Сейчас трудно представить, что мать может оставить своего ребёнка и пойти в богатый дом, чтобы выкормить чужого малыша. Но плоть до ХХ века это было вполне обычной практикой. Посмотрим на старинные картины и фотографии, чтобы увидеть кормилиц тех времён.
В современном мире грудное вскармливание матерью своего новорождённого ребёнка – это нечто естественное и само собой разумеющееся. Более того, даже при глобальном развитии целой индустрии искусственного питания младенцев, многие женщины отчаянно борются за грудное вскармливание, изучая различные приёмы и методы, а также привлекая специалистов соответствующей квалификации. У многих получается наладить и максимально продлить естественное грудное вскармливание, обеспечив тем самым своего малыша самым ценным и незаменимым материнским молоком.
Но так было далеко не всегда. Буквально пару-тройку сотен лет назад кормление собственного ребёнка в дворянской семье считалось неправильным и даже чем-то зазорным. Поэтому повсеместно в обеспеченных семьях были распространены кормилицы. Должность эта считалась престижной, и получить её было большой удачей. Женщины, получившие место кормилицы, обеспечивалась хорошим питанием, одеждой, им предоставлялось место проживания и материальное вознаграждение.
Все статьи Lucky Child, а также акции, конкурсы и скидки - в нашем Telegram-боте ПОДПИСАТЬСЯ
Кормящая женщина, претендовавшая на место кормилицы, должна была соответствовать ряду условий. На первом месте было хорошее здоровье, также женщина должна была быть приятной внешности, благопристойного поведения. И, как правило, в кормилицы брали повторнородящих. При всех плюсах должности кормилицы не следует забывать, что женщине приходилось пройти через сложную разлуку с семьёй, в том числе с собственным грудным ребёнком, который оставался без материнского молока, и кормить его могли родственницы или соседки, у которых были собственные дети возраста грудного вскармливания.
До наших дней дошли великолепные полотна, на которых изображены кормилицы с детьми, которых они вскармливали. Если обратить внимание на эти картины, то можно узнать много нового.
На полотне Леонида Пастернака «К родным», написанном в конце XIX века, мы видим купе вагона, в котором сидит молодая дворянка, одетая в чёрное траурное платье, и кормилица с маленьким ребёнком на руках. Возможно, у женщины скоропостижно скончался супруг, и она отправилась к родным. А может быть, умер кто-то из близких родственников, и она направляется на траурную церемонию. Кормилица изображена в традиционном сарафане – именно такую одежду носили женщины, вскармливавшие дворянских детей. Цвет кокошника говорит о поле малыша. На картине изображен кокошник синего цвета, значит, у кормилицы на руках мальчик.
На полотне Алексея Венецианова «Кормилица с ребёнком» мы видим крупным планом подросшего младенца, возможно, 8-9 месяцев, который уже уверенно сидит и тянется с улыбкой к своей кормилице. Женщина на картине в русском народном сарафане, у неё присутствуют украшения в виде бус и серёжек. Бусы носили для развлечения малыша, чему мы видим прямое подтверждение: ребёнок игриво взялся за них одной ручкой. Кормилица плотного телосложения, пышущая здоровьем – именно таких женщин выбирали на роль кормилиц.
Более трагичная история разворачивается на картине Карла Венига «Кормилица пришла навестить своего больного ребёнка». Мы видим бедный крестьянский дом, малыша, лежащего в люльке, небогато одетую женщину со скорбным выражением. В контрасте с ними изображены высокий статный лакей, девочка семи-восьми лет в красивом платье, ботиночках и шляпке, а также сама кормилица в синем сарафане, держащая правой рукой барского ребёнка. Женщина постарше, возможно, бабушка ребёнка, отсчитывает капли для малыша, измученного болезнью, с грустными затуманенными глазами. Мать склонилась над колыбелью, но помочь в данной ситуации она мало чем может, ей нужно будет уходить обратно в барский дом.
Однако зачастую жизнь семьи кормилицы не складывалась каким-то особенным драматическим образом. Наоборот, попасть в богатый дом для вскармливания детей считалось большой удачей. Чем выше был статус нанимателей, тем больше благ могла получить не только сама кормилица, но и её семья. К примеру, Ефросинья Ершова, ставшая кормилицей Николая I, на всю жизнь получила денежное содержание. Кроме того, трое детей, родившиеся у неё после того, как она перестала кормить будущего царя, считались молочными сёстрами и братом Николая I, и им выплачивались определённые суммы на различные праздники. Выплаты эти, согласно придворным «Гардеробным книгам», продолжали выдаваться уже повзрослевшим детям в течение всей жизни царя, даже после смерти самой кормилицы.
На фотографии Карла Буллы изображён заводчик Савельев с дочерью, которую держит на руках кормилица. Женщина улыбается, она одета в русский сарафан, на ней кокошник и бусы в три ряда. Выглядит вполне счастливой и довольной жизнью. Сам заводчик стоит на заднем плане также в парадной одежде. Фото сделано примерно в 1900 годы, учитывая дороговизну фотографий, можно сделать вывод, что к кормилицам относились практически как к членам семьи.
Институт кормилиц просуществовал до революции 1917 года, хотя и в начале XX века получил некоторое ослабление вследствие того, что императрица Александра Фёдоровна сама кормила своих детей. Придворные, желая того или нет, должны были следовать примеру, подаваемому императорской семьей.
Для современных женщин необходимость бросить детей и пойти в кормилицы к постороннему ребёнку кажется чем-то варварским, но для женщин того времени это было обыденной практикой. Более того, это было одной из немногих возможностей изменить экономическое положение своей семьи, а также подняться на так называемом «социальном лифте». Поэтому, как правило, женщины шли на подобную работу с удовольствием.
Наталья Рыжова
Если помечтать, вы бы хотели вернуть традицию иметь кормилиц?
Подписывайтесь на наши соцсети: