Заметки об учёбе и вечном. Часть 1: об умении молчать и слушать.

Мы живём в прекрасное время, когда есть все условия для учёбы. Учебники оцифрованы, уроки записаны, педагоги на связи. Но если мы представим получаемые знания как воду, каков наш сосуд? Не льётся ли труд педагогов в решето?

Сократ и ученик
Сократ и ученик

Давайте ненадолго возьмём паузу, выключим музыку, телевизор, соседа, который мешает сосредоточиться и пофантазируем. Представим себе времена глубокой древности...

Однажды к знаменитому древнегреческому философу Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, который горел желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним несколько минут, Сократ потребовал за обучение ораторскому искусству двойную плату.

- Но почему так дорого? - возмутился юноша.

- Потому, - ответил философ, - что мне придется обучать тебя не только говорить, но и молчать и слушать.

Чему нас учит эта притча? Правильному ценообразованию! Но не только Молчание и вдумчивое слушание - важнейшие добродетели хорошего ученика. Это было важно во времена глубокой древности, когда невнимательный и/или не в меру разговорчивый ученик имел все шансы получить от учителя палкой по спине. Это важно и сейчас, когда у учителей нет палки, зато есть развитые цифровые технологии.

Почему надо практиковать молчание и вдумчивое слушание? Потому, что только замолчав (вынув наушники из ушей и отложив смартфон в сторону) у нас появляется шанс понять, что нам хотят сказать.

Хорошо ли мы поймём сказанное? Скорее всего, не очень.

Мы живём в прекрасное время, когда есть все условия для учёбы. Учебники оцифрованы, уроки записаны, педагоги на связи. Но если мы представим получаемые знания как воду, каков наш сосуд?-2

Попробуйте законспектировать 5 минут любой научно-популярной лекции, а потом прослушайте лекцию снова, глядя в конспект. Почти наверняка, заметите в новые детали. Мы не так сильны в слушании, как нам кажется. А если будем искусственно усложнять себе эту работу, результат любой учёбы будет посредственным. Подумайте об этом!

Автор:
Вячеслав Игоревич Афанасьев. Руководитель объединения Майндмэп клуб Дворца «Хорошево», в котором ученики прежде всего учатся слушать, объяснять и уточнять, что из сказанного понял собеседник.