивное распространение и внедрение религии в умы людей получило подкрепление в виде формирования новых монашеских орденов. Особенно в этом отношении стоит выделить францисканцев, известных также как “серые братья” по признаку расцветки их одежды. Это был нищенствующий орден, проповедовавший максимально скромный и смиренный образ жизни, основателем его был Франциск Ассизский - человек, который бросил свою семью и полностью отрёкся от всякой собственности, предпочтя отшельнический образ жизни в среде нуждающихся и прокажённых. Позже к нему присоединился богач Бернард де Квинтавалле, который продал всё своё имущество, а полученные деньги вместе с Франциском раздал бедным. Постепенно к ним начали присоединяться и другие люди, которые активно занимались проповедью в деревнях и городах, попутно иногда помогая местным крестьянам по их сельским заботам, разумеется, не требуя за это денег. Следует отметить, что о полноценной организации речи пока что не шло, но набрав достаточное количество сторонников и учеников, Франциск отправился в Рим с тем, чтобы попросить у папы (на тот момент им был Иннокентий III) официального утверждения составленного им для своего братства устава. А Иннокентий III, в свою очередь, не упустил возможность установить свой контроль над данным потенциально раскольническим движением, он признал за францисканцами право их проповеди бедного житья и предложил им выбирать своего старшину, но в то же время он подчинил их церкви, сделав этот орден обязанным своему существованию Папскому Престолу. Как бы то ни было, нищенствующий орден распространялся и процветал, а его “серые” монахи продолжали исполнять свою миссию среди бедных слоёв населения. Похожую деятельность осуществляли представители и другого ордена - доминиканцы. Их основатель - испанский монах Доминик - стал известен своими проповедями в Лангедоке, где и нашёл своих соратников в лице группы монахов, поддержавших его идеи. Идеи эти, к слову, заключались не только в нищенствующем образе жизни, но и в изучении и распространении наук, что очень немаловажно отметить, если учесть, что доминиканцы в будущем встали у порога открытия первых университетов. Официально их орден был признан в 1216 г. папой Гонирием III (преемник Иннокентия III). Не менее важным видится, говоря о сторонниках этого ордена, и аспект их вклада в инквизицию. Да, ориентировочно именно в это время и начала формироваться та самая средневековая инквизиция в том её виде, с которой у большинства обывателей она ассоциируется сейчас - крайне жёсткого и бескомпромиссного института католической церкви, призванного истребить всю ересь. А доминиканцы далеко не в последнюю очередь ему поспособствовали, в частности и сам святой Доминик, который упорно агитировал за крестовый поход против еретиков катаров ещё во время своей проповеди в Лангедоке в 1209-1213 гг.
На данном походе и на самих катарах в частности стоит остановиться поподробнее. Катары, обозначаемые также таким термином как альбигойцы, являлись еретиками. Всякая религиозная ересь исходила из искажения, либо несогласия с общепринятыми нравственными привычками и ортодоксальными догмами. Так, альбигойцы были убеждёнными подвижниками идеи абсолютного дуализма, что подразумевало под собой веру в такой миропорядок, в котором царствуют две силы - духовные (творцом и представителем которых является Бог) и земные (материальный мир, представляемый Сатаной). Основываясь на этом, данные еретики отвергали всё имущественное и плотское как зло, и нетрудно догадаться, что к этой же категории они относили и католическую церковь со всей её собственностью и богатствами, отвергая их и ратуя за их ликвидацию. Дошло до того, что сам папа римский был объявлен наместником дьявола. Воззрения подобного рода приобретали всё большее распространение и популярность, причём не только у простолюдинов (что и так было вполне ожидаемо), но и у представителей богатых слоёв, что, очевидно, не могло не обеспокоить католическую церковь и её главного (на тот момент) представителя в лице Иннокентия III, который изначально пытался переубедить непокорных словом, но за неэффективностью перешёл к действиям. Так, покровительствующие альбигойцам феодалы были отлучены от церкви. Наиболее видный покровитель граф Раймон VI Тулузский пришёл на встречу в Лангедоке (1208 г.) с папским легатом. Последний на следующий день был убит, а сама встреча закончилась перебранкой. Этот инцидент послужил поводом для крестового похода против еретиков, начатый в 1209 г. Нужно обратить внимание, что к нему присоединились и миряне, причём в довольно большом количестве, подогреваемые привлекательными перспективами захвата земель альбигойцев. Тем самым, мы можем наблюдать весьма любопытное явление объединения светских и духовных сил западного христианского мира, вызванное необходимостью сокрушения общего врага, представляющего опасность своим инакомыслием.
Терминологический справочник
ПАПСКИЙ ЛЕГАТ - личный представитель папы римского, которого направляют с поручениями к другим монархам или же к каким-либо общинам верующих.
Ведя разговор об инакомыслящих и развивая эту тему, необходимо помнить о факте их постоянного пополнения во всё новых и различных проявлениях, которое происходило и продолжало происходить невзирая на крайне сильную средневековую нетерпимость в религиозной сфере. Консервативные сторонники догмы папской монархии спровоцировали появление противоположной точки зрения, гласящей о разделении церкви и светского общества и отсутствии необходимости вмешательства первой в дела последнего. Еретические воззрения на почве такого рода идеи закономерно приобретали ещё большую привлекательность, увеличивая количество своих сторонников и им сочувствующих. Выходили из-под контроля официальных структур духовенства и представители так называемых мистических вероисповеданий, такие как “братья общей жизни”, в числе которых был известный мистик Фома Кемпийский. Он и ему солидарные “братья” по-своему трактовали “подражание Христу” и проводили идею неформального “современного благочестия”, которое подразумевало акцент на внутреннем состоянии человека и приоритет его индивидуального отношения к Богу. В этих и других аналогичного характера движениях мы можем наблюдать великий парадокс церкви средневековой Европы. Она достигла пика своего влияния и богатства, владела роскошнейшими соборами и огромными вотчинами, солидными денежными ресурсами (которые только пополнялись сборами десятины), многочисленными учёными фондами и библиотеками, сконцентрировавших в стенах своих зданий плоды сильнейшего религиозного и интеллектуального рвения. Сила и значимость церкви воспринимались как отражение славы и могущества самого Бога. Но при всём при этом, всё это делалось под эгидой религии, одной из основных идей которой являлось прославление бедности и смирения. К каким последствиям привело это противоречие, и через какие метаморфозы и конфликты прошла папская церковь в дальнейшем - поговорим в следующий раз.
Статья написана на основе материалов из труда Джона М. Робертса и Одда А. Уэстада "The Penguin History of the World".