Найти тему
Ж у р н а л и с т

Втягивание в структуры Запада

Этноконфессиональный инструментарий представлен тесно переплетающимися внутренним (националистическим) и внешним (польским) факторами. Так называемые националистические структуры Беларуси, представленные в основном католиками, сегодня фактически являются инструментом полонизации и вестернизации в проамериканском ключе.

Польская сторона при поддержке американцев озаботилась организацией ультранационалистического «эмигрантского белорусского правительства», которое было бы признано международным сообществом еще в середине 2000-х годов. Незадолго до этого на Гродненщине в недрах Союза поляков были созданы параллельные властным структуры администрации, налажены прямые и опосредованные контакты белорусских националистов с правящими польскими партиями — «Гражданской платформой» премьера Дональда Туска и консервативно-клерикальной (ныне считающейся оппозиционной) «Право и Справедливость» экс-премьера Ярослава Качинского, имеющей тесные связи с Ватиканом.

Посредством этих инструментов Вашингтон очерчивает два геополитических проекта-противодействия евразийской интеграции и реинтеграции постсоветского пространства: соседский — четвертая Речь Посполита и региональный — «Восточное партнерство». Согласно заявлению президента США Барака Обамы польским СМИ 29 мая 2011 года, в случае успешной реализации этих проектов Польша при поддержке американцев уже в ближайшие 25 лет станет одной из лидирующих держав не только в Европе, но и в мире.

О начале соседской программы четвертой Речи Посполитой польские власти открыто заявили еще в 2006 году. Проект предполагает «формирование особого национально-культурного ландшафта в местах компактного проживания представителей польской диаспоры в рамках всеобщей консолидации польской нации. Идеологами строительства четвертой Речи Посполитой введено в оборот понятие «Малой Польщизны», включающей в себя приграничные с Польшей земли, населенные преимущественно этническими поляками или пропольски настроенными католиками из числа белорусов и украинцев.

В рамках данной программы польское правительство финансирует и реализует в отношении Беларуси ряд проектов, в числе которых «Карта поляка», программы обучения в Польше активистов молодежных структур, в частности «Программа Кастуся Калиновского», специально созданные для вещания на Белоруссию спутниковый телеканал БЕЛСАТ и радиостанции «Радио рация» в Белостоке, белорусская служба «Радио полония», технические вопросы вещания которых на восточном направлении курирует Совет по телевидению и радиовещанию Польши.

Одновременно с усилением информационного присутствия польские официальные лица уровня вице-премьера периодически напоминают Беларуси, что та находилась раньше в составе Речи Посполитой. Также на белорусском направлении деятельность полонизаторов охватывает:

— распространение трактуемой в нужном русле информации относительно современности, а также культурной самоидентификации Беларуси, особенно в части белорусского языка и истории;

— поддержку негосударственных общественных, образовательных, информационных и культурных инициатив;

— популяризацию знаний и опыта в сферах развития неправительственного сектора (НКО), трансграничного сотрудничества, обучения, а также малого и среднего предпринимательства.

Региональный проект «Восточное партнерство», инициированный Вашингтоном и Брюсселем, был выдвинут МИД Польши в 2008 году. Минск присоединился к нему в мае 2009 года. По сути, это продолжение ГУАМ — Организации за демократию и экономическое развитие, в которую входят Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова, продемонстрировавшей в августе 2008 года военно-политическую несостоятельность. Участие в программе Белоруссии и Армении, в ГУАМ не входивших, — попытка реванша за провал инициированной Вашингтоном грузинской агрессии в Осетии. Главный «оператор» «Восточного партнерства» на Западе (Белоруссия, Украина, Молдавия) — Польша, на юге (Азербайджан, Грузия, Армения) — натовская Турция.

Интерес Вашингтона состоит в превращении постсоветских республик в энергоотмычку для взлома сырьевой кладовой Евразии — России и среднеазиатского региона. Интерес Варшавы — под «крышей» США и ЕС опередить Кремль, использовав заминки в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, «закрепить» постсоветские республики за собой. Польша стремится реализовать проект возрождения легендарной Сарматии в политическом отношении — интеграция в рамках 4-й Речи Посполитой, а также экономическом — на энерготранзитном пространстве, которое свяжет в единую инфраструктуру Черное и Балтийское моря.

Все это — симметричная западная альтернатива интеграционным проектам Беларуси и России. Для ее реализации внутри Беларуси Варшава опирается на три столпа:

1) нарастающее влияние католической церкви; насколько этот процесс интенсифицировался после встречи в Ватикане в 2009 году невъездного в ЕС президента А. Лукашенко с Римским папой Бенедиктом XVI, можно судить, например, по факту передачи колхозов на Гродненщине в собственность костелов Святой Марии Панны в деревне Верейки и Святой Эльжбеты и Божьей Милосердности в Подороске; сегодня в Беларуси подавляющее большинство католических ксендзов — этнические поляки; для сравнения: из сопоставимых с католиками по численности почти полутора тысяч православных священников (1473 общины) лишь четверо иностранцы;

2) созданный МИД Польши в феврале 1994 года при польском посольстве в Республике Беларусь Польский институт в Минске, имеющий дипломатический статус и активно действующий как в столице, так и в регионах республики;

3) неправительственные организации так называемого «третьего сектора»: внутри Беларуси это прежде всего союзы поляков и сотни польских творческих коллективов, а извне — сетевая инфраструктура, включающая более 75 НКО, имеющая интеллектуальную поддержку американцев, англичан и т. д.