1K подписчиков

Ты купи себе "Восход" и страдай с ним целый год!

5,9K прочитали

Не смог удержаться от того, чтобы не начать статью с всесоюзноизвестной поговорки про мотоцикл Ковровского завода имени Дягтерёва. Как вы уже поняли, речь сегодня пойдет про мотоцикл "Восход", который многим из нас прекрасно знаком как первый двухколесный друг или как мотоцикл из бурной молодости.

Стеснительный "Восход" затаился в траве
Стеснительный "Восход" затаился в траве

К советской технике можно относиться по-всякому: кто-то ее ненавидит, кто-то обожает. Но быть равнодушным к ней сложно, потому что многие "Минскарики" и "Явы" знакомы нам с детства, именно про них нам рассказывали родители и именно эти мотоциклы мы видели во дворах. Будучи детьми, мы мечтали о том, чтобы во взрослом возрасте обзавестись "старушкой" или "Уралом", представляли себя верхом на "Восходе" и с интересом разглядывали милицейские Днепры.

Сегодня хочется поговорить про "Восход", который был одним из самых массовых советских дорожных мотоциклов, доступный простым гражданам. Поговорим про историю появления модели, про "рестайлинги" (язык не поворачивается написать "обновление") и про закат "Восхода", простите за тавтологию.

С чего все началось...

Конструктор Василий Алексеевич Дягтерёв, который подарил заводу имя
Конструктор Василий Алексеевич Дягтерёв, который подарил заводу имя

Как многим известно, завод имени Дягтерёва начал свою работу над мотоциклами в 1946 году. Кстати, он получил свое актуальное название только в 1949 году, а раньше назывался Ковровским пулемётным заводом, однако после войны он отошел от оружейной специализации и начал производить оборудование для промышленности и транспортные средства, в связи с чем и был назван по имени инженера-конструктора Дягтерёва Василия Алексеевича, который при помощи своих разработок смог вооружить РККА ручными пулемётами и противотанковыми ружьями.

Про завод имения Дягтерёва можно говорить очень долго, но нас все-таки больше интересуют мотоциклы, которые производил ЗиД. Мотопромышленность в Коврове началась также, как и на всех остальных мотоциклетных заводах страны. После войны в руки СССР попал немецкий завод мотоциклов DKW, который на тот момент создавал самые продвинутые и технологичные мотоциклы.

DKW RT125 дал начало всему советскому мотопрому
DKW RT125 дал начало всему советскому мотопрому

Все наработки DKW были поделены между советскими заводами: часть получил Минский завод, часть отошла Ижевскому заводу, а еще часть досталась заводу в Коврове. Так первенцем завода в 1946 году во Владимирской области стал K-125, который был почти точной копией DKW RT 125. Однако все-таки отличия присутствовали, например, на советском мотоцикле ключ зажигания и контрольная лампа были перемещены на фару, вместо блока под сиденьем. Помимо К-125, Ковровский завод создавал такие модели как К-55, К-58 и К-175, которые были глубокими "рестайлингами" друг друга.

Как бы то ни было, первый "Восход" сошел с конвейера в 1957 году, в качестве преемника модели К-175, от которой всем (кроме самого последнего) "Восходам" достался в наследство двигатель, объемом 175 кубических сантиметров. Как и все остальные "земляки", "Восход" модернизировался из года путем изменения навесного оборудования и работы над внешностью. Силовой агрегат же постоянно дорабатывался, однако в сути своей оставался все тем же.

Восходящая звезда

Первый "Восход", увидевший свет. На фото - идеальная реставрация наших дней
Первый "Восход", увидевший свет. На фото - идеальная реставрация наших дней

Самый первый "Восход" производился с 1965 по 1971 годы, и представлял собой отличный легкий мотоцикл, доступный многим жителям страны советов. Он был простым и неприхотливым, легко чинился тем, что было под рукой, а также существенно повышал мобильность граждан в самых отдаленных уголках страны. По дизайну первый "Восход" был крайне удачен: обилие хрома, широкая цветовая гамма и так знакомая всем эмблема на переднем крыле.

По технике он мало чем отличался от своего предшественника К-175, однако одноцилиндровый моторчик, объемом 175 кубиков уже выдавал не 8, а 10 лошадиных сил. Изменилось и навесное оборудование: на "Восходе" появилось контактное зажигание и увеличился генератор. Коснулись изменения и дизайна: изменилась форма бака, появился багажник и наколенные щитки. Первый "Восход" мог развивать скорость до 95 км/ч и весил "на сухую" всего 110 килограмм.

Восход-2 в своем классическом деревенском амплуа
Восход-2 в своем классическом деревенском амплуа

"Восход-2" предстал перед советским народом в 1972 году и отличался от своего предшественника многими техническими решениями, которые повышали его эксплуатационные качества. К примеру, поворотники стали круглыми (раньше были прямоугольные), глушители сильно изменили свою форму, также был переработан задний фонарь. Модернизация коснулась и дизайна: мотоцикл получил более современный облик, новый спидометр и несколько измененное сидение водителя

Самые интересные изменения коснулись, конечно же, ходовой части мотоцикла. Так на втором "Восходе" была доработана коробка передач: повышена прочность зубьев и изменены ведущие диски в сцеплении. Все это позволило сделать работу КПП более плавной и надежной. Хотя многие ругают вторую модификацию "Восхода" за "ломучесть", впрочем, практически вся советская техника не славилась безупречной надежностью.

Часто Восходы находят в гаражах во вполне неплохом состоянии
Часто Восходы находят в гаражах во вполне неплохом состоянии

Немногим позже, в 1976 году ,вышел глубокий рестайлинг второй модели, получивший название "Восход-2М", который получил еще более мощный двигатель, который был способен выдавать 14 лошадиных сил и развивать потрясающие для своего времени 105 км/ч. Интересно заметить, что "Восход-2М" рассчитывался для работы на высокооктановом (по тем временам) топливе - АИ 93, однако мог переваривать и обычный АИ 76.

Дополнительно на модифицированной "двойке" была доработана подвеска: спереди мотоцикл получил телескопическую вилку с ходами в 160 мм. Это больше, чем на предыдущей версии на целых 30 мм! Ближе к концу производства на "Восход-2М" стали устанавливать более производительный карбюратор К62-В, который делал мотоцикл более послушным и экономичным.

Третий Восход стал еще более "юзерфрендли" и мощнее
Третий Восход стал еще более "юзерфрендли" и мощнее

"Восход-3" пришел на смену своему предшественнику в 1979 году, будучи уже не просто рестайлингом, а самостоятельной моделью. Увеличился бензобак, появились задние амортизаторы с регулировкой, а также тормозные барабаны подросли со 125 мм до 160 мм. Была доработана и эргономика мотоцикла: новое сидение стало больше и удобнее, а новые коленные щитки изготавливались из капрона (они часто бывают утеряны).

Внешность "Восхода-3" тоже претерпела изменения: поменялась эмблемка на баке, поворотники и зеркала получили пластмассовые корпуса, а переднее крыло получило новую, более лаконичную, форму. В целом, "Восход-3" был радушно встречен советскими гражданами и многие экземпляры дожили до наших дней в очень неплохом состоянии.

Самый часто встречающийся Восход в наше время
Самый часто встречающийся Восход в наше время

"Восход-3М" появился в 1983 году и был рестайлингом предыдущей модели. Бензобак опять поменял свою форму, став уже и выше, однако объем остался прежним, что радовало владельцев. Множество изменений коснулось электрики: мотоцикл получил 12-вольтовую бортовую сеть, добавились новые переключатели на руле (ближний-дальний свет), а приборная панель стала информативнее и теперь делалась из пластика, а не из алюминия.

"Восход-3М" получил также обновленный передний щиток, два зеркала заднего вида, а педаль кикстартера стала откидной вместо цельной. Интересно еще то, что модифицированный мотоцикл обзавелся еще более продуманной эргономикой: руль стал выше, а рычаги сцепления и газа получили более анатомическую форму.

Последний Восход, разработанный в СССР
Последний Восход, разработанный в СССР

Последним "Восходом" стала модель "Восход-3М-01", которая встала на конвейер в 1993 году и пробыла там 9 лет. Мотоцикл получил новый двигатель с лепестковым клапаном, что позволило повысить мощность до 15 лошадиных сил. Однако такая силовая установка была встречена прохладно, т.к. на первых моделях наблюдалась проблема с запуском двигателя, по ходу производства проблему исправили.

По дизайну изменений было мало, зато органы управления мотоциклом были ощутимо улучшены, так, например, все кнопки стали более округлыми и приятными на ощупь, а для уменьшения вибрации на руле, были добавлены сайлентблоки в верхнюю траверсу вилки. Модифицировали и подвеску мотоцикла: задние аммортизаторы стали разборными, что положительно сказалось на их ремонтопригодности.

Вместо итога

Реставраторы очень любят Восходы за их приятную ламповую внешность
Реставраторы очень любят Восходы за их приятную ламповую внешность

Мотоцикл "Восход", по моему личному мнению, был не самым лучшим представителем советской мототехники, однако многие владельцы "Восходов" вспоминают его с теплыми чувствами. Да, он ломался, это ни для кого не секрет, однако все проблемы с советской техникой были вызваны в основном откровенно похабным обслуживанием и низким качеством расходных материалов.

Сам по себе "Восход" был неплохим мотоциклом, чтобы перемещать ездока из пункта А в пункт Б, да и внешность он имел достаточно незаурядную До "Явы", конечно, далеко, но и стоил он в разы меньше. К примеру, в 1976 году "Восход" стоил 450 рублей, а тот же "Иж" стоил около 1040 рублей в те же годы. Так что популярность Ковровского мотоцикла не вызывает никакого удивления. Дешевле был только "Минск", который стоил около 350 рублей, но был ощутимо менее мощным и универсальным.

Кастомные Восходы тоже встречаются и выглядят при этом потрясно!
Кастомные Восходы тоже встречаются и выглядят при этом потрясно!

Завод имени Дягтерёва до сих пор жив и даже производит мотоциклы. Конечно, они не имеют ничего общего с теми самыми "Восходами", а являются просто "китайциклами" нашей сборки. Однако тот факт, что завод не был стерт с лица земли перестройкой однозначно радует, хоть и нынешняя продукция огорчает.

К сожалению, полностью расписать историю каждой модели в одной статье очень сложно, особенно учитывая все возможные "спорт-версии", а также прицеп "Енот" о котором я хочу написать отдельно. Я постарался собрать основные изменения, которые претерпевал "Восход" на своем жизненном пути, а если у вас есть какие-то дополнения - пишите их в комментариях, узнаем что-то новое вместе!

Кстати, а вы знаете, почему мотоцикл был назван именно "Восход"? Жду ответов в комментариях!

Вам понравится:

Ява-Ява: взял я на халяву! История и перерождение
Major Moto17 июня 2022
Мотоциклы ИЖ: воскрешение не удалось
Major Moto26 мая 2022
Мотоциклы Минск. Что было и что будет?
Major Moto13 мая 2022