Найти тему
Загадки истории

ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ#5.3Монархи в изгнании#3.Подлодка для Наполеона

Оглавление

Монархи в изгнании

Подлодка для Наполеона

В 1814 году после пора­жения в войне с Россией французский император был низложен и отправ­лен в ссылку на остров Эльба, находящийся в Средиземном море. Одна­ко, сумев обмануть при­ставленных к нему комис­саров, Наполеон в 1815 году с помощью своих сол­дат захватил стоявшие в порту корабли и высадил­ся во Франции. Популяр­ность императора в наро­де оказалась настолько высока, что ему нигде не оказали серьезного со­противления. И все же 18 июня 1815 года его вой­ска потерпели пораже­ние...

После этого Наполеон сдался в плен англи­чанам и был отправлен в ссылку на остров Святой Елены в южной Атланти­ке. Это совсем маленький кусочек суши, на котором в то время про­живали около 6 тысяч человек.

Бывший повелитель Европы страдал в ссылке от бездеятельности
Бывший повелитель Европы страдал в ссылке от бездеятельности

Грандиозные планы

Надо признать, что Наполеон не был бы самим собой, если бы не попытался сбежать из заточения. Он постоянно разрабатывал ва­рианты побега с острова Святой Елены. У Бонапарта были сторонники, которые тоже не сидели сложа руки. Признаться, их замыслы имели грандиозный размах!
Еще в 1797 году американский конструктор Фултон направил в Директорию письмо с предложением уничтожить английский флот из-под воды с помощью особых аппаратов, способных плыть на глу­бине.
С изобретателем заключили контракт, он взялся за работу, а уже в мае 1800 года подводное судно спустили на воду. Оно имело в длину 21 фут и 4 дюйма, ширину 7 футов, при наличии 3 иллюминаторов, которые позволяли визуально ориентироваться. Для движения под водой использовался винт из четырех лопастей, который через си­стему передач крутили два матроса. Подводную лодку назвали име­нем морского моллюска «Наутилус». Он принял участие в действи­ях против английского флота, а 12 сентября вышел из Гавра и после трех дней автономного плавания, преодолев 50 миль, дважды пытал­ся подвести мины под днища британских кораблей. Но из этой затеи ничего не вышло.
После прихода к власти Наполеона Фултон отправился к нему на аудиенцию и попросил кредит в 57 тысяч франков для строительства более совершенного корабля и изготовления 20 мин. Однако идеи изобретателя не вызвали у Бонапарта энтузиазма. После этого Фул­тон за свой счет построил усовершенствованный «Наутилус-2», а 3 июля 1801 году в Бресте во главе команды из трех человек выполнил пробное погружение на глубину 35 футов. Затем последовали испы­тания в надводном положении под парусом. Использование баллона со сжатым воздухом с давлением в 200 атмосфер позволило довести время подводного плавания до 6 часов. Последние испытания про­ вели в присутствии комиссий Морского министерства и Академии наук. На рейде порта Брест поставили на якорь старый барк, Фул­тон под водой по компасу вышел к цели, подвел мину под дно кора­бля и взорвал его.
О результатах доложили Наполеону. Но тот и на этот раз отказал­ся от реализации проекта.

Остров Святой Елены. Отсюда еще никто и никогда не убегал, но для бывшего императора Франции не было ничего невозможного
Остров Святой Елены. Отсюда еще никто и никогда не убегал, но для бывшего императора Франции не было ничего невозможного

Остров забвения

Надо отметить, что бывший французский император обладал со­вершенно уникальной памятью. Пребывая на Святой Елене, он дер­жал в голове подробную информацию обо всех своих сражениях, которую диктовал секретарям. Безусловно, помнил он и о предло­женном проекте «Наутилуса». Вот тогда у него возник план: сбежать с острова на подводной лодке Фултона.
Но где взять средства на постройку нового подводного аппарата? Уже через много лет историки выяснили интересную информацию: в банке Лаффина в Амстердаме у Бона­ парта имелся счет на сумму 100 миллио­нов франков.
Его брат Иосиф купил к северу от Нью-Йорка большой участок земли, и туда переехали жить немало людей, бе­жавших от преследования Бурбонов во Франции. Многие из них получили по­жизненные пенсии от неизвестного фонда. Ясно, что им являлись личные средства Бонапарта.
Иосиф мог договориться о построй­ке подводной лодки с известной компа­нией Роберта Фултона, которую после смерти конструктора возглавил его помощник Ливингстон. Аме­риканским исследователям еще в XIX веке удалось выяснить, что в период нахождения Наполеона на острове в США велось строи­тельство «Наутилуса-3», который по размерам превышал своих пре­дыдущих собратьев, а также имел более продолжительную длитель­ность подводного плавания.
Обратим внимание еще и на следующий интересный факт. На Святой Елене находились комиссары от России, Австрии и Прус­сии. Из сообщений, посланных русским представителем Бальменом царю Александру I, следует:
«С 16 июня 1816 года по апрель 1820 года на острове побывали 73 корабля. Почти все они были английскими, за исключением четы­рех: два принадлежали России и два пришли из США». В том, что остров посещали русские суда, нет ничего удивительного, ибо в то время они часто совершали кругосветные плавания в целях поддер­жания связи между европейской Россией и Дальним Востоком.

Изобретатель подводной лодки Фултон
Изобретатель подводной лодки Фултон

Визитеры из Америки

Подозрительно было то, что американские парусники здесь ни­когда раньше не появлялись. Зашедшие из США суда носили назва­ния «Океан» и «Леди Кеннеди». Их капитаном был один и тот же че­ловек по фамилии Джонсон. Из наблюдений комиссара следовало, что он сознательно задерживал пребывание своих кораблей в порту, изучал географию острова, направление ветров и течений.
Все это навело Бальмена на мысль, что проживающие в Амери­ке бонапартисты готовят побег своему лидеру. Из исследований аме­риканских историков следует, что к постройке «Наутилуса-3» был причастен тот же самый Джонсон, хорошо знавший особенности плавания в данном регионе, розу ветров, характеристику побережья Святой Елены и возможности кораблей охраны. Опытный морепла­ватель занимался подбором экипажа для подводной лодки, ее спу­ском на воду и тренировкой команды.
Но как же это можно было осуществить? Схема действий была приблизительно такова.
«Наутилус-3» на борту быстроходного клипера под командова­нием капитана Джонсона отправляется к острову. Корабль, прибыв в заданный район, ложится в дрейф на расстоянии, с которого его не может обнаружить береговая охрана. Ночью подводная лодка, двигаясь в надводном положении под парусом, входит в бухту, рас­положенную вблизи тех мест, где обычно прогуливается Наполе­он, и маскируется. После обеда Бонапарт часто совершал конную поездку вдоль берега моря по 10-мильному маршруту, его сопро­вождали несколько английских офицеров, которые ехали сзади на расстоянии.
Экипажу «Наутилуса-3» не представляло труда перестрелять конвоиров из кустов, после чего они вместе с Наполеоном сели бы в подводную лодку, опустились на глубину и в погруженном состоя­нии отплыли от острова. Когда на место побега прибыли бы англий­ские солдаты, они бы не обнаружили ни кораблей в море, ни воздуш­ных шаров в воздухе - следовательно, беглеца искали бы на самом острове и в порту.
В тропиках темнеет рано, и с наступлением ночи «Наутилус-3» всплыл бы, а далее под парусом, используя попутный ветер, к утру Добрался бы до клипера. Приготовленный парусник мог оторвать­ся от любого английского военного корабля, и поэтому у Бонапарта были все шансы прибыть на нем в США. Невзирая на хитроумный и детально разработанный план, побег все же не состоялся. Помешала смерть - 5 мая 1821 года свергнутый император скончался.
Еще в июле 1817 года личный врач О’Мара обнаружил у своего пациента первые признаки отравления и сообщил об этом русскому комиссару. Судя по всему, английский губернатор догадался, что его узник задумал хитроумный побег, который предотвратить не удастся, и поэтому отдал приказ об отравлении.
А что было бы, если бы побег с острова все-таки состоялся? Без­ условно, это привело бы к более раннему свержению Бурбонов во Франции и возвращению династии Бонапартов (племянник Напо­леона пришел к власти в 1848 году). Не исключено, что Наполеон, перебравшись в США, тоже не стал бы сидеть сложа руки — жажда власти непременно заставила бы его действовать. А с его умом, ха­ризмой и известностью он вполне мог бы добиться больших поли­тических успехов и даже (чем черт не шутит) стать политическим ли­дером США.
История подводного флота тоже бы развивалась по-другому. Спа­сение императора стало бы большим толчком к развитию подобных проектов в других странах, что привело бы к появлению подводного флота гораздо раньше, чем это случилось на самом деле.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