В северо-восточной части Ступинского района Подмосковья находится старинное село Авдотьино (Тихвино) – усадьба Новиковых с интересной историей и непростой судьбой выдающегося человека, имя которого незаслуженно редко вспоминают сегодня.
Печально и несправедливо, что о великом вкладе этого человека в просвещение России знает ограниченный круг людей.
Усадьба Авдотьино — родовое имение русского просветителя и книгоиздателя XVIII в. Николая Ивановича Новикова, который провел здесь детство и последние двадцать два года жизни.
Здесь же он похоронен в склепе сохранившейся усадебной церкви.
В этой статье я попытаюсь раскрыть масштаб личности Николая Ивановича Новикова и рассказать о его вкладе в развитие общественной мысли в России, а также о вкладе в развитие книгопечатания, периодики, издательской деятельности, книготорговли и шире – привитии любви к наукам, вкуса к чтению.
Но обо всём по порядку.
Село Авдотьино на реке Северке – родовое имение Новиковых. В 1627 году незадолго до своей смерти, в награду за многолетнюю службу его в качестве вотчины получил прадед Николая Ивановича Новикова – Андрей Фёдорович. К Николаю Ивановичу Авдотьино перешло в 1760 году.
До революции село именовалось «Авдотьино, Тихвинское тож» и находилось в границах Бронницкого уезда Московской губернии. Приход состоял из села Авдотьино, сельца Ивановское и деревни Каменка.
В 1749 г. отставному статскому советнику Ивану Васильевичу Новикову – отцу Николая была выдана храмозданная грамота на построение каменного храма на месте старой деревянной церкви.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери – старейшая постройка на территории усадьбы. Он сохранился до наших дней.
В конце XVIII в. Авдотьино представляло собой благоустроенную усадьбу с деревянным двухэтажным барским домом, каменными службами, кирпичным флигелем со скотным двором.
При усадьбе находился громадный фруктовый сад с оранжереями и парк, занимавший около двенадцати десятин. Широкая липовая аллея вела от входа к церкви.
В народе это место называется «белый дом», несмотря на то, что сделан дом управляющего усадебного ансамбля Авдотьино из красного кирпича с последующим оштукатуриванием белым. Название «флигель» у него появилось позднее.
До 2008 года на флигеле (см.фото) висела памятная табличка о том, в Авдотьино родился, жил и умер Новиков:
Главный дом усадьбы стоял неподалеку, но не сохранился до нашего времени – сгорел в 1879 году. Бытует мнение, что от этого дома есть подземные ходы. Тихвинские подземелья соединяются между собой.
Пишут, что от флигеля подземные ходы отходят к Тихвинской церкви, усадебному дому и даже к нескольким соседним усадьбам. Это породило легенды о тайных собраниях масонов и планах свергнуть Екатерину Великую.
Но не будем останавливаться на мистике. Расскажем о владельце этой заброшенной, ныне разрушенной усадьбы – уникальном человеке, гражданине – Николае Ивановиче Новикове.
В чем его уникальность?
Вот какую емкую характеристику дал Новикову великий историк Василий Ключевский:
«Типографщик, издатель, книгопродавец, журналист, историк литературы, школьный попечитель, филантроп, Новиков на всех этих поприщах оставался одним и тем же – сеятелем просвещения».
Николай Иванович родился 8 мая 1744 года в родовом имении Авдотьино, в семье Ивана Васильевича Новикова – дворянина, флотского капитана, прошедшего выучку Петра I.
Здесь же прошло детство маленького Николая. В Авдотьино началось его домашнее обучение – у деревенского дьячка.
В 11 лет поступил в дворянскую гимназию при Московском университете, но учился неровно: в 1758 году его фамилия – среди лучших учеников, а через два года Николай был отчислен «за леность и нехождение в классы».
В начале 1762 года по указу императора Петра III Новиков оказался на действительной военной службе – рядовым в гвардейском Измайловском полку.
А летом того же года стал участником дворцового переворота, в результате которого взошла на престол Екатерина II.
Николай Иванович в этот день стоял часовым у разводного моста перед измайловскими казармами, и сразу был произведен в унтер-офицеры.
Однако молодой офицер не проникся службой, а вместо этого почувствовал тягу к словесности.
В 1766 году он издал две переводные французские повести и сонет, в 1768 в Академической типографии напечатал «Реестр российским книгам, продаваемым в Большой Морской, в Кнутсоновом доме».
Параллельно с этим Новиков занимался ведением протоколов в Комиссии депутатов для сочинения проекта «Нового Уложения» (свода законов), которому Екатерина II придавала большое значение. Во время службы в комиссии он познакомился с действительными условиями русской жизни, а также стал лично известен Екатерине, делая регулярные доклады о работе комиссии.
