Найти тему
2,8K подписчиков

База отдыха советских времен. Зарисовки из детства, часть первая

В одной из предыдущих заметок я упоминал, что в детстве постоянно ездил с отцом летом на месяц отдыхать на базу отдыха Брянского Машиностроительного Завода, расположенную неподалеку от села Ржаница.

Ныне этой базы нет. Всё, что могло быть с нее вывезено и использовано жителями близлежащих населенных пунктов - вывезено и используется. Да и с гуглоснимков уже и не видно толком, где она была. Лес забирает обратно ту землю, что ему принадлежала.

Но воспоминания остались.

.....

Домики на базе этой были восьмикомнатные и двухкомнатные. Каждая комната по три человека. Батя брал обычно три путёвки, что давало нам возможность занять целую комнату в домике, ну и дополнительную порцию в столовой. А еще он старался ехать с кем-то из друзей, чтобы в идеале занять домик целиком. Получалось так не всегда.

Однажды приехали мы так с ним вдвоем. В домик к нам в соседнюю комнату подселили пожилую пару. Интеллигентные и очень добрые люди, отличные соседи. Только вот мужик - ну совершенно не рыбак. И он отца постоянно просил, мол, возьмите меня с собой.

Ну ладно. Взяли. Сели втроем на отличной закормленной яме. Поначалу наживляли ему насадку, забрасывали удочку, потом он как-то сам втянулся. В общем, перестали на него внимание обращать.

Ну и у этого нашего третьего очередная поклевка. Хорошая такая - лежачий поплавок на полудонной оснастке плавно ушел под воду.

Кстати я, как человек, привыкший ловить на лежачие поплавки на полудонной оснастке со скользящим грузилом, по факту переезда в Долгопрудный (институт же) долго не мог привыкнуть к "московской" манере ловить на стоячий поплавок. Мне это казалось неестественной дикостью. И, что уж греха таить, и по сей день кажется, если ловлю на течении.

Дядя подсекает, и удерживая углепластиковую телескопическую Волжанку двумя руками, начинает вытаскивать рыбу, что называется, буром. Какое там вываживание, какое "дай ей утомиться"?! Иди сюда, Зорька!

"Зорька" сильно возражает. Настолько сильно, что удочка гнется в дугу. На минуту, повторюсь, гнется древнючая Волжанка - кто в те годы рыбачил, вероятно помнят, насколько они были дубовые и не гибкие.

Батя, человек очень спокойный и даже флегматичный, орет благим матом:

- Не тащи! Дай сюда удочку!!!

Ага, щаззз. Сосед вошел в раж, и работает, что тот кран на стройке. Монотонно, четко и уверенно.

На поверхность всплывает сильно изумленный таким обращением лещ. Нет, ЛЕЩ! Матёрый, широкий, с толстой спиной и бронзовыми боками.

В одной из предыдущих заметок я упоминал, что в детстве постоянно ездил с отцом летом на месяц отдыхать на базу отдыха Брянского Машиностроительного Завода, расположенную неподалеку от села Ржаница.

На фото выше у меня лещемама весом 3,200, что ли, пойманная лет двадцать тому назад на Протве под Обнинском. На той самой Протве, где сейчас рыбу вытравили напрочь. Ну так вот, эта лещемама тому чемодану, который нашему соседу прилип, сошла бы за внученьку. Детские воспоминания, конечно, склонны к преувеличению, но скажу - такого гигантского леща я не видел ни до, ни после.

Батя как-то уже даже смирился, понимая, что произойдёт.

Сосед тянет. Голова рыбы начинает подниматься над водой. "Приготовьтесь, сейчас будет грустно" (с). Трррень!

Вот так, спустя годы - даже если бы там стояла современная плетенка, шанс вытащить этого гиганта на крутой берег таким способом всё равно бы к нулю стремился. Или крючок бы разогнулся, или, что реальнее, губа бы порвалась у рыбы. Но тут то не современная плетёнка, тут... ну нет, не пресловутая "Клинская", а отличная по тем временам ГДРовская леска. Но при диаметре основной лески в районе 0,22, поводка примерно 0,16, вообще всё без вариантов.

Лещ, полежав несколько секунд у поверхности на боку, приходит в себя, после чего вальяжно уходит на глубину. Батя смотрит на соседа, как Билл Гейтс на Горбушку. Сосед смотрит на оборванную снасть. Я смотрю на них обоих.

