Как массово готовить технологические команды и стартапы в вузах? Причем такие, которые уже в ближайшем будущем смогут создавать конкурентоспособные технологические решения. Специально для этого на интенсиве «Архипелаг 2022» была запущена «Школа акселерации» – программа по подготовке вузовских команд к запуску акселераторов в рамках федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Итогом двухнедельной работы стали 80 дорожных карт акселераторов, многие из которых в скором времени начнут реализовываться в вузах.
Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» – комплекс мероприятий по включению представителей университетского сообщества в предпринимательскую деятельность в рамках достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, повысить предпринимательский потенциал страны, а также обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.
О «Школе акселерации»: программа, инсайты, итоги
Подготовку в «Школе акселерации» прошли представители 78 вузов. В рамках трека состоялись 56 мероприятий с 20 экспертами. В результате были сформированы 80 дорожных карт для запуска акселераторов. Участники трека освоили модули, используемые для командной работы, а также образовательные возможности платформы Университета 2035, получили обратную связь от трекеров, защитили проекты перед экспертным жюри.
В рамках трека команды вузов:
- узнали об организационно-функциональных моделях вузовского акселератора,
- овладели способами интеграции акселерационной программы с процессами вуза,
- провели работу над конкурсной документацией федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства»,
- проработали «дорожные карты»,
- участвовали в совместной сессии с командами развития регионов, компаниями-лидерами НТИ, корпорациями и Центрами компетенций НТИ.
Ключевые инсайты участников «Школы акселерации»:
- разрыв между вузом и бизнесом сохраняется, но есть практики, которые его сокращают,
- разрыв между вузом и венчурным бизнесом – главный вызов, который стоит перед каждым, кто решил собирать акселератор в своём вузе. Сокращать этот разрыв нужно с базы – понимания сути процессов, терминов и практик,
- целью акселератора в вузе является формирование портфеля стартапов, которые прошли экспертизу, впитали базовые hard-скиллы и показали реальный результат за время акселерации.
Интересно, что некоторые вузы планируют запустить сразу 2-3 акселерационные программы.
Эксперты, участники и организаторы о «Школе акселерации»
Олег Сулименко, руководитель трека «Школа акселерации», проректор Университета 2035 по учебной работе:
«Перед подачей заявки на участие в конкурсе вузу необходимо ответить на вопрос, уверен ли он в своей заявке, готов ли участвовать в запуске акселератора за государственные деньги, поскольку это требует постоянного внимания и контроля. При подготовке акселерационной программы необходимо учитывать три основных момента. Во-первых, определить ценность вашей акселерационной программы для студента. Во-вторых, необходимо понимать, что через месяц 70% команд перестанут существовать как команды, и у вуза должны быть практики и инструменты, чтобы быстро укомплектовать такие команды. В-третьих, после демо-дня и презентации студенческих проектов, когда у вуза будет готова отчетность для грантодателя, не бросайте команды. Студентам требуется поддержка и по завершению акселератора и необходимо предусмотреть соответствующие мероприятия».
Как отмечает Олег Сулименко, одним из инструментов развития технологических команд в рамках акселерационных программ является внедрение проектной деятельности по модели Университета 2035. Это формат практико-ориентированного образования, сочетающий командную работу над технологическим проектом, обучение по индивидуальным образовательным траекториям и цифровые инструменты для управления процессом на основе данных.
Марина Боровская, председатель Совета ректоров вузов Юга России:
«От того, как будет складываться акселерация всех наших проектов, идей и задумок по всей стране зависит очень многое. Мы все трудимся для того, чтобы система, связанная с производством и созданием новых научных проектов и их переходом в технологии, получила сопровождение в индустрию и в малый бизнес. Известно, что 35% рабочих мест почти в каждом субъекте РФ будет создано через развитие предпринимательства и, в том числе, технологического. Для этого мы должны настроить систему акселерации и сопровождения: экономического, технологического, правового».
Наталья Вовченко, проректор по научной работе инновациям РГЭУ (РИНХ):
«На «Архипелаг» мы приехали командой, представлявшей как образовательное, так и научное направления. Со мной в команде работали представители стартап-лаборатории, стартап-школы, и мы интегрировались в общий проект по созданию акселератора. На интенсиве мы разработали дорожную карту, чтобы подать заявку на участие в федпроекте «Платформа университетского технологического предпринимательства».
Дорожная карта включает саму идею акселератора: мы сформировали проект воронки, обосновали все наши направления работы в научной и образовательной деятельности, все подразделения, которые мы можем информационно подвести к данному проекту, KPI, которые ставит перед нами проект. Также мы внимательно проработали образовательные программы, которые будут развивать предпринимательские компетенции. Мы серьезно погрузились в техники командообразования, которые также заложены в нашу дорожную карту».
Цифровой след команд «Школы акселерации»
На «Архипелаге» команда Университета 2035 собирала разные типы данных – от регистрации и посещения мероприятий до эмоционального фона интенсива. Специальный дашборд был подготовлен и для «Школы акселерации».
Информацию на дашборде можно отфильтровать по вузам. Выбрав нужную команду, на странице можно увидеть:
- какие мероприятия посетили участники команды,
- насколько глубоко участники понимают методологию создания акселератора,
- фокус команды: что для участников является самым важным в работе по созданию и запуску акселератора,
- экспертную оценку дорожной карты, выполненной командой для реализации проекта,
- сравнение экспертной оценки проекта со средней оценкой по потоку,
- компетенции участников команды (при условии, что участники прошли диагностику).
Дашборд позволяет оценить более 50 команд «Школы» с точки зрения успешности в выполнении основной задачи трека, сравнить команды между собой, а также определить наиболее компетентных участников в каждой команде. Помимо этого участники трека оставили максимальное количество рефлексий – 1428.
Информация может быть полезна руководителям вузов, т.к. позволяет оценить, насколько эффективно команда работала на образовательном мероприятии, в данном случае на «Архипелаге», а также кто из участников команды лучше всего готов к реализации акселератора на базе вуза.