Воспользовавшись правом, которое давалось Манифестом о вольности дворянства, Новиков вышел в отставку в чине поручика в 1769 году.
Но к своей книгоиздательской деятельности Николай Иванович пришёл далеко не сразу.
Он начал как талантливейший журналист – в мае 1769 года приступил к изданию сатирического журнала «Трутень», в котором достаточно открыто бичевал крепостное право и взяточничество, а также смело выступал против очень влиятельных людей.
Уже на этом этапе Новиков умудрился схлестнуться с самой императрицей, которая стояла за другим журналом «Всякая всячина». Расскажем как это было.
С 1769 года стал выпускаться сатирический журнал «Всякая всячина». Для современников не было секретом, что настоящим редактором издания выступает сама Екатерина II.
Желающих вступить на путь бичевания пороков с помощью сатиры нашлось немало, и в том же году появилось еще семь сатирических журналов, среди которых и «Трутень» Новикова.
Эпиграфом к первой части новиковского журнала была выбрана фраза поэта Александра Сумарокова: «Они работают, а вы их хлеб ядите».
«Трутень» сразу стал заметным и ярким явлением, поскольку затрагивал важные проблемы русской жизни.
Острая сатира Новикова вызывала недовольство императрицы, в понимании которой сатирик должен был обличать лишь «отдельные недостатки», а «Трутень» рисовал типичные картины неприглядной действительности.
На страницах двух журналов развернулась полемика.
В конце концов, Екатерине состязание в остроумии надоело, и власть сначала намекнула Новикову, чтобы он умерил свои нападки, а затем и вовсе пригрозила закрыть журнал. Не дожидаясь худшего, Новиков закрыл его сам.
И тут же начал издавать следующий , под названием «Пустомеля». Но и его издание остановилось на втором номере.
Третий журнал был наиболее успешным и назывался «Живописец», но спустя год и ему пришлось закрыться.
За это время было напечатано множество статей с обличением помещиков и врагов просвещения, насмешками над дворянскими нравами, изображением крестьянской нужды.
Как и многие деятели европейского Просвещения, Новиков стал масоном, вступив в 1775 году в петербургскую ложу «Астрея». Его, безусловно, привлекала масонская идея нравственного совершенствования человека.
Изменения в его духовной жизни нашли отражение в новом издательском проекте – журнале «Утренний свет», первый номер которого вышел из печати в сентябре 1777 года.
В издании публиковались переводные и оригинальные, принадлежавшие российским авторам сочинения по вопросам философии, психологии и педагогики.
Его читатели знакомились с произведениями мыслителей древности и современных зарубежных и отечественных литераторов, в частности Василия Майкова, Михаила Муравьева, Ивана Тургенева. В первый же год журнал привлек более 900 подписчиков.
Многие из них приобретали несколько экземпляров или просто предоставляли денежные пожертвования изданию, ведь вся выручка от него шла на содержание основанных Новиковым и его друзьями-масонами Екатерининского и Александровского училищ в Петербурге.
В этих учебных заведениях испытывались новые педагогические методики. Учредителями ставилась цель, чтобы «наилучшим и кратчайшим способом дети научились, привыкали ко благонравию и заохочивались к дальнейшему учению для собственной своей и отечества своего пользы».
С 1779 года Николай Иванович возглавил издание «Московских ведомостей». Журналистом он был превосходным, поэтому и новое издание сразу же стало набирать обороты. Новиков сумел сделать газету интересной широкому кругу читателей, приучил общество следить за новостями и объявлениями.
Если прежде у «Московских ведомостей» было всего 600 подписчиков, то к концу 1780-х годов их насчитывалось уже 4000.
Именно Новиков в том же 1779 году инициировал появление «Модного ежемесячного издания, или Библиотеки для дамского туалета».
Это был первый женский журнал в России.
В активе Новикова и создание первого в России журнала, адресованного подрастающему поколению, -
«Детское чтение для сердца и разума» издавалось в 1785–1789 годах. Одним из его авторов, который выполнил перевод целого ряда произведений, был юный Николай Карамзин.
Журнал «Экономический магазин» по заказу Новикова в течение девяти лет редактировал выдающийся ученый-агроном Андрей Болотов.
На посту издателя и редактора, Николай Новиков сделал для русского просвещения гораздо больше, чем многие плодовитые литераторы.
Фактически именно Новиков привил сперва Москве, а затем и всей стране любовь к чтению, создавая журналы, основывая типографии, открывая книжные лавки, выпуская книги по всем отраслям знаний. Все это в совокупности привело к многократному увеличению тиражей и объема продаж изданий на русском языке
Желанием издателя и просветителя Новикова было не просто познакомить русского человека с огромным пластом информации из разных сфер знаний, но и научить читателя думать.
А для этого важно сперва привить любовь к чтению. Про Новикова говорили, что «он не распространил, а создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению».
Не будет преувеличением утверждать, что именно Новиков заполнил русскую книжную полку, где до него, по традиции, сформированной ещё с петровских времён, стояли в основном книги чисто утилитарного свойства- по кораблестроению, горному делу, воинский устав и так далее, в том же роде.
Для него было важным сделать книгу доступной для бедняков, а не только для привилегированных сословий. Что он и воплотил в жизнь.
Новиков стал выпускать книги и продавать их по цене одной копейки.
Сейчас это сложно представить, но в середине XVIII века в Москве было всего две книжные лавки.
При Новикове их количество увеличилось в 10 раз и выросло до 20.
Николай Иванович создал первую в стране частную типографию, силами которой издавал по полтораста книг в год – рекорд для России XVIII века.
Им было издано множество ценных исторических документов, среди которых знаменитая «Бархатная книга», «Древняя Российская вивлиофика», «Древняя Российская Идрография», «Русские сказки» Левшина в 10 томах.
В 1772 году он составил и издал «Опыт исторического словаря о российских писателях» – первый биобиблиографический справочник об отечественных литераторах, в который вошли сведения о 317 авторах.
Новиков открыл в Москве и первую публичную читальню, располагала она на Мясницкой, в Доме Юшкова (ныне там находится Академия живописи, ваяния и зодчества).
Весной 1779 года Новиков переехал из Петербурга в Москву.
В Москве он стал членом нескольких масонских организаций, занимая в них высокие посты. Основал учительскую и переводческую семинарии при университете, содействовал открытию больницы для типографских рабочих и аптеки для бедных.
Некоторые филантропические акции Новикова вызывали подозрения у Екатерины II.
Самой известной из них стала скупка зерна и раздача его голодающим крестьянам в 1787 году.
В 1779 году он по приглашению поэта и масона Михаила Хераскова, курировавшего тогда Московский университет, заключил договор об аренде университетской типографии. С приходом Новикова это полиграфическое предприятие превратилось в важнейший издательский и культурно-просветительский центр того времени.
30% книг, выпускаемых в то время в России, выпускала именно новиковская типография.
В московский период, длившийся 10 лет, Новиков выпустил в свет более 1000 изданий, что составляет около 10% от общего объема печатной продукции, вышедшей в России с момента смерти Петра I до конца XVIII столетия, то есть за три четверти века. Впечатляет!
Круг изданий огромен и вмещал в себя очень разные произведения – от работ знаменитых «отцов церкви» Августина Блаженного, Фомы Кемпийского до комедий Мольера, от Эразма Роттердамского, Вольтера, Монтескье и Руссо до популярных тогда романов Ричардсона. Он познакомил русского читателя с Гулливером и Робинзоном Крузо, романами Сервантеса и аббата Прево.
Обозревая его издательскую деятельность, нельзя не вспомнить еще одни принадлежащие Ключевскому слова:
«К книге Новиков относился, мало сказать, с любовью, а с какою-то верой в ее чудодейственную просветительную силу. Истина, зародившаяся в одной голове, так веровал он, посредством книги родит столько же подобных правомыслящих голов, сколько у этой книги читателей».
Какова же была награда за труды?
Она оказалась типичной для России – четыре года тюрьмы за вольнодумство (а дали 15 лет) и остаток жизни, проведенный в нищете и забвении.
Как это вышло, сейчас расскажем.
Получавшая все больший размах просветительская деятельность Новикова всерьез беспокоила императрицу. Она стала воспринимать масонов как шарлатанов, использующих мистику и таинственную обрядовость для привлечения богатых и знатных людей с целью управлять ими и присваивать себе их состояния.
В 1785 году Екатерина II повелела московскомe митрополиту Платону изучить все изданные Новиковым книги и «испытать в вере» самого Новикова.
Митрополит сообщил об итогах беседы с Новиковым: «Молю всещедрого Бога, чтобы не только в словесной пастве, Богом и тобою, всемилостивейшая государыня, мне вверенной, но и во всем мире были христиане таковые, как Новиков».
Что же касается книг, то Платон из 460 изданий лишь 23 признал «могущими служить к разным вольным мудрованиям».
В 1789 году, когда подошел срок завершения аренды типографии Московского университета, новый контракт с издателем перезаключён не был.
Последней каплей для императрицы стала информация о том, что масоны в древней столице пытаются наладить связи с наследником престола великим князем Павлом Петровичем, стремясь и его завлечь в свои ряды.
В апреле 1792 года Новиков был арестован в своем имении Авдотьино: гусары ворвались в его дом, вытащили его больным из постели, перевернули весь дом в поисках подозрительных документов, напугали детей.
Московская типография была разгромлена.
Издателя отвезли в Петербург, где в Тайной экспедиции его допрашивал известный «кнутобойца» Степан Шешковский. Среди обвинений, предъявленных Новикову и его товарищам, значились организация тайных масонских сборищ, следование указаниям зарубежных лидеров масонства и издание «непозволенных, развращенных и противных православию» книг.
Екатерина II не скрывала, что издателя, по ее мнению, следовало бы подвергнуть казни, но проявила милость и велела лишь «запереть его на пятнадцать лет в Шлиссельбургскую крепость». Там опальный издатель провел более четырех лет в камере, которую ранее занимал свергнутый император Иоанн Антонович.
Вступивший на трон в 1796 году Павел I амнистировал Новикова.
Последние два десятилетия жизни просветитель почти безвыездно провел в Авдотьине, занимаясь хозяйством и благотворительностью.
Он отчаянно нуждался, но к активной общественной деятельности больше не возвращался.
31 июля (12 августа по новому стилю) 1818 года в возрасте 74 лет Николай Новиков скончался в своем родовом имении.
Что ещё добавить?
В последние годы он занимался в своем имении садоводством, разбил в Авдотьино фруктовый сад, много времени проводил в парке. Друзья присылали ему семена различных культур, черенки вишен, груш, яблонь.
Он отказался от всякой общественной деятельности и прожил почти безвыездно в Авдотьино до самой кончины, заботясь лишь о нуждах своих крестьян и об их просвещении.
Гуманист и просветитель Новиков проводил в жизнь идею сближения крестьян, боролся с их разобщенностью. На практике это выражалось не только в организации крестьянской взаимопомощи на случай стихийных бедствий, но и в постройке для них домов, которые он называл «домами связи».
На свои средства Николай Иванович построил в Авдотьино каменные дома для крестьян, каждый из которых был рассчитан на четыре семьи.
Построены они из белокаменного плитняка и кирпича, а каждая комната освещалась двумя небольшими окнами, вместо волосковых окон в избах были небольшие настоящие окна.
Планировка предусматривала удобство и изолированность каждой семьи. По продольному фасаду дома имеются четыре входа, ведущие через сени в отдельные комнаты, по размерам не уступающие обычной крестьянской избе.
В селе сохранились восемь каменных изб, построенных Новиковым для крестьян.
Сам он жил скромно в двухэтажном деревянном доме, который окружал фруктовый сад, оранжереи и парк.
Усадебный дом сгорел ещё в 1879 году.
После смерти Новикова усадьбу купил генерал-майор П.А. Лопухин, устроивший там богадельню Комитета о просящих милостыни. В конце XIX столетия усадьба принадлежала Московской городской думе.
Послеле событий 1917 года на территории усадьбы уцелел переделанный двухэтажный кирпичный флигель постройки 18 века, в котором раньше жили гости усадьбы, а после революции в нем располагался склад, а позднее разместился авдотьинский детский сад.
Сейчас после пожара, случившегося здесь в 2006 году, от него остались фактически руины.
Тихвинская церковь – замечательный памятник архитектуры в стиле елизаветинское барокко.
Построена на средства отца Николая в 1749-1753 гг. из тесаного белого камня. Представляет собой вариант типа «восьмерик на четверике», к последнему примыкает четырёхстолпная трапезная и трёхъярусная колокольня, более нарядная, чем храм, построенная в 1789 году уже самим Николаем по проекту Василия Баженова.
В четверике храма захоронен сам Н.И. Новиков, по эскизам которого исполнялась первоначальная роспись храма.
P.S. 19 сентября 2018 года в год 200-летия со дня кончины Николая Новикова в центре подмосковного города Ступино, в сквере на улице Андропова, 44 был торжественно открыт памятник выдающемуся книгоиздателю-просветителю XVIII века, основоположнику отечественной журналистики и педагогики Николаю Ивановичу Новикову (1744 – 1818) работы скульптора – заслуженного художника России- Ивана Коржева– Чувелёва.
Символично, что монумент создавался на пожертвования жителей города,ведь именно Новиков стоял в своё время у истоков зарождения в России меценатства и благотворительности.
12 августа исполнилось 204 года со дня смерти Николая Ивановича…
Оригинал материала автора читайте на сайте издательства Подмосковье: