Найти в Дзене
О новом и старом кино

"Марс атакует!" Много лет спустя все еще одинаково смешно и тревожно

На этой неделе Эл Сафин, то-есть я, хочу напомнить вам о немного странном, но весёлом фильме Тима Бертона о вторжении инопланетян в 1996 году, это было время когда режиссер на пике своих способностей потакал своим самым манерным инстинктам, чтобы добиться грандиозного эффекта. К 1996 году Тим Бертон мог снять практически любой фильм, какой бы он ни захотел. Просто взгляните на семилетнюю серию побед, предшествовавшую этому моменту: «Битлджус», «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается», а также «Эдвард Руки-ножницы». Хит за хитом, ставшие уже в наше время классической. В частности, после того, как мрачная и дорогая авантюра с «Возвращением» окупилась, Бертон имел влияние, чтобы реализовать практически любой проект, который он хотел. Он выбрал вслед за Эдом Вудомс научно-фантастическую халтурку в мягкой обложке. Тим Бёртон хотел развлечся. "Марс атакует!" начинался так же, как многие фильмы: как дорогостоящая полнометражная адаптация серии скандальных коллекционных карточек Topps начала 1960-х г

На этой неделе Эл Сафин, то-есть я, хочу напомнить вам о немного странном, но весёлом фильме Тима Бертона о вторжении инопланетян в 1996 году, это было время когда режиссер на пике своих способностей потакал своим самым манерным инстинктам, чтобы добиться грандиозного эффекта.

К 1996 году Тим Бертон мог снять практически любой фильм, какой бы он ни захотел. Просто взгляните на семилетнюю серию побед, предшествовавшую этому моменту: «Битлджус», «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается», а также «Эдвард Руки-ножницы». Хит за хитом, ставшие уже в наше время классической. В частности, после того, как мрачная и дорогая авантюра с «Возвращением» окупилась, Бертон имел влияние, чтобы реализовать практически любой проект, который он хотел. Он выбрал вслед за Эдом Вудомс научно-фантастическую халтурку в мягкой обложке. Тим Бёртон хотел развлечся.

"Марс атакует!" начинался так же, как многие фильмы: как дорогостоящая полнометражная адаптация серии скандальных коллекционных карточек Topps начала 1960-х годов. По сути, это тот фильм, который вы снимаете, когда знаете, что никто не скажет вам «нет». Ранняя версия проекта имела бы бюджет более 200 миллионов долларов, что было бы дорого сегодня и было бы явно абсурдным 20 лет назад. Тем не менее это были 90-е, время, когда студии все еще бросали неразумные суммы денег на спекулятивные проекты известных режиссеров. Это печальное происхождение сегодняшнего раздутого, ориентированного на бренд кинопроизводства: Голливуд сохранил стартеры и сиквелы франшиз с завышенными ценами, но урезал всех изменчивых, чрезмерно оплачиваемых режиссеров, которые сделали так много.

-2

Чтобы лучше всего передать дух оригинального тиража коллекционных карточек, Бертон сохранил на протяжении всего фильма дизайн персонажей с выпученными глазами и шарообразные шлемы.

К тому же подборка актёров сыграла огромную роль в атмосфере фильма.

Джек Николсон в роли президента, полностью воплощенного Джеком Николсоном, Гленн Клоуз в роли его жены. Леди, Натали Портман в роли их шикарной дочери, Мартин Шорт в роли похотливого пресс-секретаря, Сара Джессика Паркер в роли взбалмошного репортера, Пирс Броснан в роли скептически настроенного любителя трубки учёного, Майкл Дж. Фокс. в роли бойфренда-репортера Паркер, Аннетт Бенинг в роли звездного ребенка из Вегаса, Николсон снова в роли ее чванливого любовника-хайроллера, Джим Браун в роли бывшего боксера, ставшего аттракционом казино, Лукас Хаас в роли душевного подростка 90-х, одержимого инопланетянами, и в конце концов, Том Джонс в роли Тома Джонса. (И многое другое!) И вот такой звёздный состав наносит удар по зрительским нервам создавая очень смешные и иногда несуразные сцены.

В самом смешном и одновременно тревожном эпизоде ​​фильма американские военные (вместе с небольшим количеством хиппи) встречаются с марсианским послом, чтобы открыть линию связи и установить заинтересованность нации в мирном соглашении между мирами. Посол заявляет, что они пришли с миром (через перевернутые утиные звуки, используемые для создания ревущего языка марсиан), кто-то в толпе выпускает голубя, и посол испаряет голубя, прежде чем испепелить большинство присутствующих.

-3

Большая часть фильма следует этой траектории, одновременно мрачно-комичной и противной, в духе «Войны миров». Даже по в целом мрачным стандартам Бертона как режиссера, это особенно порочная работа, как в стилистическом выборе (в одном месте миловидной женщине отрывают лицо, обнажая марсианские зубы, в другом Паркер прививают голову к телу чихуахуа и милого Броснана с отрубленной головой) и в его сатирическом подходе к управлению. Тем не менее главная мысль Бертона, похоже, заключается в том, что, когда наступит конец света, мы все будем слишком заняты видеоиграми и будем придаваться китчу, чтобы действительно заботиться о своём спасении. Это определенно перспектива эпохи бездельников, но она удивительно хорошо работает в рамках того, что в первую очередь является предупреждением для всех.

В дополнение к дизайну персонажей, который начинался как создание по кадровой анимации и в конечном итоге был сделан цифровым из-за проблем с бюджетом, костюмы давней соратницы Бёртона Коллин Этвуд отражали правильные нотки яркой вспышки, от ярко-розового профессионального платья Паркер до костюма марсианской соблазнительницы. Нарисованные водовороты красного блеска на доспехах сфинкса Брауна, последний из которых является одним из лучших визуальных приколов фильма. Постановочный дизайн Винна Томаса умело отражает многие анахронизмы фильма, особенно в эпизодах из Вегаса, помещая фильм вне какой-либо одной эпохи. Это апокалипсис в неоне и горошек,

-4

К тому же фильм больше похож на серию комиксов, бессистемно сшитых вместе, чем на простой фильм (это прежде всего жанровое упражнение, а уже потом часть связного повествования). Тем не менее это также нигилистическая работа; к концу почти все главные звезды фильма умерли на экране или где-то еще, а несколько оставшихся персонажей возвращаются в Америку, в которой практически ничего не осталось. Но поскольку это по-прежнему прежде всего комедия, свобода достигается с помощью «Indian Love Call» Слима Уитмена (от этой музыки у марсиан взрывается голова).

"Марс атакует!" это далеко не одна из наиболее совершенных работ режиссера, но это также захватывающее окно в то, что он сделал бы если ему позволить работать практически без ограничений.

-5

Самым интересным следствием фильма, даже помимо фильмов Вуда, является «День независимости» , счастливая случайность, учитывая, что они были сняты примерно в одно и то же время. Знаменитый сокрушительный блокбастер Роланда Эммериха вышел всего за несколько месяцев до «Марс атакует!». , что позволяет задумке Бертона функционировать как нечто вроде насмешки над напыщенным разрушением нашего мира в этом фильме. Несмотря на то , что "День независимости" стоит всего на 5 миллионов долларов больше, чем "Марс атакует!" в этом фильме, умело высмеянном Бертоном, есть размах, будь то во вдохновляющей кульминационной речи Николсона к марсианам, акцентированной тем, что его грудь проткнул марсианский флаг, или в том, как персонажи склонны просто смотреть, как умирают их близкие. Это совершенно счастливая случайность, но поскольку в последующие годы Голливуд стал следовать примеру Эммериха гораздо больше, чем Бертону, это кажется необходимым выстрелом в деструктивное раздувание все большего количества фильмов того времени, даже несмотря на то, что он также торгует тем же продуктом до сих пор.

-6

В фильмографии Бертона "Марс атакует!" это немного странное отступление с небольшой репутацией провала (он окупил свои деньги, но вряд ли был блокбастером, которого некоторые ожидали) и всё же фильм был исключительным для режиссера, и режиссер больше не проявлял такого уровня цинизма. Но независимо от того, воспринимается ли это как трюк, специфический для той эпохи, любопытство, любовное почтение, это странно приятно в том неосязаемом смысле, что такой фильм, с таким актёрским составом, уже точно не сделают сейчас.

А мне фильм нравится, он у меня был на видеокассете с одноголосной, гнусавой озвучкой, потом на дивиди диске и теперь хранится на флешке. Советую и вам погрузится в безумную, немного раздражающую и в то же время веселую атмосферу фильма.