Тяжелый люкс или просто красиво? Давайте посмотрим
С путешествиями сейчас немного сложно. В сторону Европы самолетом только в Белоруссию, Турцию и Сербию. Вот тут я и вспомнил про прекрасную поездку в Белград, которая случилась в феврале 2022, аккурат до известных всем событий.
Тогда сбылась моя мечта – я побывал в голубом поезде Тито, "плави воз" по-сербски. Расскажу вам, как туда легально попасть и проведу небольшую экскурсию по лакшери-поезду для диктатора.
Что это за поезд и почему он голубой?
Поезд построили в 50-е для югославского вождя Иосипа Броз Тито. На нем он перемещался по стране, устраивал встречи с высокими гостями и, если верить Википедии, катал свою жену на море. К голубому Адриатическому морю на голубом поезд – как красиво.
В последний путь Тито тоже отправился на поезде. Его гроб провезли на поезде через всю Югославию.
Бар, смешной телевизор и голубой туалет. Прогулка по поезду
Всю свою жизнь Тито был супермодником. До сих пор поражаюсь, как он нарядился в белый костюм на встречу с Хрущевым. Пишут, что югославский лидер обожал дорогие ткани. Ну а что, не одеваться же как колхозник.
Зная о его любви к моде уже и не удивляешься, почему для него построили именно такой поезд в стиле ар-деко. Ну что, заходим внутрь. Сначала вроде бы все очень просто, но со вкусом.
За стенкой расположен небольшой кабинет. Вряд ли здесь работал сам Тито. Может быть, комната для кого-то рангом пониже.
Дальше становится интереснее. Попадаем в зеленый зал, где можно провести небольшие переговоры, посидеть за столиком и посмотреть телевизор. Представляю, как здесь красиво при солнечном освещении где-нибудь по дороге к морю.
Но и это все еще не выглядит дорого-богато. С каждым вагоном градус повышается. Итак, столовая. Хотели бы отведать плескавицу из винтажных тарелочек?
За стенкой можно и выпить. Очень маленький и миленький бар оформлен деревянными панно. Обратите внимание на необычный светильник на стене. К сожалению, он не работал. В интерьерах используется много дерева: красное дерево, груша, орех.
Довольно скучный вагон-ресторан проследуем без остановки.
Потому что дальше главная часть поезда – апартаменты самого Тито. Небольшой салон и зал заседаний. Здесь Тито принимал Елизавету II, Франсуа Миттерана, Ясира Арафата. Можно и просто присесть покурить – пепельница на столе.
А здесь собственно спальня и рабочий кабинет. Выглядит немного скромно, не так ли?
Меня больше всего поразила голубая-бирюзовая ванная комната.Просто шик!
Мы прошли поезд Тито за 10 минут. Но здесь очень много деталей, которые хочется рассматривать. Фурнитура, светильники, посуда – все оригинальное из какой-то удивительной эпохи.
Как попасть в поезд сейчас? Инструкция
Это немного квест, но пройти его можно. В феврале всю информацию я нашел на сайте железных дорог Сербии. Но сейчас оттуда исчезла подробная инструкция.
Для начала нужно договориться о времени, когда вы собираетесь приехать. Поезд стоит на территории действующего депо. Поэтому напишите письмо на электронную почту: marketing@srbvoz.rs.
Когда вам назначат время и дату, купите билеты в кассе на главном ж/д вокзале Белграда. Стоит один билет 300 сербских динаров (примерно 150₽). Без них вас никуда не пустят.
С вокзала можно сразу уехать к нужному месту на такси. 15 минут в пути в сторону станции Топчидер. В любом случае перед визитом вам вышлют все контакты и инструкции.
Тяжелый люкс или нет?
Стоит ли оно того, решать, конечно, вам. Но я был в восторге. Однозначно, это место понравится всем, кто страдает юго-ностальгией или просто интересуется историей Балкан.
Думаю, здесь точно понравится дизайнерам, художникам, искусствоведам. Я не считаю это тяжелым люксом. Здесь видно как хорошо потрудились Владета Максимович и Никола Раданович, авторы интерьеров. Красивые цвета, сочетание материалов, внимание к деталям. Это точно передает дух Балкан и той эпохи.
Особой популярностью поезд вроде не пользуется. Никакой экскурсии нам не проводили – просто открыли вагон и включили свет. Вместе с нами гуляли еще две женщины, которые работают на железной дороге.
Для более глубокого погружения на этом поезде можно прокатиться из Белграда в Бар, это Черногория. Но лучше уточнить – сербские железные дороги это ой как не точно. Можно поезд даже арендовать, но это если у вас много денег.
И вот вам красивый клип, снятый в голубом поезде Тито.
Хотите еще чего-то про бывшую Югославию? Постараюсь написать, а пока в тему два текста про Македонию, бывшую республику СФРЮ.