Современная детская литература умеет удивлять, и новым открытием для меня стала чудесная книжка-картинка «Дикая» Эмили Хьюз, рассказывающая о любви и о принятии ребенка. Казалось бы, сейчас много таких книг, но нам с сыном она показалась необычной.
Главная героиня живет и растет в лесу, и у нас нет ни предыстории, ни даже намека на то, как она туда попала, и почему ее друзьями и наставниками стали звери. Видно только, что ей невероятно комфортно в лесной обстановке. У нее есть возможность бегать, лазать по деревьям, много играть и общаться.
Но в один из дней ее находят люди. Известный психиатр решает забрать главную героиню к себе домой и сразу же начинает «переделывать» девочку, учить и приручать ее. Он видит в ней зверёныша, которому было бы неплохо вернуть что-то человеческое, а заодно в ходе эксперимента ‒ стать популярным. Казалось бы, это благое дело и нормальные человеческие амбиции. Но профессор так увлекся процессом, что даже не удосужился дать девочке имя. (Мне кажется, это говорит о многом.)
В доме ученого девочка испытывает явный дискомфорт. Радости ей не приносят ни новенькое платье, ни гора игрушек, ни деликатесы на столе, ни мягкая кроватка. По всей видимости, никто не удосужился ей объяснить, как играть с куклой и почему в кровати удобно спать.
Она страшно одинока в большом доме. Ее учат и учат ‒ в кабинете и за обеденным столом, но с ней никто не разговаривает просто так о каких-то незначительных или серьезных вещах. От нее требуют быть человеком, а она просто не знает, как это. И с ней никто не играет, хотя она еще совсем ребенок.
Уходя от людей, девочка берет с собой в лес собаку и кота ‒ как нам с сыном показалось, в благодарность за то, что они были с ней рядом в трудные минуты.
Дикая ‒ близкая к природе и независимая. И перед нами яркий рассказ не о плохом поведении или изъянах в воспитании, а о характере. Один малыш с радостью бежит на занятия в развивающем центре, а другому не хочется сидеть в помещении, ему надо поковырять палкой в луже в поисках костей доисторических животных или центра Земли. Героиня книжки как раз их тех, кому надо забраться на дерево или самой поймать рыбу. Она умеет учиться, но выбирает свои пути познания мира, пусть и далекие от привычных.
Картинки в книге забавные и выразительные, так что получилась настоящая детская энциклопедия эмоций. И нарисовать их самому кажется делом вполне посильным. Кроме того, иллюстрации поясняют то, чего нет в коротком тексте, ‒ тут каждая деталь становится важной, а находить такие подсказки ‒ сплошное удовольствие и для детей, и для взрослых.
Детям очень симпатична главная героиня. Мы читали эту книжку с сыном, потом я читала «Дикую» на своих занятиях с дошкольниками и первоклассниками, и история всегда находила отклик, вызывала самые разные реакции. Сначала я думала, что она нравится малышам из-за порывистости главной героини, ее непосредственности и финального «праздника непослушания», который она устроила дома у психиатра. Оказалось, что дети видят глубже. Их привлекает в девочке умение прислушиваться к себе. Она не просто бунтует, она делает выбор, и у нее есть смелость уйти.
«Потому что нельзя приручить дикую сердцем», ‒ пишет в заключении автор, и эта фраза мне кажется интересной темой для размышления. Может ли ребенок быть объектом приручения? Или, если речь всё-таки идет о детях, то нужны другие подходы?
Олеся Яжук, культуролог, педагог
__________________________________________
Эмили Хьюз
«Дикая»
Иллюстрации автора
Перевод с английского Елены Сорокиной
Издательство «Гудвин», 2022