Акробатические трюки, которые выполняет в небе эта пятерка отважных спортсменов-парашютистов, в нашей стране больше не под силу никому. Только птицам – хищным ястребам, охотничьи пируэты которых давно стали символом ловкости.
«Белорусские ястребы» – такое название носит нештатная спортивно-парашютная команда по купольной акробатике Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны белорусской армии. В мировой классификации наша команда уступает лишь спортсменам из Франции и России. На четвертой позиции – парашютисты из США.
Руководитель, тренер и капитан уникальной команды – Геннадий Клишевский, начальник авиационной поисково-спасательной и парашютно-десантной службы управления авиации ВВС и войск ПВО, полковник. Геннадий Иванович – мастер спорта международного класса, пятикратный бронзовый призер чемпионатов мира, бронзовый призер чемпионата СНГ и Всемирных авиационных игр, двукратный серебряный призер Кубка мира, двукратный серебряный призер чемпионатов Европы по купольной парашютной акробатике. На его счету 5 920 прыжков с парашютом, в сумме он парил под куполом без малого 14 суток!
«Небо ошибок не прощает…»
За оскорбление Неба Земля хлестнула его наотмашь. Удар был страшным. Нестерпимая боль молнией прожгла все тело. Парашютист инстинктивно сгруппировался, покатился по жухлой траве, наматывая на себя стропы и купол. Словно шелкопряд, он пытался укрыться в этом коконе от боли.
…Две секунды до падения. Говорят, что за мгновение перед смертью перематывается кинопленка всей жизни. Теперь он знает – это вранье. А тогда хладнокровно принял собственную гибель как неизбежность. В последнее мгновение в голове пронеслось: «Это – конец…». Но подсознание не смирилось с выводом разума и боролось за жизнь. Руки управляли парашютом уже рефлекторно. Резкий рывок правой петлей управления вниз, и спортсмен полетел с разворотом вправо. Удар приняло все тело…
Он заставил себя открыть глаза. Взгляд застилала синева ткани парашюта. И никакого намека на тоннель, по которому душа летит навстречу Всевышнему. Сознание возвращалось, продираясь сквозь муки телесной оболочки, всеми органами чувств ощупывало окружающее пространство. Он ощутил вибрацию почвы от топота бегущих к нему людей. Затем услышал голоса – но смысла слов не разобрал. Спустя мгновение синева вдруг расступилась, и он увидел лицо капитана спортивной команды Игоря Гошко. Тот быстро развернул парашют, приподнял голову лежавшего, внимательно вгляделся в его обескровленное лицо, отчаянно крикнул:
– Генка! Пошевели руками, скажи что-нибудь!
– Игорь, – простонал парашютист. – Выровняй мне ногу…
…Пять секунд до падения. Спортсмен резко «ломанул» парашют, стремительно бросился вниз – разогнаться перед посадкой. Но предметы на земле вдруг показались ему неестественно крупными. Опомнившись, он бросил взгляд на высотомер. До земли оставалось 30 метров, а надо – минимум 50! Это значило одно – он не успеет вывести парашют в горизонтальное скольжение. А скорость – больше 60 километров в час! Он не думал о том, как и почему потерял драгоценные метры...
Парашютиста бережно уложили в санитарный автомобиль и отвезли в Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии. Спортсмен не смел пошевелить головой, боялся самого худшего – перелома позвоночника. Бригада хирургов его уже ждала.
…Пятнадцать секунд до падения. На высоте около 300 метров спортсмен обязан «провериться» – определить направление и силу ветра для построения захода на приземление. С учетом этого надо построить «коробочку» – наметить курс снижения и точки поворотов для точного приземления. На четвертом развороте, на высоте не ниже 50 метров, надо разогнать парашют и, снижаясь, у земли перевести его в горизонтальный полет, затем погасить горизонтальную скорость, мягко коснуться ногами травы. Он контрольную проверку высоты не сделал…
Хирургическая операция прошла успешно. Правая нога была сломана в двух местах, но врачи собрали, слепили кости из осколков. По телу – ушибы и ссадины. Позвоночник, к счастью, оказался невредимым. Сказалась отличная физическая подготовка, прочный мышечный корсет. Еще будучи курсантом, он выполнил норматив кандидата в мастера спорта по офицерскому многоборью.
…Двадцать пять секунд до падения. Выполнив упражнение, парашютист скользил к земле, наслаждаясь полетом. Улыбался воспоминаниям. Недавно команда вернулась из российского города Кимры с чемпионата СНГ по парашютной купольной акробатике, где выступила успешно, заняла третье место. Промелькнули лица товарищей, поздравляющих его с присвоением звания мастера спорта. И еще: это был его юбилейный – тысячный прыжок. Он уверовал в собственный профессионализм, а потому расслабился, потерял контроль. Этим и оскорбил Небо...
В сентябре 2005 года, когда случилось это несчастье, спортсмену было 26 лет. Он быстро шел на поправку. Вскоре его перевели для лечения в 432-й Главный военный клинический медицинский центр.
В один из тусклых осенних дней в палате, тихо скрипнув, отворилась дверь. Парашютист приподнялся на локте и увидел в проеме тренера команды, мастера спорта международного класса Дмитрия Хюппенена.
– Здравствуй, Гена.
– Здравствуйте, Дмитрий Викторович.
– Как дела?
– Уже лучше…
Наставник прошел по палате, присел на стул. Они встретились взглядами. Молчали.
Наконец тренер произнес:
– Гена, теперь ты знаешь про парашютный спорт все. Видел красоту неба и земли, летал как птица, испытал радость побед. Тебе крупно повезло – ты не разбился. И сейчас должен принять решение. Команда поймет, если ты «завяжешь». А мне пора…
Он поднялся и открыл дверь.
– Дмитрий Викторович! – позвал спортсмен тренера. – У меня было время все обдумать и взвесить. Я обязательно восстановлюсь. Я вернусь!
Наставник обернулся, улыбнулся одними губами:
– В следующем году – чемпионат мира. Мы тебя ждем. До встречи…
С безмерным азартом и страстью молодости он взялся за восстановление организма. Видел цель – и рвался к ней. В этом ему здорово помогала жена Наташа, выпускница Белорусского государственного университета физической культуры, спортивный реабилитолог, в прошлом – тоже парашютистка. Они и познакомились в Минском аэроклубе. В ее багаже – около 30 прыжков.
Супруга составила программу специальных физических упражнений, следила за ее выполнением. Ежедневные занятия, массаж, принудительные прогулки – и через два месяца костыли сменила трость. К концу ноября Геннадий выбросил и ее. А весной начал бегать.
Перед членами врачебно-летной комиссии он танцевал, как Алексей Маресьев, даже приседал на правой ноге. И его признали годным для прыжков с парашютом. В июне следующего года, спустя девять месяцев после травмы, Геннадий Клишевский выполнил свой тысяча первый прыжок. А в августе белорусские парашютисты-акробаты вошли в четверку сильнейших команд мира…
«Удача – это работа, ставшая любимым делом жизни…»
Наш герой родился на Брестчине, в деревне Нача Ляховичского района. Его отец, Иван Иванович, руководил колхозом, мама, Аля Ивановна, преподавала историю в средней школе.
Генка с завистью глядел в небо, где серебряными стрижами проносились истребители авиабазы из соседних Барановичей. Он влюбился в этих птиц, мечтал стать авиатором. И был готов преодолеть любые преграды на этом пути.
В 1996 году, окончив Минское суворовское военное училище, он поступил на авиационный факультет Военной академии Республики Беларусь, но только на инженерную специальность. А душа рвалась в небо. И уже через полгода учебы самолет Минского аэроклуба ДОСААФ поднял Геннадия в поднебесье, откуда он шагнул навстречу судьбе, выполнив свой первый прыжок с парашютом.
С первых секунд скольжения в воздухе страх сменился восхищением от полета, преодоления себя, прикосновения к Небу. Позже его, курсанта, приняли в спортивную группу ДОСААФ по парашютному спорту. И он тренировался в ней до выпуска из академии.
Лейтенанта Геннадия Клишевского направили в 50-ю транспортную авиационную базу ВВС (впоследствии – 50-я смешанная авиабаза). Он настроился готовить авиатехнику к полетам, но у командования были другие виды. Офицера с пятилетним опытом парашютных прыжков назначили временно исполнять обязанности начальника поисково-спасательной и парашютно-десантной службы. Спустя два года старший лейтенант Клишевский стал штатным начальником этой службы.
В 2002 году Геннадия Ивановича приняли в нештатную спортивно-парашютную команду ВВС и войск ПВО, сформированную четырьмя годами ранее и успевшую взять «бронзу» чемпионата Европы по купольной парашютной акробатике. Количество его прыжков тогда едва перевалило за третью сотню. Это важнейшее событие в спортивной карьере офицера открыло дорогу к высшим достижениям.
Он руководил ПС и ПД службой 50 саб до 2014 года, целых 11 лет. За эти годы служба качественно изменилась. Было введено дежурство по поисково-спасательному обеспечению полетов авиации, на вооружение поступила новая техника, подготовка авиационных спасателей поднялась до мирового уровня.
Следующей карьерной ступенью стало назначение майора Геннадия Клишевского на должность старшего офицера авиационной поисково-спасательной и парашютно-десантной службы управления авиации ВВС и войск ПВО. Его главной задачей стала подготовка офицеров ПС и ПД служб всех авиачастей, формирование костяка настоящих профессионалов-спасателей с самым широким кругом специфических навыков. И это ему удалось.
– Спасатель – это человек, который обязан выжить в любых условиях и спасти людей, – рассказывает полковник Геннадий Клишевский. – Военнослужащие наших спасательных парашютно-десантных групп выполняют парашютные прыжки в любую пору года, днем и ночью, на все виды подстилающей поверхности – будь то населенный пункт, поле, лес, болото или водоем. Они обучены беспарашютному десантированию с использованием альпинистского снаряжения с высоты до 30 метров. И главное – они готовы оказать пострадавшим все виды помощи и эвакуации. Сложнее задачи трудно придумать.
Ежедневно на дежурство заступает экипаж поисково-спасательного вертолета. В его состав входит спасательная парашютно-десантная группа, состоящая из старшего группы, парашютиста-спасателя и медицинского работника. Экипаж в постоянной готовности оказать помощь воздушным судам, терпящим бедствие над территорией нашей страны. От команды оперативного дежурного до взлета вертолета проходит не более 20 минут.
Техническая сторона обеспечения спасателей впечатляет: самая современная парашютно-десантная техника, спасательное и альпинистское снаряжение, гидрокостюмы, приборы ночного видения, эвакуационные лебедки СЛГ-300, средства связи и сигнализации, медицинское оборудование,GPS-навигаторы, топографические карты. Для географических условий Беларуси этого хватает с лихвой. Спасатели могут добраться до любой точки страны в течение часа.
Без лишнего пафоса можно утверждать, что авиационные спасатели белорусской армии – одни из лучших в мире.
– Инструкторско-преподавательский состав первым отрабатывает самые сложные упражнения, которые затем могут быть включены в программы подготовки специалистов ПС и ПД служб, – подчеркивает Геннадий Иванович. За этих ребят я спокоен. Они – профи. Но опыта никогда не бывает много. У профессионализма нет предела.
Спустя четыре года подполковник Геннадий Клишевский возглавил эту авиационную службу. А в мае 2019 года указом Президента Республики Беларусь ему было присвоено воинское звание полковник. Сегодня он организует подготовку инструкторского состава ПС и ПД служб не только для Вооруженных Сил, но и для других войск и воинских формирований Республики Беларусь.
– Я люблю свое дело, – говорит с улыбкой Геннадий Иванович. – Мне повезло: военная служба приносит и удовольствие, и видимый результат.
«Лучше гор может быть только небо!»
С парашютом я никогда не прыгал и наверняка никогда этого не сделаю: ни один, ни в тандеме. Боюсь. «Не хочу испытывать судьбу» – так, не желая прослыть трусами, говорят такие, как я. Но я очень люблю наблюдать за прыжками парашютистов.
Вначале в вышине из самолета выпадают едва различимые горошины. Они замедляются, и над ними раскрываются зонтики куполов. Спортсмены с парашютами типа «крыло» выделывают виртуозные пируэты: скользят по спирали вниз, кувыркаются в воздухе. Они будто смеются над нами, бескрылыми. Но самый захватывающий момент – это когда парашютисты, словно по невидимой лестнице, изящно касаются ногами земли. Как такое возможно? Неужели им не страшно?
– Парашютный спорт начинается с преодоления страха, – поясняет полковник Клишевский. – У каждого на борту он есть. Но страх индивидуален: один парашютист боится при отделении от летательного аппарата, другой – при раскрытии парашюта, третий – в момент приземления.
– А лично вы – не боитесь?
– Мой страх с опытом перерос в ответственность за безупречное выполнение элементов прыжка, – отвечает Геннадий Иванович. – Ведь на меня смотрят воспитанники, подчиненные. Лучшее объяснение – это правильный показ. На видеозаписи прыжка отчетливо видны все огрехи. А за них может быть очень стыдно. Этого и боюсь…
В 2005 году на чемпионате России по купольной акробатике наш герой «завязался» в воздухе с партнером. Освободиться не удавалось, а земля приближалась. Но парашютисты не паниковали. Главное правило «ястребов» – держать товарища до земли. И коллега держал парашют Геннадия. Это позволило отцепить основной парашют и благополучно приземлиться на запасном. Тот день Геннадий Клишевский считает своим вторым днем рождения.
Мне не терпелось узнать про спортивную составляющую жизни полковника Геннадия Клишевского.
– Нештатная спортивно-парашютная команда по купольной акробатике ВВС и войск ПВО была сформирована приказом командующего в канун нового 1999 года, – делится офицер. – В нее вошли специалисты ПС и ПД служб и специального цента выживания летного состава. Это была элита парашютистов ВВС. Через три года в команду приняли и меня.
В 2006 году после чемпионата мира Геннадия Ивановича назначили капитаном команды. Еще через два года он стал мастером спорта международного класса.
–Парашютный спорт очень важен для специалиста-спасателя, он – часть его профессиональной деятельности, – продолжает Геннадий Иванович. – На международных соревнованиях мы представляем не только Республику Беларусь, но и Вооруженные Силы и Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны.
Белорусских военных парашютистов стали узнавать на соревнованиях, они прочно закрепились в верхних строках мирового рейтинга. Тогда и пришла капитану команды идея создать национальный парашютный бренд «Белорусские ястребы». Это название пришлось спортсменам по душе.
В команде – только военнослужащие. В ней и сержанты, и прапорщики, и офицеры. Большой спорт – это и большая дополнительная нагрузка. Но спортсмены несут ее с радостью и гордостью.
– Каждый прыжок – как спринтерский забег, – говорит Геннадий Иванович. – Даже если что-то не получилось, устал, замерз, – все равно испытываешь огромное удовольствие и по земле идешь с улыбкой. Наши спортсмены говорят: «Самый лучший день – прыжковый».
«Ястребы», участвующие в международных соревнованиях, выполняют прыжки в горной местности, над морем, в пустынях и степях, с различных воздушных судов других стран. Профессионализм избавил их от распространенных отвлекающих суеверий.
– В команду мы отбираем опытных парашютистов. Главные критерии отбора – здоровый «фанатизм», отменное здоровье, быстрая реакция, умение работать в команде, стремление к саморазвитию. И порядочность.
Прежде чем позвать в команду новичка, к нему долго присматриваются. Команда работает на грани разумного риска, в ней не может быть сомневающихся и колеблющихся. Ведь в экстренной ситуации от действий каждого спортсмена зависят человеческие жизни. Далеко не все желающие проходят отбор в команду.
– Купольная акробатика – единственный вид парашютного спорта, где не используются страховочные приборы, – подчеркивает мой собеседник. – В остальных они есть, позволяют приземлиться спортсмену даже без сознания – устройство автоматически раскрывает запасной парашют. Но мы летаем с такими скоростями, что прибор может сработать и навредить. А нам это не надо. Наша страховка – опыт, высотомер данож-стропорез.
«Белорусские ястребы» – это всего 12 человек – основной состав команды и запасные спортсмены. Спортивная дисциплина купольной парашютной акробатики Международной федерации авиационных видов спорта – «четверка ротация». Это – высший пилотаж, «Формула-1» парашютизма.
Сегодня первая тройка мирового топа «четверки ротации» выглядит так: Франция, Россия, Беларусь. На четвертой позиции – США. Стремительно растет подготовка команд из Катара, Англии, Швеции, Австралии.
«Если ты подумал – опоздал, если опоздал – мы проиграли»
В заголовке этой главы – формула победы наших купольных акробатов. Ее смысл – в автоматическом скоростном выполнении филигранных действий. Рефлекторность движений достигается многочисленными тренировками. При подготовке к соревнованиям спортсмены выполняют до десяти прыжков в день!
В основном составе команды пять спортсменов: четыре игрока-ротатора и видео-оператор. Соревновательные прыжки называются турами. Их может быть выполнено в зависимости от погодных и других условий от одного до восьми. Поэтому на каждом туре парашютисты выкладываются по максимуму.
Итак, команда на борту самолета. Он взмывает на высоту более 2500 метров и летит со скоростью около 140 километров в час. На чемпионате мира в России нашим ребятам довелось даже прыгнуть с четырех тысяч метров. По сигналу пилота «ястребы» выстраиваются у открытой двери. Вот они ударили друг друга по ладони – давний символ единой настройки на «работу», на победу. Капитан команды выкрикивает традиционное «Поехали!», и первый спортсмен уходит вниз.
– На групповой пилотаж парашютистов отводится 120 секунд от момента отделения от воздушного судна, – поясняет капитан команды. – У команды есть 30 секунд, чтобы раскрыть парашюты и построить в воздухе «этажерку» – вертикальную фигуру из четырех спортсменов, в которой верхний удерживает ногами стропы парашюта нижнего. Завершив построение, они начинают ротацию – последовательную смену позиций сверху вниз, устраивают воздушную карусель.
Главная задача парашютистов-ротаторов – за 90 секунд выполнить в воздухе как можно больше ротаций. Каждый участник «этажерки» успевает выполнить четыре-пять перестроений. За это время команда теряет свыше полутора километров высоты и пролетает почти три! Весь прыжок длится около трех минут.
Представьте, что вы пикируете со скоростью 80 километров в час. Над головой на стропах – парашютик-крыло размером всего три с половиной на полтора метра. Его надо ювелирно подать к ногам нижнего спортсмена «этажерки» с высоты трехэтажного дома менее чем за четыре секунды!
Чтобы в деталях рассмотреть работу ротаторов в воздухе, мне пришлось замедлить скорость воспроизведения видеоролика в два раза. Все происходит стремительно. Времени на реакцию у спортсмена – всего 0,2 секунды: он должен почувствовать, что партнер закончил перестроение, и начать свое.
На скорость взаимных перестроений, оказывается, влияет даже вес спортсменов. Разница в массе не должна превышать 6-7 килограммов. Поэтому перед соревнованиями тяжелые акробаты сгоняют вес, а легких специально догружают.
– Все работают быстро, четко и аккуратно, – комментирует Геннадий Иванович. – Команда получит штраф, если верхний ротатор начал перестроение, а нижний свое еще не закончил. Мы настолько чувствуем друг друга, что «разговариваем» взглядами. Молодым спортсменам я всегда повторяю: на соревнованиях у тебя нет ни имени, ни фамилии, ты просто номер в команде, а за тобой –страна.
Судей в воздухе нет. Работу спортсменов снимает видео-оператор, он тоже член команды. У него очень сложная задача. Начало видеосъемки происходит, как на киностудии. Сначала оператор снимает марку – специальную табличку с данными команды и порядковым номером тура ротаций. Затем он должен непрерывно снимать «этажерку» в воздухе – от первой ротации до последней.
– Оператор тоже выполняет парашютный прыжок, – говорит офицер. – На его голове шлем с двумя видеокамерами. Выбрать нужный ракурс ему помогает «прицел» – видоискатель, закрепленный на очках. В кадре должна находиться вся «этажерка». При этом оператор движется по одной с ней траектории, управляя своим парашютом.
Судейская пятерка после приземления спортсменов внимательно изучает видеозапись и только по ней определяет количество ротаций, правильность выполнения захватов. Так что видеозапись – это главный доказательный документ в этом виде спорта.
– Если разыгран единственный раунд, победителем признается команда, показавшая лучший результат, – объясняет правила соревнований капитан команды. – Но если же у нескольких команд одинаковый результат, победителем становится команда с самым быстрым временем, рассчитанным до сотых долей секунды.
Сам собою напросился вопрос: «А какой сегодня мировой рекорд в ротации?».
– Лидерство в этой дисциплине удерживают французы – 23 перестроения, – отвечает Геннадий Иванович. – За ними следуют «Русские волки», успевающие крутануть в небе 22 фигуры. Рекорд нашей команды – 21 ротация. На тренировке мы показывали и 22 перестроения. Но этот результат, как говорится, в зачет не идет.
В 2006 году рекорд мира составлял 17 ротаций. Спустя 15 лет вырос до 23. Мне стало интересно, за счет чего достигается прогресс в этом виде спорта.
– В купольной акробатике многое зависит не только от мастерства спортсменов, но и от парашютных систем, – ответил полковник Геннадий Клишевский. – Появляются новые скоростные парашюты – растут и результаты. В разработке таких систем лидируют американцы и французы. Наша команда выступает на американских «Штормах» – лучших в мире парашютах в этой дисциплине.
Парашюты, несмотря на их высокое качество, выдерживают около тысячи прыжков. Спортсмены их берегут, регулярно осматривают.
– Парашют – живое существо, – с теплотой в голосе говорит Геннадий Иванович. – Когда ты несколько тысяч раз доверял ему свою жизнь, разве будешь считать парашют неживым?
Скоростные парашюты типа «Крыло» ошибок не прощают. Для допуска к прыжкам с ними парашютист должен иметь на счету как минимум триста прыжков. Во время полета спортсмен сливается с парашютом в единое целое, управляет им не только руками, но и всем телом.
Безусловно, при подготовке команды важна интенсивность тренировок. Для сравнения: «Русские волки» прыгают около тысячи раз в год, катарцы в два раза чаще. Наши спортсмены выполняют около 300 прыжков. Но из каждого прыжка они выжимают максимум. И даже при таких скромных тренировочных возможностях «Белорусские ястребы» готовы бороться за мировой чемпионский титул.
* * *
Любимое дело жизни – работа! Может, офицеру просто повезло? Выигрывают же иногда в лотерею…
Думаю, никакого везения здесь нет. Вспомните детскую мечту нашего героя о небе. С ней он поступил в Минское СВУ, затем – в Военную академию, в аэроклуб. Служил и служит честно, добросовестно. И выполняет парашютные прыжки. Участвует в соревнованиях мирового уровня. Получает травмы. Восстанавливается. И вновь прыгает. Могла ли его жизнь сложиться иначе? Конечно! Свою судьбу он сотворил сам, потратив немало жизненных сил.
В этом году «Белорусские ястребы» будут вновь бороться за звание сильнейшей команды в мире. В августе в российском Кузбассе на аэродромах Танай и Кемерово-Северный пройдет «Мондиаль-2021» – чемпионат мира по всем летним направлениям парашютного спорта, равного которому по масштабу еще не было. В нем примут участие свыше тысячи спортсменов и специалистов из 30 стран. Небо Кузбасса украсят и яркие парашютные крылья в цветах Государственного флага Республики Беларусь. Пожелаем «Белорусским ястребам» стать самыми быстрыми.
***
Купольная акробатика – одна из дисциплин парашютного спорта, целью которой является построение различных фигур в воздухе из раскрытых куполов парашютов. Ее отличительная особенность – масштабность и зрелищность, слаженность командных действий. Она зародилась в 70-х годах прошлого века энтузиазмом парашютистов-любителей, создававших фигурные композиции в небе с помощью парашютов купольного типа.
Изобретение парашюта-крыла придало купольной акробатике второе дыхание. Спустя десятилетие это направление парашютизма включили в соревновательную программу по парашютному спорту во Франции. В 1986 году в Австрии был проведен первый чемпионат мира.
В купольной акробатике парашюты всех прыгающих спортсменов группы должны иметь идентичные параметры. Парашюты сразу раскрывают после прыжка из самолета.
***
Обмундирование спортсменов – произвольное, не стесняющее движений, из прочной неплавящейся ткани. Обувь должна быть со шнуровкой, без крючков, с гладкой подошвой и не закрывать голеностопный сустав, чтобы в случае зацепления можно было легко ее сбросить.
Носки и перчатки должны снижать риск ожога о стропы. Очки должны быть с хорошим обзором и светофильтрами. Гладкий защитный шлем должен быть звукопроницаемым, так как спортсмену необходимо отчетливо слышать команды партнеров.
Два ножа-стропореза крепятся так, чтобы исключить зацепление за них строп или купола партнера. У парашютиста обязательно должен быть высотомер.
Сергей Алексеевич, «Ваяр», фото из архива Геннадия Клишевского