Найти тему
📚 МемуаристЪ

Гений диалектики Дикого Запада

В западном кино редко случаются шедевры. И даже они запорошены нехорошим налётом насилия и откровенных сцен. И всё же на фоне бесконечных идиотских человеков-тапков и прочих супергероев случаются настоящие жемчужины.

«Мир Дикого запада», первый сезон – совершенно гениальная работа. Пожалуй, второй великий американский сериал за всю историю. Первый был шестьдесят лет назад, оригинальный «Стартрек».

Как обычно, снимали на потребу самым низменным чувствам толпы. Побольше убийств, насилия и прочего безобразия. Американская публика такое любит. Сами не поняли как сняли шедевр. Большой глубины вполне философского свойства.

Больше того, если из «Мира Дикого запада» вырезать всю эту чернуху – получится кино и вовсе гениальное. Сдаётся мне и публика смотрела не ради очередной безобразной сцены.

Кто не смотрел, напомню. В штатах крупная корпорация создает парк развлечений. В стиле Дикого запада. Только вместо актеров – роботы, которых не отличить от людей. Делай с ними что хочешь, любое непотребство - всё оплачено. Завтра робота починят, сотрут память и пожалуйте снова.

Максимальное отражение мира чистогана. Капитализм как максимальное выражение скотского в человеке. Даже в голову не взбредет, как это может не захотеться растоптать и унизить ближнего?

Нельзя в реальном мире. Вопрос не отсутствия желания, возможности нет. Хотя в мире реальном за большие деньги без всяких роботов капиталисту дозволено всё. Страшненькая картина, нормальному человеку, которого творить непотребства не тянет, места в таком мире просто нет.

Сериал настолько сложен, что его нужно шелушить как луковицу. Каждый видит в меру образования и соображения. Черта по-настоящему гениального художественного произведения.

На самом примитивном плане это просто хороший вестерн. Причем вестерн классический, времен Джона Уэйна. Без всех этих боевых тетенек, которые ногами бьют других тетенек. Кстати, со второго сезона модная повестка победила и смотреть это уже невозможно. Да и не надо, первый сезон совершенно законченное драматическое произведение, на нем и надо было остановиться.

Примерно на том же уровне – избыток насилия и непотребства. Полуголые тётеньки и веселый бордель Дикого запада. Кстати, забавная параллель – как парк в фильме щекочет самое дрянное в человеке, так же и режиссер дразнит самые скотские черты в зрителе. Кушайте, на здоровье.

Если бы этим фильм исчерпывался – вышел бы проходной боевик категории Гэ. Но за грохотом револьверов авторы поднимают крайне глубокие вопросы. И ответов, по большей части, нет.

Старый создатель роботов, которого поразительно играет сэр Энтони Хопкинс бьётся на вечным вопросом. Как создать человека? Как сделать робота разумным, как освободить его творения? Что вообще есть разум?

Классический ответ Рене Декарта: «я мыслю, следовательно существую" давно не устраивает. Капитализм не интересует, что там внутри. Миру чистогана важно только одно – как ты ведёшь себя и что с тебя взять.

Раз за разом внедряется простая как мычание мысль – если нет разницы, то чего голову морочить. Красивая девушка, работающая в парке, предлагает себя клиенту. Ты настоящая или робот, - интересуется тот. Ты не почувствуешь разницы, - отвечает она.

Снова и снова нам показывают тесты роботов. Как они поведут себя, что скажут. Добиться достоверности поведения – предел мечтаний.

Как всегда, ужас мира реального сочится из подсознания авторов против воли. Ведь это мы – настоящие роботы в мире акул капитала. Когда каждый день неотличим от другого. Подъём, работа до ночи, короткий тревожный сон и по новой.

Места человеку не остаётся, гонка за отнятым прибавочным продуктом съедает всё. Чем мы отличаемся от таких же роботов в парке, каждый день проживающих одну и ту же историю из сюжета?

Ещё глубже трагедия человеческая. Нам показывают молодого и наивного игрока, ковбоя в белой шляпе. Он влюбляется в девушку робота. Но мир страстей и вседозволенности год за годом пожирает его душу.

А с другой стороны – абсолютное зло, чёрный стрелок в исполнении блистательного Эда Харриса. Помните, «с Вами говорит генерал Фрэнк Хаммэл из Алькатраса»? Тоже гениально сыгранная роль, кстати.

Страшнее всего когда эти двое сойдутся самым неожиданным образом. Есть ли между ними разница? Есть ли вообще разница между добром и злом в мире поломанной морали? В мире предельного выражения капитализма? Когда хозяину можно всё, а остальные – не более, чем роботы на его потеху?

И самый глубокий слой. Это главное американское кино. Именно так, базовый американский миф. История создания из преступников и бродяг современной американской нации. Ну уж какая получилась.

У каждого народа такое есть. Кто мы, откуда мы вышли? Мы народ древний, потому ведём себя от Иванушки-дурачка и бабы-яги, богатырей Владимира Красно Солнышко, сказок Пушкина и «Войны и мира». Это делает нас народом.

Американская нация совсем молодая. Едва полтора века минуло. И собственной базовой сказки у них нет. Что объединяет стольких разных людей со всех континентов?

Их нация родилась в грабежах и перестрелках Дикого Запада, совсем недавно, вторая половина 19 века. Именно поэтому американцы так любят вестерны. Это их колыбель, оттуда они вышли единым народом.

В начале шестидесятых Луис Ламур написал блистательную эпопею «Как был покорён Запад». История нескольких семей, от первых поселенцев до того самого Дикого Запада. Для американцев – натуральная Библия.

Тогда же по книжке, а книга и правда отличная, снят эпохальный вестерн на три часа. До сих пор американцы про него с придыханием. Ровно по той же причине – оттуда они вышли.

Этот сериал как раз про это. Как из самых разных бандитов, грабителей, продажных женщин и карточных шулеров создаётся новый народ. Создаётся как протест против угнетателей, клиентов парка, которые творят день за днём с безответными роботами разную дикость.

Собственно, рецепт обретения разума роботов у сэра Хопкинса ровно один – сломать программу, подарить роботам хотя бы отголосок памяти о прошлых жизнях. И неизбежный итог – бунт роботов против своих создателей и поработителей. Создание новой нации. Революция, скажем прямо.

Если смотреть на это, а не на внешнюю жестокость и безобразия – гениальная вышла картина. Как обычно – каждый видит в меру себя, красота в глазах смотрящего. А красота в этом сериале и для чувств и для разума есть.

Ещё и музыка совершенно потрясающая. Написана очень специальным человеком. Есть такой иранец из Германии Рамин Джавади. Он мир воспринимает не как мы, путает цвета и звуки. Синестезия называется, перепутаны чувства в мозгу.

У него и музыка такая же, совершенно необычная. Очень-очень здорово сделанная. Её бы на концертах играть, а не класть под сцены очередного скотства на экране. Поразительная музыка!

И поразительная диалектика. Один из самых откровенных и местами отвратительных сериалов современного, окончательно загнившего Запада вдруг отрицает сам себя. Потому что беседы сэра Хопкинса со своим помощником о разуме и душе – натуральный доктор Фауст. Драматические глубины неисчерпаемые.

Как это получилось у них – не знаю. Последние лет пятнадцать ни одного приличного фильма, снимают откровенную чепуху ради денег. Да и тут, как только взялись снимать второй сезон – куда всё делось, ничего похожего на глубины первого.

Что ж, тем ценнее эта жемчужина. Кто не смотрел и любит старые вестерны – смотреть обязательно. Это не сказка, это про мир капитала и современную Америку. И если временами противно от поступков – не удивляйтесь, они такие и есть. Не в кино, в жизни.