Отец потом чуть не неделю смурной ходил. Это должен был быть его лещ! Он это место прикармливал, он на нем ловил постоянно. И он, надо сказать, с хорошей вероятностью справился бы - дал бы аккуратно глотнуть воздуха, и в подхватку завел бы. Сходов нормальных лещей у бати почти не случалось. Подлещики, те, которые по малолетству буйные, бывало, сходили. Лещи почти никогда.

Но точку поставил в этой истории другой рыбак, работавший на этой базе сторожем. Эльмар Альбертович Янелис, как сейчас помню.

- Паша, - сказал он бате со своим непередаваемо шикарным прибалтийским акцентом, - не бери с собой новичков и дураков! Новичкам и дуракам всегда везёт!

Батя помрачнел еще больше.

.....

Суббота, раннее утро.

Мы с отцом сидим на закормленной яме. Только что он приземлил леща, килограмма на полтора. У меня несколько плотвиц более чем достойного размера. В общем, не скучаем.

На противоположный берег, со стороны Овстуга - кстати, имение Федора Ивановича Тютчева в прошлом, там тогда был его дом-музей - приезжает Запорожец, из которого вываливаются "папа-мама-я спортивная семья".

Невысокий, но сферически-симметричный Папа начинает какие-то там хлопоты по хозяйству, типа установки палатки и разведения костра. Невысокая, но такая же Мама расстилает коврик и раскладывает на нем какую-то еду.

Невысокий, но сферически-симметричный мальчик слегка младше меня и непонятной комплекции по причине малолетства девчонка хватают удочку, сачок для ловли бабочек, и спускаются за кусты к воде немного в стороне от родителей.

Надо сказать, что ваш покорный слуга тоже не худой. А если говорить честно, то, после того, как бросил заниматься баскетболом и гирей в студенческие годы, то стал безобразно жирным. Сейчас то попроще, конечно, немного вес сбросил. Но тут ребята были действительно сферически-симметричные, без преувеличений. А ещё - нелюбимый мною типаж людей, для которых выезд на природу равно "пикник" (с), а чуть что отходит от тепличных условий, так трагедия и куча всадников Апокалипсиса разом. Но не суть. И в детстве таких интуитивно не сильно любил, и сейчас не люблю, но уже вполне осознанно.

Так вот, пока Папа готовит лагерь, а Мама накрывает поляну, дети рыбачат. И нам до них, в общем-то, дела нет. Точнее, не было, пока из кустов не раздался истошный девчоночий визг:

- Папаааааааа! СЕВА ЩУКУ ПОЙМАЛ!!!

Мне особо нечем по щуке хвастаться. Ну, до двух с половиной килограммов бывало, но не больше.
Мне особо нечем по щуке хвастаться. Ну, до двух с половиной килограммов бывало, но не больше.

Ну, щука - это такой улов, на который стоило бы посмотреть, да?

На вершину кручи вылезает гордый Сева. На носу очки, в правой руке задранная кончиком вверх бамбуковая удочка. На крючке болтается щука... ну, как щука? Граммов этак сто. Ну, может, сто пятьдесят, если хорошо приврать. Мы таких называли за характерную форму "костылями".

В левой руке сачок для ловли бабочек. Собственно сачок - прямо под щукой. Вероятно, чтобы она не перегрызла леску и не убежала злодейским образом.

Сева, чеканя шаг, марширует к Папе и Маме. Вид у него такой, ну... "и гордо посмотрел на всю страну!" (с).

Я эту ситуацию воспринял как данность. Ну поймал малёк малька, и гордится этим. Наплевать и растереть, в общем то. Но не отец. У того фраза "Сева щуку поймал" в разных вариациях вошла в постоянный лексикон.

- Ну что, опять будешь щук ловить, как Сева? - это в случае, когда я сел рыбачить на мели под кустиком водорослей, из-под которого бодро клевала мелочевка в половину ладони.

- Что, Сева снова щуку поймал?:) - когда в моем утреннем улове были обнаружены только уклейки.

Прошли годы. Я эту историю сыну рассказал. И вы знаете, думается мне, что теперь моя очередь его спрашивать про Севу и его улов:)