Найти в Дзене
Libertà

«ГАДЮКА» КТО ИЗ ГЕРОИНЬ ВЫЗЫВАЕТ СИМПАТИЮ

кадр из фильма
кадр из фильма

Фильм снят в 1965 году на киностудии им. А.П. Довженко по одноименной повести А.Н. Толстого, режиссер В. Ивченко.

В роли Ольги Вячеславовны Зотовой Н. Мышкова, Лялечка Варенцова - Р. Недашковская.

В финале фильма погибает молодая женщина, Соня Варенцова, которую все называли Лялечкой. Казалось бы, это должно вызвать сочувствие у зрителя и читателя, но мне не жаль гражданку Варенцову и не потому что я жестокий человек.

Помнится, еще в детстве читала произведение А.Н. Толстого и испытывала примерно те же эмоции, даже посильнее. Уже тогда моя симпатия была на стороне Ольги Вячеславовны, которую сживали со света Лялечка и ей подобные.

кадр из фильма "Гадюка"
кадр из фильма "Гадюка"

Зотовой пришлось многое пережить и повидать в свои 22 года. В  этом возрасте у большинства людей жизнь только начинается, а у героини Н. Мышковой она уже за плечами.

Жизнь девушки перевернулась в тот вечер, когда она потеряла родителей, их убили у нее на глазах. Ольгу долго преследовал звук хруста костей и нечеловеческий крик матери. От этого одного можно было потерять рассудок, но все беды героини только начинались.

Она чудом спаслась из горящего дома после нападения. В  наши дни жертвы подобных потрясений обращаются к психологу, а в начале прошлого века психологов не было, зато была гражданская война.

кадр из фильма
кадр из фильма

С больничной койки Ольга попала в тюрьму, а потом и вовсе на расстрел. Молодой организм и после этого уцелел, Ольга выжила, но прежняя жизнь романтично настроенной дочери купца старообрядца закончилась.

В новой жизни Зотова становится красноармейцем, вестовым командира эскадрона, человека одержимого романтикой войны.

кадр из фильма
кадр из фильма

Это называется «из огня да в полымя». Бывшей барышне пришлось пройти всю гражданскую войну, она научилась убивать и не переживать об этом.

Когда страшное месиво гражданской закончилось, воины стали возвращаться к мирной жизни. Ольге некуда было вернуться потому что не было ни дома, ни семьи. Прежняя жизнь для нее не существовала.

Ее выбросило в мир людей без войны, но она разучилась там жить, этот новый мир встретил Ольгу Вячеславовну Зотову враждебно. Ольга провела молодость в отряде, там не было места фальши, предательству, все вопросы решались ударом клинка. Не было там и коммуналок с примусами и людьми, ненавидящими тех кто отличается от них.

кадр из фильма
кадр из фильма

У Ольги не было рядом близкого человека, который понял бы ее и дал совет. Все, кто остался жив, вернулись домой. Еще раз разрушилась прежняя жизнь, а в новой ее не хотели принимать. Зотова оказалась среди не самых лучших людей. Автор повести поставил свою героиню в чудовищные условия, ей все время приходилось выживать, как гадюке.

Убогий мирок обитателей коммуналки не способен на сочувствие и понимание только потому, что новая квартирантка живет не так, как они и ведет себя не так, как они.

Никто не протянул Ольге руку помощи, никто не захотел стать ей просто добрым соседом.

Зато Лялечка Варенцова была для них полным антиподом неприятной Ольги. Всегда причесана, мила, она абсолютно своя в коммуналке. Ее все любят, жалеют и оберегают от Гадюки, хотя оберегать было некого. Лялечка умело создала себе образ жертвы, которую надо жалеть и беречь.

кадр из фильма
кадр из фильма

Именно нежная Лялечка обливала Ольгу помоями на службе, писала ей  записки с угрозами и распускала сплетни о ней.

Жизнь Варенцовой направлена на единственную цель - найти обеспеченного мужа. Это не плохо, если кроме цели есть хотя бы порядочность.

К сожалению кроме симпатичной мордашки в этом существе нет ничего привлекательного. Это обычная мещанка, в самом отвратительном смысле этого слова.

Чтобы привлечь и удержать внимание мужчины, которого Варенцова присмотрела себе в мужья, Лялечка и ему наплела гадостей о Зотовой. Она испугалась изменившейся Гадюки, увидев, что та красива.

кадр из фильма
кадр из фильма

Война Варенцовой за свое тщедушное счастье закончилась ее гибелью. Лялечка со своей истерикой попала под горячую руку Зотовой, собиравшейся свести счеты с жизнью, в которой ей не было места. В состоянии аффекта она стреляет в Лялечку.

Повторю, мне не жаль Варенцову потому что я не люблю таких людей. Толстой оставляет Ольгу Вячеславовну в состоянии полной безнадеги и всякий раз я надеюсь на чудо. Ну должно же человеку повезти хоть раз в жизни!