На сайте IKEA появилось сообщение о том, что 15 августа в 20.00 по московскому времени завершится онлайн-продажа товаров шведской компании.
Магазины IKEA, по сообщению ритейлера, останутся закрытыми и будут работать только на выдачу ранее оформленных заказов, а также возврат и обмен товаров. Все заказы, оформленные до окончания онлайн-продаж, будут обработаны, выданы или доставлены в течение августа и сентября.
История закрытия и распродажи товаров IKEA в России оказалась поистине драматичной для российского обывателя.
Первый российский гипермаркет IKEA открылся в 2000 году в Московской области, в городе Химки. За 22 года работы в России шведский ритейлер мебели и товаров для дома смог приучить россиянина к тому, что квартиру можно обставить красиво и не очень дорого. «Штучки» из IKEA от электрических свечек до яйцерезок когда-то были невероятной и удивительной новинкой, хотя со временем аналоги продукции шведского бренда появились на множестве прилавков.
Иногда икеевский ассортимент становился героем мемов. Про ажиотаж вокруг мягкой игрушки – акулы Блохэй – слышали даже совершенно равнодушные к потреблению люди, а сама акула на какой-то период стала воплощением несбыточной мечты.
С началом военной операции РФ на Украине иностранный бизнес начал покидать страну. Россияне лишились простых вкусовых радостей американского «Макдоналдса», практичной и удобной одежды японской Uniqlo и продукции многих других брендов. К марту 2022 года под брендом IKEA в России работало 17 магазинов и восемь студий, штат компании насчитывал почти 15 тыс. человек.
Шведская сеть закрыла все свои магазины с 4 марта и остановила импорт и экспорт товаров IKEA в России и Белоруссии. В июне компания объявила, что продаст свои четыре завода в Ленинградской, Кировской и Новгородской областях, сократит бизнес и штат сотрудников в стране. Как пояснили тогда в IKEA, эти решения приняты в связи с ухудшением ситуации с бизнес-процессами и цепочками поставок из-за санкций.
В конце июня появилось сообщение, что компания разрешила сотрудникам IKEA совершать покупки в магазинах сети. Телеграм-каналы публиковали видео с работниками, сметающими товары с прилавков, а на сайтах объявлений начали размещать предложения купить товары IKEA – разумеется, с большой наценкой.
С 5 июля IKEA запустила онлайн-продажу товаров для дома, оставшихся на ее складах, для простых смертных. Однако сайт компании не выдерживал наплыва покупателей, и приобрести желаемое получилось только у самых настойчивых людей. К моменту спада ажиотажного спроса многие товары, увы, на сайте компании закончились. Зато появились в других местах. Российские маркетплейсы отыскали поставщиков шведского ритейлера и стали продавать на своих площадках «Товары ИКЕЯ и аналоги». Правда, знающие люди говорят, что аналоги по качеству уже не те.
Кое-что на сайте еще можно купить – но только до 15 августа. С этого числа эпоха IKEA в России закончится – и непонятно, вернется ли когда-нибудь международный гигант мебельной индустрии в страну.