Найти тему
74K подписчиков

Невероятная Джемма Фирсова

42K прочитали

Когда думаешь о Джемме Сергеевне Фирсовой, когда пытаешься объять её индивидуальность, то дух захватывает и невольно прижимает к земле. Так бывает когда встречаешь нечто грандиозное, огромное, не вмещающееся в рамки сознания. Она была не просто красавица, она была настоящая Богиня. Её внешность, невероятную, почти инопланетную, к сожалению для многих зрителей запечатлели на плёнку наши работники камеры и штатива несоизмеримо мало. Хотя и то что осталось, её 14 киноработ, впечатляют безмерно.

Когда думаешь о Джемме Сергеевне Фирсовой, когда пытаешься объять её индивидуальность, то дух захватывает и невольно прижимает к земле.

Джемма Фирсова уж точно была одной из самых красивых женщин Советского Союза. И если бы только красотой дело ограничивалось, то возможно и было бы обидно. Но Джемма Сергеевна была гораздо объёмней своей красоты. Она была выдающийся кинорежиссёр, искусствовед, поэтесса, музыкальный критик, журналист и общественный деятель. Поэтому она оставила большой след в нашем искусстве и проявилась многогранно.

Джемма Фирсова родилась в семье военного инженера в Самарканде. Имя своё она получила в честь героини романа Э. Войнич "Овод". С детства девочка была очень болезненным ребёнком, съедаемая туберкулёзом. Климат Средней Азии для неё был тяжёл, и возможно останься она там ещё на какое-то время, то долго бы не протянула.

Во время учёбы во ВГИКе.
Во время учёбы во ВГИКе.

Но тут началась война и отец с матерью поехали на фронт взяв с собой болезненную дочь. Все четыре года девочка моталась с родителями по фронтам, и потихоньку её здоровье начинало улучшаться, пока организм не поборол болезнь совсем.

Картины войны, увиденные детскими глазами, оставили неизгладимый след в её душе. То что она стала блестящим документалистом, её документальные фильмы о войне во многом определило её военное детство. После войны она жила в Калининграде, бывшем Кенигсберге. Как сама Джемма Сергеевна писала про этот город: "Кенигсберг даровал мне первый дом, первую весну, первый подснежник, первый сад, первые книги, которые прочла сама. Гофмана в девять лет, в пятнадцать - Канта. Город-учитель, незримый, внечеловеческий".

"Хождение по мукам". Н. Чародеева. 1958
"Хождение по мукам". Н. Чародеева. 1958

Во многом этот город определил судьбу талантливой девочки. В 1949 году в Калининграде снимал фильм "Секретная миссия" знаменитый Михаил Ильич Ромм. Отец Джеммы на картине работал военным консультантом, и Ромм часто бывал у них гостях. Увидев четырнадцатилетнюю красивую девочку, и разговорившись с ней, он каким-то особым чутьём определил её потенциал, и посоветовал после школы ехать поступать на режиссёрский факультет ВГИКа. Почему именно на режиссёрский? Ведь с такой божественной красотой другой бы посоветовал немедленно идти в актрисы. Но Ромм уже тогда понял, что Джемма - больше чем актриса. Её культурный уровень, мировоззрение, воля и целеустремлённость уже в детские годы впечатляли больше её внешних данных.

Когда думаешь о Джемме Сергеевне Фирсовой, когда пытаешься объять её индивидуальность, то дух захватывает и невольно прижимает к земле.-4

И юная Джемма вняла советам мэтра, и поступила на режиссёрский факультет в мастерскую знаменитого А. Довженко. А когда Довженко умер в 1956 году, то она уже доучивалась у самого М.И. Ромма. Пленённый красотой Джеммы Сергей Герасимов пригласил студентку на свои актёрские курсы, и она попутно занималась познанием актёрского ремесла.

Конечно безумно жаль что актриса такой пленительной красоты редко снималась. Но и её небольшие роли запомнились зрителям: роль Нины Чародеевой в первой экранизации "Хождений по мукам", роль Лилиан Грей в "Алых парусах", роль Катишь в "Войне и мир", журналистка в "Русском сувенире".

Лилиан Грей. "Алые паруса". 1961 год.
Лилиан Грей. "Алые паруса". 1961 год.
Катишь. "Война и мир". 1963 год.
Катишь. "Война и мир". 1963 год.
"Хождение по мукам".
"Хождение по мукам".

В 1958 году Джемма сыграла главную роль Анны Вальтер в фильме-спектакле "Из пепла" по рассказу Ремарка "Последняя остановка". Спектакль поставил немец Хельмут Дзюба. Музыку написал молодой М. Таривердиев, а в роли кинооператора выступил знаменитый в будущем режиссёр Савва Кулиш. К сожалению плёнка со спектаклем не сохранилась.

Плодотворной стала работа Джеммы Фирсовой с её другом Юрием Ильенко, классиком украинского кинематографа. Трижды подряд она играла в его фильмах мистически тяжёлые роли. Роль колдуньи и блудницы Вивди в картине "Белая птица с чёрной отметиной" пробирает до мурашек. А ещё была ведьма в "Вечере на Ивана Купала" и философски непостижимая Мария в "Роднике для жаждущих". Пожалуй работа с Ю. Ильенко стала пиком актёрской карьеры Фирсовой как актрисы.

Вивдя. "Белая птица с чёрной отметиной". 1970 г.
Вивдя. "Белая птица с чёрной отметиной". 1970 г.

В 1972 году Джемма Сергеевна была утверждена В. Жалакявичусом в главной роли Марии в картине "Это сладкое слово свобода". Но собственные съёмки помешали ей сыграть эту роль. Она снялась там лишь в небольшой роли Элен Карреры.

Своё кино у Джеммы Сергеевны началось ещё в 1959 году когда она сняла дипломный фильм "Последний лист" с юной Ларисой Кадочниковой в главной роли. Потом она сняла художественный фильм по В. Аксёнову "На пол-пути к Луне". А потом наступил долгий период её триумфального творчества как режиссёра на ниве отечественной документалистики.

Д. Фирсова и Г. Шенгелая
Д. Фирсова и Г. Шенгелая

Джемма Сергеевна сняла множество документальных фильмов, многие из которых получили международные призы и награды. Но и отечество отметило её труд. За фильм "Зима и весна сорок пятого" она получила Государственную премию, а за участие в знаменитой киноэпопеи "Великая отечественная" она получила Ленинскую премию. Хоть сделал всего один фильм "Битва за Кавказ" из двадцати.

Мудрым наставником и помощником Джеммы Сергеевны был её любимый супруг Владислав Микоша, знаменитый советский кинооператор и хроникёр, который снимал ещё в 30-е годы Сталина и челюскинцев. У супругов была разница в 26 лет, но это не помешало им прожить душа в душу сорок лет. Этот союз был удивительным. Он был для нее учителем, другом, соратником, мужем. Как сама Джемма Сергеевна философски определила своё отношение к мужу: "Любовь – это когда двое вместе намного интереснее, чем по одному. Любовь – это когда люди врастают друг в друга".

Джемма Фирсова и Владислав Микоша
Джемма Фирсова и Владислав Микоша

В. Микоша был соавтором некоторых фильмов супруги. Они вдвоём сделали фильм "Встреча с Джокондой", кадры которого стали хрестоматийными.

Активная натура Д. Фирсовой проявлялась не только в творчестве, но и во многом другом. В конце 1970-х - начале 1980-х годов работала в Госкино СССР главным редактором групп военно-патриотических художественных фильмов. Также она являлась президентом Всесоюзной федерации женского хоккея на траве. В конце 80-х - начале 90-х годов она была эксперт-координатором программ сохранения и развития российских музеев (Архангельское, Абрамцево, Пушкинский комплекс в Санкт-Петербурге: Музей-Лицей, Музей-квартира Пушкина на Мойке, Музей "Современника" и др.).

Д. Фирсова за работой.
Д. Фирсова за работой.

После аварии на Чернобыльской АЭС Д. Фирсова участвовала в создании организации "Союз Чернобыль". Впоследствии она, очень неравнодушный и ответственный человек, была назначена руководителем одной из нескольких независимых экспертных групп по непосредственным причинам аварии на ЧАЭС.

Документальное кино Джемма Сергеевна умудрялась снимать даже в тяжёлые пос-советские времена. Последние три документальных фильма она сняла в 2007-2009 годах.

Незадолго до смерти. 2010-е годы.
Незадолго до смерти. 2010-е годы.

А в 2012 году её не стало. И все кто её знал близко удивлялись её уходу в 77 лет. Она была полна планов как минимум ещё на 50 лет вперёд, не болела, была бодрой.

Один раз прогуливаясь по Москве с молодой подругой она упала на улице и воскликнула "Не беспокойтесь, милая, бабулька в порядке!". Потом отряхнулась, встала и сама же парировала: "А где вы тут видите бабульку?".

Джемма Сергеевна Фирсова была потрясающая личность. И жизнь у неё была многоуровневая. Её биография подходит для серии "Жизнь замечательных людей". В маленькую статейку о ней её жизнь никак не вкладывается. Она объяла всё возможное. И похоже для Джеммы Фирсовой и не было ничего невозможного. Она вполне удовлетворила свои интеллектуальные запросы внеся большой вклад в нашу жизнь. С таким памятником самой себе, озарённой внутренним светом, было не страшно уйти в горний мир.

***

Поэзия Джеммы Фирсовой это особое явление. При жизни у неё вышли две книги стихотворений "Сны возвращений" и "Вторая реальность", за которые она получила и международную премию и премию журнала "Огонёк", а также получила звание "Золотое перо России". Из множества её стихотворений хотелось бы отметить одно:

Меня уже сжигали на костре

В Нормандии, Бургундии, Салеме.

И в проруби во вьюжном декабре

Топили, останавливая время.

.

Мне не прощали избранность мою.

Мне не прощали то, что я летаю.

Мне не прощали то, что я люблю,

Что я дарю удачу и караю.

.

Мне не прощали то, что я пою

И вызываю молнии и грозы.

Мне не прощали искренность мою -

Мой смех, тоску, молчание и слёзы.

.

Мне не прощали, что в моих руках

Любое дело спорилось и пело.

Мне не прощали, что скрывая страх

Чуму и оспу я лечить умела.

.

Мне не прощали, что любой судьбы

Заранее я знала завершенье,

И то, что просто так, без ворожбы

Во всём читала тайные знаменья.

.

Мне не прощали, что в вечерний час

Меня виденья в поле посещали,

Что Гостя моего священный глас

В моей каморке много раз слыхали...

.

Мне не прощали, что приняв коня,

Копьё и меч, надев мужское платье,

Я шла на бой, и воины меня,

Как полководца приняли в объятья.

.

Мне не прощали юности моей.

Когда от зависти товарки умирали,

И счёт теряя лет моих и дней,

Они от тихой зависти сгорали...

.

Мне не прощали, что моя любовь

Бессмертье смертному избраннику дарила,

Что я ему свою вливала кровь,

Что я свои вливала силы...

.

Испытывая леденящий страх

За мной следили утром, днём и ночью.

Пророка моего в Его крылах

Не раз видали пред собой воочью...

.

Да, я прошла и пытки, и костры.

Я всё прошла - и вновь не отступаю.

Я принимаю тяжкие дары -

И ничего в судьбе не отвергаю.

.

И корчатся мучители мои

На смертном ложе то от ужасной хвори,

В последние мгновения свои

Испив до дна сосуд вины и горя...

.

...И плачу я, не в силах уберечь

Их, палачей моих, от неизбежной кары, -

Из рук Судьбы не выбьют грозный меч

Прощающие всё моей судьбы фанфары.

***

Для дальнейшего чтения добрых людей:

Советская Мата Хари - Лариса Кронберг

Владимир Изотов: о том, как младший сын стал странствующим рыцарем

Эдуард Изотов. Не родись красивым...

Русская краса, есенинская Танюша

"Ведь не цветок я придорожный, чтобы так грубо растоптать". Грустная судьба Людмилы Марченко

Баллада о Жанне Прохоренко