874 подписчика

Британские быстрые танки. Часть 25. Douglas WE Roadless Track system. Неожиданное дополнение на одной гусенице

Нераскрытая история попытки установить на мотоцикл гусеницу - история Douglas EW с гусеницей Джонсона

В 1918-1919 годах Филип Джонсон на тот момент единственный действующий танковый конструктор в Британии стал задумываться, а чем он будет заниматься, после того, как война закончится и танки перестанут быть интересны, тем более, что каких-то значительных успехов его танки Medium Mark D со змеевидными гусеницами и тросовой амортизацией не достигли. Создав с такими же как он офицерами своего КБ частную компанию Roadless traction Ltd, они решили нести "свет гусениц" в гражданское применение. Конструкция гусеничного движителя, который разработал Джонсон и его команда из-за своей сложности, высокой цены и главное уязвимости в боевых условиях не нашедшая применения на поле боя, вполне могла работать на гражданке, где эти недостатки менее критичны по сравнению с проходимостью, скоростью и плавностью хода. Одним из первых был создан проект постановки на гусеничные ход универсального пикапа-разведчика, в качестве которого выступил Staff Observation Car Model 1918.

Staff Observation Car Roadless Track system, 1918-1919
Staff Observation Car Roadless Track system, 1918-1919

Проект в котором гибкую гусеницы на тросе или с шарнирным зацеплением заменила резиновая лента так же не пошел. Тем более удивительно, что в 1926-1927 точно такая же схема была применена на мотоцикле - Douglas WE Roadless Track system.

Douglas WE Roadless Track system/Мотоцикл Дуглас ВЕ с гусеницей системы Роадлесс

Страна: Британия

Производитель: Roadless traction Ltd

Год выпуска: 1926-1927

Шасси: Douglas WE

Двигатель: 350cm3

Экипаж: 1

Фирма Douglas начала выпуск мотоциклов в 1907 году, более менее нормально пережила Первую мировую и осталось одним из лидером мотостроения в Британии. Традиционной изюминкой в послевоенные годы у мотоциклов Дуглас, в общем то очень традиционных, был оппозитный двухцилиндровый четырех тактный двигатель, цилиндры в котором располагались продольно. В 1925 году на Olympia Show был показан новый мотоцил конструкции Кирила Пулина (Cyril Pullin) с двигателем объемом 350 см3 и весивший меньше 200 фунтов, что было важно с точки зрения уплаты дорожного налога. Кроме того мотоцикл имел переключатель передач на баке и большие задние барабанные тормоза. У фирмы Дуглас получилась надежная, относительно простая и недорогая машина, при этом достаточно мощная.

Douglas WE
Douglas WE

Где и кому пришла идея поставить этот мотоцикл на гусеницу неизвестно, впрочем как неизвестно об этой конструкции, кроме того что используется движитель Roadless traction Ltd и шасси Douglas WE, больше ничего. Да если быть точным до конца то и шасси Дуглас неузнаваемо, верить можно только информации из книги об истории фирмы Roadless. Можно предположить из фотографии гусеничного мотоцикла, что гусеничный движитель был взят почти без изменений от опытов с легковым Уайтом в конце второго десятилетия. Агрегат был скорее всего создан или на самой фирме Roadless traction Ltd или конструктором работавшим над движителем Staff Observation Car Roadless Track system ранее.

Douglas WE Roadless Track system
Douglas WE Roadless Track system

Конструкция гусеницы мотоцикла полностью повторяла конструкцию гусеницы Staff Observation Car Roadless Track system, что хорошо видно если сравнить фотографии, только в уменьшенном варианте. От двигателя через зубчатую передачу момент передавался на большое заднее колесо. Поверхность ведущего колеса была гладкой, ка впрочем и поверхность резиновой гусеницы, Момент передавался за счет натяжения гусеницы и её прижатия ещё одним роликом, расположенным над лентой за передним катком. Усилие на гусеницу передавалась только силой трения между колесом и гусеничной лентой. Опорные катки были сблокированы в тележки, в которых два катка и опорный ролик были жестко закреплены в треугольной тележке, которая может поворачиваться вокруг горизонтальной оси. Концы тросов через пружины закреплялись в раме.

Образец конструкции движителя Джонсона
Образец конструкции движителя Джонсона

Можно предположить, что мотоцикл играл роль демонстратора для привлечения внимания и к мотоциклам Дуглас и к гусеничным системам Родлесс, которые в тот момент предлагались на трактора и тягачи, и наверно в этой роли он был хорош. Но так как от проекта осталась в доступе только одна фотография, любая дополнительная информация может изменить историю.

За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия и страничку Zvignev Smolskiy ВКонтакте. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена. Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо (https://t.me/technomonuments или ВКонтакте: vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

О других быстроходных британских танках периода Первой мировой войны можно почитать здесь:

Staff Observation Car Model 1918 White Truck Model TEB-O 1918 CN.

Британские быстрые танки. Часть 23. Staff Observation Car Roadless Track system. Не только танки на движителе Джонсона

Быстрые британские танки. Часть 9. Medium Mark D Mock Up. Макет сверхбыстроходного танка нового поколения

Быстрые британские танки. Часть 10. Medium Mark D. 1919. Несвоевременный танк

Быстрые британские танки. Часть 11. Medium Mark D*. 1919. Быстроходный танк-амфибия

Быстрые британские танки. Часть 12. Medium Mark D**. 1920. Водные испытания скоростного танка

Быстрые британские танки. Часть 13. Medium Mark DM. 1921. Модернизация скоростного танка военными

Путь танка. Часть 11. Vickers Infantry Tank. 1921. Даунскэйлинг "ромба" от фирмы Виккерс

Быстрые британские танки. Часть 14. Light Infantry Tank. 1921. Возвращение к истокам среднего танка

Быстрые британские танки. Часть 15. Light Tropical Tank. 1921. Для джунглей Индокитая