Хорошая обложка, как известно, один из главных «продающих» элементов книги, не связанных напрямую с писателем. В фантастике, как в жанре ярком, динамичном, изображение на обложке важно вдвойне, и потому хорошие иллюстраторы всегда пользуются спросом и уважением.
Когда-то фэнтези и научная фантастика обитала под кричащими аляповатыми обложками палп-журналов, но с тех пор жанры прошли огромный путь. Такие имена, как Фрэнк Фразетта, Луис Ройо, Майкл Уэлан, известны любому поклоннику фантастики, да и отечественные мастера, такие как Юрий Макаров, им не уступают.
Один из таких «жанрообразующих» иллюстраторов — британский художник Крис Фосс. Мысль написать о нем статью появилась в результате беседы с одним из уважаемых подписчиков канала, Владимиром Филиппским (за что ему благодарность). Сначала Фосс попал в статью о нереализованном проекте экранизации «Дюны» Херберта режиссером Ходоровским (Фосс отвечал в этом проекте за образы техники и городов), я еще больше заинтересовался его творчеством, и вот, пожалуйста: я уже заказал альбом с его работами, и пишу эту статью.
Карьера Фосса началась еще в семидесятые годы, поэтому вкратце ее описать в формате статьи просто невозможно. Он иллюстрировал книги Айзека Азимова, Артура Кларка, Джека Вэнса, Роберта Силверберга и многих других фантастов, работал над фантастическими фильмами и настольными играми. Поэтому статью я решил написать в форме небольшого списка интересных фактов, хотя обычно в таком формате не работаю.
1. Крис Фосс с детства мечтал стать художником, но его родители (особенно отец) были категорически против. Студентом Фосс оборудовал под мастерскую сарай в родительском саду и работал там во время каникул, в то время как отец постоянно отвлекал его всяческими «срочными работами» по дому и саду. Живопись отец считал «несерьезным занятием» и настаивал, чтобы Фосс «получил нормальное образование и профессию».
2. В начале карьеры Фосс брался за любые заказы, вплоть до эскизов для рекламы. Постепенно приобретая известность как иллюстратор фантастики, он прославился своей работоспособностью (иногда он сдавал по два-три эскиза в неделю) и тем, что мог работать, не читая книг, к которым делал обложку (при трех заказах в неделю это в любом случае было бы затруднительно).
3. Фосс долгое время не придавал особого значения своим иллюстрациям, рассматривая их только как источник заработка. Он просто сдавал оригинал в издательство и забывал о нем, и очень удивился, когда, обретя популярность (и, благодаря характерному стилю, даже культовый статус), вдруг начал получать от поклонников просьбы продать оригинал какой-либо обложки.
4. Хотя сам Фосс не привлекался к работе над «Звездными войнами», существует конспирологическая теория, что Дэн О’Баннон, работавший вместе с Коссом в неудачном проекте Ходоровского, позаимствовал кое-какие идеи Фосса и донес их до команды «Звездный войн», воплотившиеся в характерные образы кораблей и механизмов.
5. В 1977 году Фосс создал для британской группы «Йэн Гиллан Бэнд» обложку альбома «Clear Air Turbulence», представляющую собой изображение космического корабля на фоне облаков. Через десять лет в первом фантастическом романе Йэна М. Бэнкса сюжет разворачивается вокруг и непосредственно на корабле под названием «Clear Air Turbulence». Как говорится: «Совпадение? Не думаю...»
6. В какой-то момент характерный красочный стиль Фосса стал столь популярен, что у него появилась масса подражателей. Художник даже несколько раз довольно едко высказывался в прессе на этот счет. Оборотная сторона славы, так сказать…
Надо сказать, что я в последнее время «подсел» на изучение творчества художников-фантастов, и моя книжная полка, недавно пополнившаяся прекрасной книгой Фреда Гамбино «Dark Shepherd» (скоро будет и статья), вскоре обогатится и альбомом Фосса (уже заказанным). Похоже, у меня появилось новое (довольно дорогостоящее) хобби... Плодами которого я обязательно буду делиться.
Читайте также на канале: