15K подписчиков

История «короля мусорных облигаций». Майкл Милкен

3,8K прочитали

В 1970-х американские инвесторы предпочитали вкладывать в облигации крупных надёжных компаний с высокими рейтингами. Правда, выплаты по ним были чуть выше, чем по безрисковым облигациям. Но зато надёжно. Бумаг с высокой доходностью просто не было. И вот в этот-то момент на рынке появляется новый игрок — Майкл Милкен.

Он смог сделать фантастический, невероятный рывок: вдохновил людей вкладывать деньги в облигации неинвестиционного класса. Это так называемые бросовые или мусорные облигации. Фактически, Милкен создал параллельный рынок облигаций, не считающийся с мнением рейтинговых агентств. Правда, за это он угодил в тюрьму, после чего отказался от сделок с ценными бумагами на всю жизнь.



Рис. 1. Фотография Майкла Милкена
Рис. 1. Фотография Майкла Милкена

Но давайте обо всём по порядку. Милкен родился в 1946 году в довольно обеспеченной семье. Отец работал бухгалтером, и сын частенько помогал ему в расчётах. После школы в Бирмингеме мальчик поступил в университет Беркли, который закончил с отличием. Потом пошёл учиться на МВА в университет Пенсильвании. А в 1970 году устроился на первую серьёзную работу в банк Drexel Burnham Lambert.

В 1970-х американские инвесторы предпочитали вкладывать в облигации крупных надёжных компаний с высокими рейтингами. Правда, выплаты по ним были чуть выше, чем по безрисковым облигациям.-2

Рис. 2. Банк Drexel Burnham Lambert

В это время рынок США только начал оправляться от Великой депрессии, так что люди боялись доверять свои деньги бизнесменам, если это не крупная надёжная компания. И даже самые многообещающие стартапы не могли получить хоть какие-нибудь средства. Милкену, конечно, эта ситуация не нравится. Он считает, что Уолл-Стрит ошибается, работая только с высокорейтинговыми компаниями. Да: с компанией без репутации можно легко потерять деньги. Но ведь можно и заработать! Милкен сделал свои расчёты, и они показали, что вероятность потерь невысока.

К тому же, он предусмотрел диверсификацию: если вложиться сразу в несколько небольших компаний, то даже если одна или две обанкротятся, прибыль от остальных легко покроет убытки.
Таким образом, Милкен поставил на технологический прорыв, ориентирующийся на запросы людей, и выиграл свою ставку.

В 1970-х американские инвесторы предпочитали вкладывать в облигации крупных надёжных компаний с высокими рейтингами. Правда, выплаты по ним были чуть выше, чем по безрисковым облигациям.-3

Рис. 3. Милкен на рабочем месте в банке

Мусорные бумаги: как Майклу удалось заработать

На тот момент на американском рынке было несколько видов неликвидных бумаг. Во-первых, падшие ангелы, как их называют в США — это облигации, больше не нужные инвесторам, потому что компания провалилась. А во-вторых, мусорные — неинтересные из-за молодости фирм. Вот именно последними активно занялся Милкен.

Этот путь давался ему нелегко. Банк Дрексель, в котором он работал, был старой конторой с английским духом. А молодой маклер Милкен был немного нелюдим, быстро лысел и едва ли не круглосуточно вкалывал, друзей у него было немного. Но все это позволило ему оказаться на хорошем счету. Когда фондовый рынок оживился к 1975 году, Майкл начал реализовывать свой план.

Договориться с молодыми бизнесменами выпускать высокодоходные облигации было легко: это всё равно стоило дешевле, чем кредит в банках. А вот убедить инвесторов вкладывать деньги в эти бумаги было намного труднее. Майкл ездил во всем штатам, встречался с инвесторами, главами банков и пенсионных фондов и за обедами пытался убедить их в перспективности своих идей. Коллеги вспоминали, что на встречи в то время он надевал парик, из-за чего становился объектом шуток. Тем не менее, Милкену всё чаще удавалось продавливать свою идею об одновременном вложении в несколько молодых компаний, чтобы снизить риски.

Первая сделка прошла в 1977 году. А через год Милкен уже убедил компанию открыть отделение мусорных облигаций в Беверли-Хиллс. Тогда это было удивительно: все старались работать как можно ближе к УоллСтрит.

В 1970-х американские инвесторы предпочитали вкладывать в облигации крупных надёжных компаний с высокими рейтингами. Правда, выплаты по ним были чуть выше, чем по безрисковым облигациям.-4

Рис. 4. Майкл Милкен и мусорные облигации

Причины назывались разные: кто-то считал, что Майкл хотел быть ближе к отцу, который тяжело болел. Некоторые говорили, что он верил: что близость к Голливуду раскрывает американскую мечту заработать с нуля и стать богатым. Но, возможно, не обошлось без инсайдерской информации: уже тогда молодые команды из сферы высоких технологий концентрировались в Калифорнии. Вероятно, Милкен просто хотел быть ближе к ним, чтобы легче получать перспективных клиентов.

Не исключено, что на решение повлияли все эти факторы вместе. В итоге какое-то время Милкен жил в старом скромном доме своих родителей вместе с супругой Лори (он женился на однокурснице) и тремя своими детьми.

Силиконовая долина: начало эпохи

Ставка, которую Майкл сделал на IT, тоже выиграла. Ряд изданий пишет, что в Силиконовой долине почти не было компаний, которым не помог бы Милкен, исключая бизнес Билла Гейтса. Во второй половине 80-х объем рынка IT превосходил все ожидания. Наш герой продолжал активно работать и стимулировал своих сотрудников делать тоже самое. Рабочий день в офисе начинался в полпятого утра и заканчивался в 8 вечера. При этом Милкен запрещал работникам общаться с прессой: ведь если они посчитают себя звёздами, то не придут в офис к 4.30 утра.

Однако такая строгость компенсировалась щедростью. Как вспоминал один из менеджеров,через три месяца работы он получил зарплату на 100 тысяч долларов больше, чем ожидал, и сообщил начальнику о бухгалтерской ошибке. В ответ Милкен сказал — это потому что компании нравится как ты работаешь. Премии достигали миллионов, а зарплата самого Майкла — полмиллиона долларов. Всё чаще его называли не иначе как король мусорных облигаций.

При этом сам Милкен продолжал работать с менеджерами: он сидел во главе огромного стола в виде буквы П, за которым работали остальные сотрудники. Бизнес продолжал расширяться, но возникла проблема: желающих инвестировать стало так много, что вкладывать стало просто некуда. Молодых компаний было много, но далеко не каждая из них трудилась над гениальной разработкой.

Падшие ангелы: как заработать

И вот, чтобы удовлетворить инвесторов, Милкен присмотрелся к «падшим ангелам» — тем самым банкротящимся компаниям. Стратегия следующая: скупить акции «ангела» и при первой возможности предъявить их все, захватив компанию. А потом реструктуризовать имущество и продать его по более высокой цене. Неблагородно, зато доходно. Кстати, может, вы помните — именно так зарабатывал герой-миллионер Ричарда Гира в фильме «Красотка».

В 1970-х американские инвесторы предпочитали вкладывать в облигации крупных надёжных компаний с высокими рейтингами. Правда, выплаты по ним были чуть выше, чем по безрисковым облигациям.-5

Рис. 5. Ричард Гир в фильме «Красотка»

Всё это время Милкен продолжал охмурять инвесторов: например, роскошными приёмами, на которых пел Френк Синатра. Кстати, он очень агитировал за инвестиции в мусорные облигации. В прессе такие вечеринки именовали не иначе как «бал хищников». Интересно, что такое же название было у книги Конни Брук, которая исследовала взлёт компании Дрексель.

