Найти тему
Журнал «Армия»

Белорусский ястреб Геннадий Клишевский

Акробатические трюки, которые выполняет в небе эта пятерка отважных спортсменов-парашютистов, в нашей стране больше не под силу никому. Только птицам – хищным ястребам, охотничьи пируэты которых давно стали символом ловкости.

«Белорусские ястребы» – такое название носит нештатная спортивно-парашютная команда по купольной акробатике Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны белорусской армии. В мировой классификации наша команда уступает лишь спортсменам из Франции и России. На четвертой позиции – парашютисты из США.

Руководитель, тренер и капитан уникальной команды – Геннадий Клишевский, начальник авиационной поисково-спасательной и парашютно-десантной службы управления авиации ВВС и войск ПВО, полковник. Геннадий Иванович – мастер спорта международного класса, пятикратный бронзовый призер чемпионатов мира, бронзовый призер чемпионата СНГ и Всемирных авиационных игр, двукратный серебряный призер Кубка мира, двукратный серебряный призер чемпионатов Европы по купольной парашютной акробатике. На его счету 5 920 прыжков с парашютом, в сумме он парил под куполом без малого 14 суток!

«Небо ошибок не прощает…»

-2

За оскорбление Неба Земля хлестнула его наотмашь. Удар был страшным. Нестерпимая боль молнией прожгла все тело. Парашютист инстинктивно сгруппировался, покатился по жухлой траве, наматывая на себя стропы и купол. Словно шелкопряд, он пытался укрыться в этом коконе от боли.

…Две секунды до падения. Говорят, что за мгновение перед смертью перематывается кинопленка всей жизни. Теперь он знает – это вранье. А тогда хладнокровно принял собственную гибель как неизбежность. В последнее мгновение в голове пронеслось: «Это – конец…». Но подсознание не смирилось с выводом разума и боролось за жизнь. Руки управляли парашютом уже рефлекторно. Резкий рывок правой петлей управления вниз, и спортсмен полетел с разворотом вправо. Удар приняло все тело…

Он заставил себя открыть глаза. Взгляд застилала синева ткани парашюта. И никакого намека на тоннель, по которому душа летит навстречу Всевышнему. Сознание возвращалось, продираясь сквозь муки телесной оболочки, всеми органами чувств ощупывало окружающее пространство. Он ощутил вибрацию почвы от топота бегущих к нему людей. Затем услышал голоса – но смысла слов не разобрал. Спустя мгновение синева вдруг расступилась, и он увидел лицо капитана спортивной команды Игоря Гошко. Тот быстро развернул парашют, приподнял голову лежавшего, внимательно вгляделся в его обескровленное лицо, отчаянно крикнул:

– Генка! Пошевели руками, скажи что-нибудь!

– Игорь, – простонал парашютист. – Выровняй мне ногу…

…Пять секунд до падения. Спортсмен резко «ломанул» парашют, стремительно бросился вниз – разогнаться перед посадкой. Но предметы на земле вдруг показались ему неестественно крупными. Опомнившись, он бросил взгляд на высотомер. До земли оставалось 30 метров, а надо – минимум 50! Это значило одно – он не успеет вывести парашют в горизонтальное скольжение. А скорость – больше 60 километров в час! Он не думал о том, как и почему потерял драгоценные метры...

Парашютиста бережно уложили в санитарный автомобиль и отвезли в Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии. Спортсмен не смел пошевелить головой, боялся самого худшего – перелома позвоночника. Бригада хирургов его уже ждала.

…Пятнадцать секунд до падения. На высоте около 300 метров спортсмен обязан «провериться» – определить направление и силу ветра для построения захода на приземление. С учетом этого надо построить «коробочку» – наметить курс снижения и точки поворотов для точного приземления. На четвертом развороте, на высоте не ниже 50 метров, надо разогнать парашют и, снижаясь, у земли перевести его в горизонтальный полет, затем погасить горизонтальную скорость, мягко коснуться ногами травы. Он контрольную проверку высоты не сделал…

Хирургическая операция прошла успешно. Правая нога была сломана в двух местах, но врачи собрали, слепили кости из осколков. По телу – ушибы и ссадины. Позвоночник, к счастью, оказался невредимым. Сказалась отличная физическая подготовка, прочный мышечный корсет. Еще будучи курсантом, он выполнил норматив кандидата в мастера спорта по офицерскому многоборью.

…Двадцать пять секунд до падения. Выполнив упражнение, парашютист скользил к земле, наслаждаясь полетом. Улыбался воспоминаниям. Недавно команда вернулась из российского города Кимры с чемпионата СНГ по парашютной купольной акробатике, где выступила успешно, заняла третье место. Промелькнули лица товарищей, поздравляющих его с присвоением звания мастера спорта. И еще: это был его юбилейный – тысячный прыжок. Он уверовал в собственный профессионализм, а потому расслабился, потерял контроль. Этим и оскорбил Небо...

В сентябре 2005 года, когда случилось это несчастье, спортсмену было 26 лет. Он быстро шел на поправку. Вскоре его перевели для лечения в 432-й Главный военный клинический медицинский центр.

В один из тусклых осенних дней в палате, тихо скрипнув, отворилась дверь. Парашютист приподнялся на локте и увидел в проеме тренера команды, мастера спорта международного класса Дмитрия Хюппенена.

– Здравствуй, Гена.

– Здравствуйте, Дмитрий Викторович.

– Как дела?

– Уже лучше…

Наставник прошел по палате, присел на стул. Они встретились взглядами. Молчали.

Наконец тренер произнес:

– Гена, теперь ты знаешь про парашютный спорт все. Видел красоту неба и земли, летал как птица, испытал радость побед. Тебе крупно повезло – ты не разбился. И сейчас должен принять решение. Команда поймет, если ты «завяжешь». А мне пора…

Он поднялся и открыл дверь.

– Дмитрий Викторович! – позвал спортсмен тренера. – У меня было время все обдумать и взвесить. Я обязательно восстановлюсь. Я вернусь!

Наставник обернулся, улыбнулся одними губами:

– В следующем году – чемпионат мира. Мы тебя ждем. До встречи…

С безмерным азартом и страстью молодости он взялся за восстановление организма. Видел цель – и рвался к ней. В этом ему здорово помогала жена Наташа, выпускница Белорусского государственного университета физической культуры, спортивный реабилитолог, в прошлом – тоже парашютистка. Они и познакомились в Минском аэроклубе. В ее багаже – около 30 прыжков.

Супруга составила программу специальных физических упражнений, следила за ее выполнением. Ежедневные занятия, массаж, принудительные прогулки – и через два месяца костыли сменила трость. К концу ноября Геннадий выбросил и ее. А весной начал бегать.

Перед членами врачебно-летной комиссии он танцевал, как Алексей Маресьев, даже приседал на правой ноге. И его признали годным для прыжков с парашютом. В июне следующего года, спустя девять месяцев после травмы, Геннадий Клишевский выполнил свой тысяча первый прыжок. А в августе белорусские парашютисты-акробаты вошли в четверку сильнейших команд мира…

«Удача – это работа, ставшая любимым делом жизни…»

-3

Наш герой родился на Брестчине, в деревне Нача Ляховичского района. Его отец, Иван Иванович, руководил колхозом, мама, Аля Ивановна, преподавала историю в средней школе.

Генка с завистью глядел в небо, где серебряными стрижами проносились истребители авиабазы из соседних Барановичей. Он влюбился в этих птиц, мечтал стать авиатором. И был готов преодолеть любые преграды на этом пути.

В 1996 году, окончив Минское суворовское военное училище, он поступил на авиационный факультет Военной академии Республики Беларусь, но только на инженерную специальность. А душа рвалась в небо. И уже через полгода учебы самолет Минского аэроклуба ДОСААФ поднял Геннадия в поднебесье, откуда он шагнул навстречу судьбе, выполнив свой первый прыжок с парашютом.

С первых секунд скольжения в воздухе страх сменился восхищением от полета, преодоления себя, прикосновения к Небу. Позже его, курсанта, приняли в спортивную группу ДОСААФ по парашютному спорту. И он тренировался в ней до выпуска из академии.

Лейтенанта Геннадия Клишевского направили в 50-ю транспортную авиационную базу ВВС (впоследствии – 50-я смешанная авиабаза). Он настроился готовить авиатехнику к полетам, но у командования были другие виды. Офицера с пятилетним опытом парашютных прыжков назначили временно исполнять обязанности начальника поисково-спасательной и парашютно-десантной службы. Спустя два года старший лейтенант Клишевский стал штатным начальником этой службы.

В 2002 году Геннадия Ивановича приняли в нештатную спортивно-парашютную команду ВВС и войск ПВО, сформированную четырьмя годами ранее и успевшую взять «бронзу» чемпионата Европы по купольной парашютной акробатике. Количество его прыжков тогда едва перевалило за третью сотню. Это важнейшее событие в спортивной карьере офицера открыло дорогу к высшим достижениям.

Он руководил ПС и ПД службой 50 саб до 2014 года, целых 11 лет. За эти годы служба качественно изменилась. Было введено дежурство по поисково-спасательному обеспечению полетов авиации, на вооружение поступила новая техника, подготовка авиационных спасателей поднялась до мирового уровня.

Следующей карьерной ступенью стало назначение майора Геннадия Клишевского на должность старшего офицера авиационной поисково-спасательной и парашютно-десантной службы управления авиации ВВС и войск ПВО. Его главной задачей стала подготовка офицеров ПС и ПД служб всех авиачастей, формирование костяка настоящих профессионалов-спасателей с самым широким кругом специфических навыков. И это ему удалось.

-4

– Спасатель – это человек, который обязан выжить в любых условиях и спасти людей, – рассказывает полковник Геннадий Клишевский. – Военнослужащие наших спасательных парашютно-десантных групп выполняют парашютные прыжки в любую пору года, днем и ночью, на все виды подстилающей поверхности – будь то населенный пункт, поле, лес, болото или водоем. Они обучены беспарашютному десантированию с использованием альпинистского снаряжения с высоты до 30 метров. И главное – они готовы оказать пострадавшим все виды помощи и эвакуации. Сложнее задачи трудно придумать.

Ежедневно на дежурство заступает экипаж поисково-спасательного вертолета. В его состав входит спасательная парашютно-десантная группа, состоящая из старшего группы, парашютиста-спасателя и медицинского работника. Экипаж в постоянной готовности оказать помощь воздушным судам, терпящим бедствие над территорией нашей страны. От команды оперативного дежурного до взлета вертолета проходит не более 20 минут.

Техническая сторона обеспечения спасателей впечатляет: самая современная парашютно-десантная техника, спасательное и альпинистское снаряжение, гидрокостюмы, приборы ночного видения, эвакуационные лебедки СЛГ-300, средства связи и сигнализации, медицинское оборудование,GPS-навигаторы, топографические карты. Для географических условий Беларуси этого хватает с лихвой. Спасатели могут добраться до любой точки страны в течение часа.

Без лишнего пафоса можно утверждать, что авиационные спасатели белорусской армии – одни из лучших в мире.

-5

– Инструкторско-преподавательский состав первым отрабатывает самые сложные упражнения, которые затем могут быть включены в программы подготовки специалистов ПС и ПД служб, – подчеркивает Геннадий Иванович. За этих ребят я спокоен. Они – профи. Но опыта никогда не бывает много. У профессионализма нет предела.

Спустя четыре года подполковник Геннадий Клишевский возглавил эту авиационную службу. А в мае 2019 года указом Президента Республики Беларусь ему было присвоено воинское звание полковник. Сегодня он организует подготовку инструкторского состава ПС и ПД служб не только для Вооруженных Сил, но и для других войск и воинских формирований Республики Беларусь.

– Я люблю свое дело, – говорит с улыбкой Геннадий Иванович. – Мне повезло: военная служба приносит и удовольствие, и видимый результат.

«Лучше гор может быть только небо!»

-6

С парашютом я никогда не прыгал и наверняка никогда этого не сделаю: ни один, ни в тандеме. Боюсь. «Не хочу испытывать судьбу» – так, не желая прослыть трусами, говорят такие, как я. Но я очень люблю наблюдать за прыжками парашютистов.

Вначале в вышине из самолета выпадают едва различимые горошины. Они замедляются, и над ними раскрываются зонтики куполов. Спортсмены с парашютами типа «крыло» выделывают виртуозные пируэты: скользят по спирали вниз, кувыркаются в воздухе. Они будто смеются над нами, бескрылыми. Но самый захватывающий момент – это когда парашютисты, словно по невидимой лестнице, изящно касаются ногами земли. Как такое возможно? Неужели им не страшно?

– Парашютный спорт начинается с преодоления страха, – поясняет полковник Клишевский. – У каждого на борту он есть. Но страх индивидуален: один парашютист боится при отделении от летательного аппарата, другой – при раскрытии парашюта, третий – в момент приземления.

– А лично вы – не боитесь?

– Мой страх с опытом перерос в ответственность за безупречное выполнение элементов прыжка, – отвечает Геннадий Иванович. – Ведь на меня смотрят воспитанники, подчиненные. Лучшее объяснение – это правильный показ. На видеозаписи прыжка отчетливо видны все огрехи. А за них может быть очень стыдно. Этого и боюсь…

В 2005 году на чемпионате России по купольной акробатике наш герой «завязался» в воздухе с партнером. Освободиться не удавалось, а земля приближалась. Но парашютисты не паниковали. Главное правило «ястребов» – держать товарища до земли. И коллега держал парашют Геннадия. Это позволило отцепить основной парашют и благополучно приземлиться на запасном. Тот день Геннадий Клишевский считает своим вторым днем рождения.

Мне не терпелось узнать про спортивную составляющую жизни полковника Геннадия Клишевского.

– Нештатная спортивно-парашютная команда по купольной акробатике ВВС и войск ПВО была сформирована приказом командующего в канун нового 1999 года, – делится офицер. – В нее вошли специалисты ПС и ПД служб и специального цента выживания летного состава. Это была элита парашютистов ВВС. Через три года в команду приняли и меня.

В 2006 году после чемпионата мира Геннадия Ивановича назначили капитаном команды. Еще через два года он стал мастером спорта международного класса.

–Парашютный спорт очень важен для специалиста-спасателя, он – часть его профессиональной деятельности, – продолжает Геннадий Иванович. – На международных соревнованиях мы представляем не только Республику Беларусь, но и Вооруженные Силы и Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны.

-7

Белорусских военных парашютистов стали узнавать на соревнованиях, они прочно закрепились в верхних строках мирового рейтинга. Тогда и пришла капитану команды идея создать национальный парашютный бренд «Белорусские ястребы». Это название пришлось спортсменам по душе.

В команде – только военнослужащие. В ней и сержанты, и прапорщики, и офицеры. Большой спорт – это и большая дополнительная нагрузка. Но спортсмены несут ее с радостью и гордостью.

– Каждый прыжок – как спринтерский забег, – говорит Геннадий Иванович. – Даже если что-то не получилось, устал, замерз, – все равно испытываешь огромное удовольствие и по земле идешь с улыбкой. Наши спортсмены говорят: «Самый лучший день – прыжковый».

«Ястребы», участвующие в международных соревнованиях, выполняют прыжки в горной местности, над морем, в пустынях и степях, с различных воздушных судов других стран. Профессионализм избавил их от распространенных отвлекающих суеверий.

– В команду мы отбираем опытных парашютистов. Главные критерии отбора – здоровый «фанатизм», отменное здоровье, быстрая реакция, умение работать в команде, стремление к саморазвитию. И порядочность.

Прежде чем позвать в команду новичка, к нему долго присматриваются. Команда работает на грани разумного риска, в ней не может быть сомневающихся и колеблющихся. Ведь в экстренной ситуации от действий каждого спортсмена зависят человеческие жизни. Далеко не все желающие проходят отбор в команду.

– Купольная акробатика – единственный вид парашютного спорта, где не используются страховочные приборы, – подчеркивает мой собеседник. – В остальных они есть, позволяют приземлиться спортсмену даже без сознания – устройство автоматически раскрывает запасной парашют. Но мы летаем с такими скоростями, что прибор может сработать и навредить. А нам это не надо. Наша страховка – опыт, высотомер данож-стропорез.

«Белорусские ястребы» – это всего 12 человек – основной состав команды и запасные спортсмены. Спортивная дисциплина купольной парашютной акробатики Международной федерации авиационных видов спорта – «четверка ротация». Это – высший пилотаж, «Формула-1» парашютизма.

Сегодня первая тройка мирового топа «четверки ротации» выглядит так: Франция, Россия, Беларусь. На четвертой позиции – США. Стремительно растет подготовка команд из Катара, Англии, Швеции, Австралии.

«Если ты подумал – опоздал, если опоздал – мы проиграли»

-8

В заголовке этой главы – формула победы наших купольных акробатов. Ее смысл – в автоматическом скоростном выполнении филигранных действий. Рефлекторность движений достигается многочисленными тренировками. При подготовке к соревнованиям спортсмены выполняют до десяти прыжков в день!

В основном составе команды пять спортсменов: четыре игрока-ротатора и видео-оператор. Соревновательные прыжки называются турами. Их может быть выполнено в зависимости от погодных и других условий от одного до восьми. Поэтому на каждом туре парашютисты выкладываются по максимуму.

Итак, команда на борту самолета. Он взмывает на высоту более 2500 метров и летит со скоростью около 140 километров в час. На чемпионате мира в России нашим ребятам довелось даже прыгнуть с четырех тысяч метров. По сигналу пилота «ястребы» выстраиваются у открытой двери. Вот они ударили друг друга по ладони – давний символ единой настройки на «работу», на победу. Капитан команды выкрикивает традиционное «Поехали!», и первый спортсмен уходит вниз.

– На групповой пилотаж парашютистов отводится 120 секунд от момента отделения от воздушного судна, – поясняет капитан команды. – У команды есть 30 секунд, чтобы раскрыть парашюты и построить в воздухе «этажерку» – вертикальную фигуру из четырех спортсменов, в которой верхний удерживает ногами стропы парашюта нижнего. Завершив построение, они начинают ротацию – последовательную смену позиций сверху вниз, устраивают воздушную карусель.

Главная задача парашютистов-ротаторов – за 90 секунд выполнить в воздухе как можно больше ротаций. Каждый участник «этажерки» успевает выполнить четыре-пять перестроений. За это время команда теряет свыше полутора километров высоты и пролетает почти три! Весь прыжок длится около трех минут.

Представьте, что вы пикируете со скоростью 80 километров в час. Над головой на стропах – парашютик-крыло размером всего три с половиной на полтора метра. Его надо ювелирно подать к ногам нижнего спортсмена «этажерки» с высоты трехэтажного дома менее чем за четыре секунды!

Чтобы в деталях рассмотреть работу ротаторов в воздухе, мне пришлось замедлить скорость воспроизведения видеоролика в два раза. Все происходит стремительно. Времени на реакцию у спортсмена – всего 0,2 секунды: он должен почувствовать, что партнер закончил перестроение, и начать свое.

На скорость взаимных перестроений, оказывается, влияет даже вес спортсменов. Разница в массе не должна превышать 6-7 килограммов. Поэтому перед соревнованиями тяжелые акробаты сгоняют вес, а легких специально догружают.

– Все работают быстро, четко и аккуратно, – комментирует Геннадий Иванович. – Команда получит штраф, если верхний ротатор начал перестроение, а нижний свое еще не закончил. Мы настолько чувствуем друг друга, что «разговариваем» взглядами. Молодым спортсменам я всегда повторяю: на соревнованиях у тебя нет ни имени, ни фамилии, ты просто номер в команде, а за тобой –страна.

Судей в воздухе нет. Работу спортсменов снимает видео-оператор, он тоже член команды. У него очень сложная задача. Начало видеосъемки происходит, как на киностудии. Сначала оператор снимает марку – специальную табличку с данными команды и порядковым номером тура ротаций. Затем он должен непрерывно снимать «этажерку» в воздухе – от первой ротации до последней.

– Оператор тоже выполняет парашютный прыжок, – говорит офицер. – На его голове шлем с двумя видеокамерами. Выбрать нужный ракурс ему помогает «прицел» – видоискатель, закрепленный на очках. В кадре должна находиться вся «этажерка». При этом оператор движется по одной с ней траектории, управляя своим парашютом.

Судейская пятерка после приземления спортсменов внимательно изучает видеозапись и только по ней определяет количество ротаций, правильность выполнения захватов. Так что видеозапись – это главный доказательный документ в этом виде спорта.

– Если разыгран единственный раунд, победителем признается команда, показавшая лучший результат, – объясняет правила соревнований капитан команды. – Но если же у нескольких команд одинаковый результат, победителем становится команда с самым быстрым временем, рассчитанным до сотых долей секунды.

Сам собою напросился вопрос: «А какой сегодня мировой рекорд в ротации?».

– Лидерство в этой дисциплине удерживают французы – 23 перестроения, – отвечает Геннадий Иванович. – За ними следуют «Русские волки», успевающие крутануть в небе 22 фигуры. Рекорд нашей команды – 21 ротация. На тренировке мы показывали и 22 перестроения. Но этот результат, как говорится, в зачет не идет.

В 2006 году рекорд мира составлял 17 ротаций. Спустя 15 лет вырос до 23. Мне стало интересно, за счет чего достигается прогресс в этом виде спорта.

– В купольной акробатике многое зависит не только от мастерства спортсменов, но и от парашютных систем, – ответил полковник Геннадий Клишевский. – Появляются новые скоростные парашюты – растут и результаты. В разработке таких систем лидируют американцы и французы. Наша команда выступает на американских «Штормах» – лучших в мире парашютах в этой дисциплине.

Парашюты, несмотря на их высокое качество, выдерживают около тысячи прыжков. Спортсмены их берегут, регулярно осматривают.

– Парашют – живое существо, – с теплотой в голосе говорит Геннадий Иванович. – Когда ты несколько тысяч раз доверял ему свою жизнь, разве будешь считать парашют неживым?

-9

Скоростные парашюты типа «Крыло» ошибок не прощают. Для допуска к прыжкам с ними парашютист должен иметь на счету как минимум триста прыжков. Во время полета спортсмен сливается с парашютом в единое целое, управляет им не только руками, но и всем телом.

Безусловно, при подготовке команды важна интенсивность тренировок. Для сравнения: «Русские волки» прыгают около тысячи раз в год, катарцы в два раза чаще. Наши спортсмены выполняют около 300 прыжков. Но из каждого прыжка они выжимают максимум. И даже при таких скромных тренировочных возможностях «Белорусские ястребы» готовы бороться за мировой чемпионский титул.

* * *

Любимое дело жизни – работа! Может, офицеру просто повезло? Выигрывают же иногда в лотерею…

Думаю, никакого везения здесь нет. Вспомните детскую мечту нашего героя о небе. С ней он поступил в Минское СВУ, затем – в Военную академию, в аэроклуб. Служил и служит честно, добросовестно. И выполняет парашютные прыжки. Участвует в соревнованиях мирового уровня. Получает травмы. Восстанавливается. И вновь прыгает. Могла ли его жизнь сложиться иначе? Конечно! Свою судьбу он сотворил сам, потратив немало жизненных сил.

В этом году «Белорусские ястребы» будут вновь бороться за звание сильнейшей команды в мире. В августе в российском Кузбассе на аэродромах Танай и Кемерово-Северный пройдет «Мондиаль-2021» – чемпионат мира по всем летним направлениям парашютного спорта, равного которому по масштабу еще не было. В нем примут участие свыше тысячи спортсменов и специалистов из 30 стран. Небо Кузбасса украсят и яркие парашютные крылья в цветах Государственного флага Республики Беларусь. Пожелаем «Белорусским ястребам» стать самыми быстрыми.

***

Купольная акробатика – одна из дисциплин парашютного спорта, целью которой является построение различных фигур в воздухе из раскрытых куполов парашютов. Ее отличительная особенность – масштабность и зрелищность, слаженность командных действий. Она зародилась в 70-х годах прошлого века энтузиазмом парашютистов-любителей, создававших фигурные композиции в небе с помощью парашютов купольного типа.

Изобретение парашюта-крыла придало купольной акробатике второе дыхание. Спустя десятилетие это направление парашютизма включили в соревновательную программу по парашютному спорту во Франции. В 1986 году в Австрии был проведен первый чемпионат мира.

В купольной акробатике парашюты всех прыгающих спортсменов группы должны иметь идентичные параметры. Парашюты сразу раскрывают после прыжка из самолета.

***

Обмундирование спортсменов – произвольное, не стесняющее движений, из прочной неплавящейся ткани. Обувь должна быть со шнуровкой, без крючков, с гладкой подошвой и не закрывать голеностопный сустав, чтобы в случае зацепления можно было легко ее сбросить.

Носки и перчатки должны снижать риск ожога о стропы. Очки должны быть с хорошим обзором и светофильтрами. Гладкий защитный шлем должен быть звукопроницаемым, так как спортсмену необходимо отчетливо слышать команды партнеров.

Два ножа-стропореза крепятся так, чтобы исключить зацепление за них строп или купола партнера. У парашютиста обязательно должен быть высотомер.

Сергей Алексеевич, «Ваяр», фото из архива Геннадия Клишевского