Уже на этапе подготовки к съемкам фильм «Невыносимая тяжесть огромного таланта» с Николасом Кейджем не мог не заинтриговать: Ник Кейдж играет Ника Кейджа. Сюр и истерику такой заход гарантировал. Ну ладно, если не истерику, то внимание – точно. Даже люди, не входящие в фан-клуб Кейджа, что-нибудь да слышали о перипетиях его карьеры: взлеты и падения, потом падения без взлетов. Это же дико интересно, как сценаристы обыграют его участие в нишевых фильмах за последние годы. Обыграют? Не сомневайтесь – обыграют:
- Черт! Почему им не нравится, что я много снимаюсь? Быть актером – это моя работа. Сниматься – это моя работа! Поэтому и снимаюсь!
Я как раз из тех, кто в фан-клуб Кейджа не входит. Да, «Без лица» - это сильная вещь, вызывающая приятную ностальгию. Но в целом – Кейдж и Кейдж. Но и у меня любопытство разыгралось – ожидалась комедия абсурда, жестко стебущая индустрию Голливуда. Получилась ли сатира? Да. Могло быть лучше? Да. Но и то, что получилось, как минимум - хорошо.
В фильме про Николаса Кейджа, где главного героя играет сам Николас Кейдж, мы ждали честных издевок над собой. С этого фильм и начинается. Ник Кейдж играет актера, дела которого идут не очень хорошо: его не зовут в блокбастеры, и он снимается в сомнительных малобюджетных фильмах. Зато снимается часто! Денег у него нет, но есть долги, проблемы с семьей, стандартный актерский нарциссизм и воображаемый друг – молодой Ник Кейдж. Все круто.
В фильме не нужно искать сюжет – он тут нужен только для того, чтобы как-то оформить главный концепт. Сами создатели прекрасно это понимают и совершенно не стесняются этого. Главные герои рассуждают о своем будущем фильме:
- Можно снять фильм о нас.
- А что, это хорошая идея.
Вот об этом и есть фильм. С метаиронией тут все в порядке. Возможно, сценаристы издевались не только над Кейджем, но и над собой, то есть теми людьми, которые и придумали это действо:
- Что у тебя там?
- Вдохновение свыше – ЛСД.
Вся сцена под наркотиками – это праздник киномана. Истерично и умилительно. Лучшая сцена всего фильма. Ближайший конкурент – это сцена, в которой Ник Кейдж приходит в музей имени Ника Кейджа и видит у хозяина свою «уродливую» скульптуру:
- За сколько ты купил эту уродливую статую меня?
- За 6 тысяч.
- Я ее куплю у тебя за 20 тысяч.
Да-да, уморительная отсылка к актерскому нарциссизму Кейджа. Таких веселых моментов в фильме не сказать, что очень много, но они есть – фильм смотрится легко и желания перематывать не возникает.
В результате «Невыносимая тяжесть огромного таланта» - это хорошее кино, которое не пытается выдать себя за гениальную деконструкцию жанра. Это просто хорошее кино с хорошими актерами, наполненное метаиронией и местами работающей как надо сатирой. Это такое легкое бадди-муви с примесью самоиронии. Да и что нам еще нужно от нового фильма с Николасом Кейджем? Или по словам одного из героев:
- О боже! Это же бляд…кий Ник Кейдж!