Все бы хорошо, но от поглощения к поглощению репутация Милкена портилась. Его всё больше изображали злым капиталистом, акулой рынка, наживающейся на чужих трудностях. Коллеги по фондовому рынку тоже не сильно любили того, кто забирает себе всех инвесторов.

И вот к концу 80-х сделками с «падшими ангелами» заинтересовалась прокуратура. В 1989 году она арестовала одного из партнёров Милкена, который нарушил закон. Вполне ожидаемо тот сдал босса. Год спустя и сам король мусорных облигаций пошёл на сделку, признавшись в махинациях. Это снимало с него обвинения в тяжких преступлениях.

В 1970-х американские инвесторы предпочитали вкладывать в облигации крупных надёжных компаний с высокими рейтингами. Правда, выплаты по ним были чуть выше, чем по безрисковым облигациям.-6

Рис. 6. Майкл Милкен признался в махинациях

Кстати, прокурор, который вёл дело — Рудольфо Джулиани, который потом стал мэром Нью-Йорка. А Милкен тогда получил 10 лет тюрьмы со штрафом в $1,1 млрд и пожизненным запретом на финансовые операции. Вслед за этим обанкротился и Дрексель. А инвесторы на время открестились от вложений в рисковые компании.

В 1970-х американские инвесторы предпочитали вкладывать в облигации крупных надёжных компаний с высокими рейтингами. Правда, выплаты по ним были чуть выше, чем по безрисковым облигациям.-7

Рис. 7. Инвесторы на время отказались от сделок с мусорными акциями

В 1991 году Милкену скостили срок. Но вскоре после выхода ему поставили диагноз: рак простаты. Прогноз медиков был неутешительным. Однако если раньше Майкл не действовал согласно прогнозам солидных рейтинговых агентств, то теперь не поверил медикам. Он начал заниматься йогой, медитировал, перестал есть мясо. Также он потратил огромные деньги на благотворительность и открыл несколько фондов, в том числе для борьбы с онкологией. В итоге Милкен жив до сих пор. Сейчас ему 76 лет.

В 1970-х американские инвесторы предпочитали вкладывать в облигации крупных надёжных компаний с высокими рейтингами. Правда, выплаты по ним были чуть выше, чем по безрисковым облигациям.-8

Рис. 8. Майкл Милкен в 2022 году

После тюрьмы и излечения он даже пробовал заняться консалтингом, но суд решил, что это нарушение запрета. Пришлось снова заплатить штраф государству. Однако мусорный король сегодня не бедствует — его личное состояние превышает $3,7 млрд долларов. При этом он активно занимается благотворительностью и даже стал соавтором кулинарной книги о противораковом питании.

В 1970-х американские инвесторы предпочитали вкладывать в облигации крупных надёжных компаний с высокими рейтингами. Правда, выплаты по ним были чуть выше, чем по безрисковым облигациям.-9

Рис. 9. Книга Милкена. Скриншот: Амазон

Друзья, как по мне, такая история достойна бестселлера или сериала. Мне кажется, сюжет вполне подойдет для телешоу вроде «Миллиардов».

Что же касается рынка облигаций, то он сегодня достаточно активен, учитывая ситуацию. Мы тоже сейчас смотрим в эту сторону и даже создали облигационный портфель. Последить за ним можно в подписке IF+, также там доступен курс по облигациям от нашей команды и эксклюзивная возможность пообщаться с нашим аналитиком, СFA Николаем Дадоновым. Сейчас на годовую подписку спеццена 16716 рублей.

Начать учиться

И ещё отмечу один важный момент по облигационному портфелю: многие думают, что можно просто накупить бумаг и ждать, пока по ним выйдет срок. Однако не все так просто: как и в случае с акциями, надо периодически мониторить рынок и находить инвестиционные идеи, подходящие под вашу стратегию.

Друзья, а как вы сегодня относитесь к облигациям? Есть ли смысл их покупать в нынешней ситуации? Поделитесь в комментариях.

#майкл милкен #облигации #историиреальныхлюдей #историиреальныхлюдей #заработать