Ведомство подготовило и внесло на рассмотрение российского правительства интегрированную программу развития Северного морского пути до 2035 года. План охватывает сразу несколько перспективных направлений: строительство новой портовой инфраструктуры и ледоколов, развертывание спутникового наблюдения и метеостанций, а также совершенствование систем безопасности в Арктике. Все запланированные работы нацелены на обеспечение круглогодичного функционирования СМП и равномерное распределение растущей нагрузки на этот морской транспортный коридор. Всего план включает 150 мер, направленных на развитие экспортной грузовой базы. К октябрю текущего года министерство разработает дорожную карту реализации представленного в правительство плана.
Поставки по СМП быстро росли на протяжении последних лет, достигнув 35 млн т по итогам 2021 года. По информации Минвостокразвития объем перевозок по Севморпути к 2024 году составит порядка 90 млн т, а к 2030 году превысит 200 млн т. Инвестиции в рамках нового плана оцениваются в 15,6 трлн рублей. Налоговые поступления к 2035 году составят более 16 трлн рублей. Планы развития арктического грузового и ледокольного флота ориентированы на строительство 153 судов, включая 46 судов аварийно-спасательного флота, а также создание арктических судостроительных и судоремонтных мощностей. Усиление безопасности судоходства по СМП предполагает разворачивание дополнительных мощностей метео- и спутникового наблюдения. Министерство заключило трехсторонние соглашения с крупнейшими компаниями-грузоотправителями, гарантирующих объемы поставок на перспективу.
По информации компаний — активных участников рейсов по Северному морскому пути, на сегодняшний день период навигации по нему удалось расширить с пяти до восьми месяцев. Актуализированные правила плавания по Севморпути повышают безопасность судоходства. Кроме того, подготовлена стратегия эффективного ледокольного сопровождения судов. Газовозы, участвующие в перевозке сжиженного природного газа проекта «Ямал СПГ» компании «НОВАТЭК», показали высокую проходимость в ледовых условиях. Новый проект «Арктик СПГ 2» предполагает участие в перевозках СПГ новых судов-газовозов с улучшенными ледокольными характеристиками. Уже к 2023 году на Камчатке может заработать плавучая база для перевалки СПГ, что позволит оптимизировать грузопоток по арктическому маршруту. В перспективе новую схему поставок сжиженного природного газа реализуют и через Мурманский порт.
В то же время «НОВАТЭК» столкнулся с рядом сложностей, связанных с ограничениями, введенными со стороны Запада. В частности, для компании перестали быть доступны снимки спутникового наблюдения, которые раньше она получала из открытых иностранных источников. В новых условиях, по информации «НОВАТЭКа», потребуется разворачивание группировки российских спутников дистанционного зондирования Земли, работающих в нескольких диапазонах. Компания не отказывается от планов перехода к круглогодичной навигации (с зимы 2023−2024 годов), в том числе и в восточном направлении. По данным Минприроды РФ для круглогодичной эксплуатации СМП потребуются строительство и запуск к 2029−2030 годам семи спутников стоимостью в 44,2 млрд рублей.
По информации Минвостокразвития в ближайшие пять лет экспорт нефти и сжиженного природного газа по СМП может вырасти до 100 млн т (до 50 млн т нефти и 50 млн т СПГ). В основе грузопотока поставки сжиженного природного газа «НОВАТЭКа» и нефти проекта «Восток Ойл» компании «Роснефть». Новые планы развития Северного морского пути ориентированы на создание большого экспортного коридора в Арктике, в долгосрочной перспективе приносящего значительные финансовые поступления для России.
***
Мария Кутузова, специально для GoArctic
Круглогодично по Севморпути
3 минуты
391 прочтение
9 августа 2022