Найти тему
Добрый день!

Минусы работы воспитателем

Добрый день! Меня зовут Лена, моя специальность - воспитатель детей дошкольного возраста. Я работала воспитателем год, потом устроилась педагогом дополнительного образования в Дом Творчества. Сегодня я хочу рассказать вам про те минусы, с которыми столкнулась я, либо мои однокурсницы в профессии воспитателя.

Данная статья предназначена абитуриентам, выбирающим учебное заведение; молодым специалистам-воспитателям; тем, кто хочет пройти курсы профессиональной переквалификации на воспитателя.

Хочу обратить внимание, что не все пункты сразу могут касаться каждого сада и каждой группы, в этом плане все индивидуально :)

Ну что же, приступим!

1. Несоответствие теории практике

В процессе обучения нам давали достаточно теоретических знаний, однако в реальности эта теория мало применима. Вы не будете рассказывать детям биографию Я.А.Каменского, правильность оформления рефератов и зачитывать выдержки из ФГОС ДО. На практике вы хотите знать, как организовать детей, чтобы уложиться в расписание, например, за сколько одеваться на прогулку; как с точки зрения детской психологии правильно действовать в конкретных ситуациях - необщительный ребенок, гиперопека родителей, ребенок кусается и пр. А вся эта теоретическая чепуха, та, что не применяется на практике, вообще не нужна. А нужных знаний-то у вас и нет! Получается, вам нужна помощь опытных педагогов.

2. Равнодушие педагогического состава и начальства

Каждый педагог в первую очередь думает о себе любимом, что понятно, ну и возможно о своем напарнике. Молодой специалист или просто новое лицо могут вызвать интерес, но совсем не обязательно желание помочь. Нет, на вопросы они, конечно, ответят. Но не всегда возможно понять, какой вопрос задать, да и со стороны всегда виднее, где ошибки и недочеты. И тут уж как повезет, насколько сочувствующий, а главное опытный и педагогически подкованый напарник попадется.

Да, существует наставничество, но чаще всего оно просто прописано на бумаге.

О заведующей и методисте я скорее слышала плохие отзывы, чем хорошие. Методист, который по идее должен быть помощью и поддержкой педагога, слишком часто считает себя выше и главнее, не советует и подсказывает, а наказывает и повелевает. Заведующая примерно с той же песней. К тому же вполне вероятен вариант, когда оба или один из них не имели опыта работы воспитателем. Тогда они не могут объективно оценивать реальность, будут насаждать идеал вашей работы так, как они это себе представляют, что ну абсолютно не получится на практике. От методиста к тому же в этом случае не получится получать ответы на вопросы воспитания, что по идее приоритетнее, чем бумажки.

3. Численность детей в группах

В каких-то садиках и группах детей посещает 10-15, в других - 26 и более. Объективно говоря, это очень много. По-хорошему, на занятия детей необходимо делить по подгруппам, но это чаще всего невозможно. Очень сложно следить за игрой такого количества детей во время свободной деятельности. Собрать 25 младших на прогулку без няни, уложить и контролировать в пределах участка... С таким количеством можно скатиться в авторитарность и тогда все точно будет четко и безопасно, но абсолютно не правильно, или наоборот потерять контроль над ситуацией, что тоже будет откровенно плохо.

4. Вопрос няни

Постоянная няня в группе - это большая радость воспитателя. Приглядит, если что, поможет с детской гигиеной, поможет при подготовке к прогулке, соберёт и расставит еду на столы, разложит кровати или раскладушки и т.д. Но ситуация такова, что из-за условий труда и низкой оплаты няня может быть одна на 2 группы, например. И тогда все вышеперечисленное в обязанностях выполняет воспитатель. А где в этот момент дети?..

5. Дети с ОВЗ или без диагноза. Инклюзия

Практически в каждой группе есть дети с ограниченными возможностями здоровья, причем не обязательно с диагнозом. Наоборот, чаще всего они без него. Воспитатель видит ребенка непредвзято, сравнивает его с коллективом и замечает какие-либо предпосылки для прохождения соответствующей комиссии. Но родитель в большинстве случаев глух и слеп, либо уходит в глухую оборону или агрессию. Но допустим, переживём и без диагноза. Но вот только педагог не знает, как вести себя с таким ребенком, он не специалист коррекционной педагогики. 

Инклюзия - откровенное зло, созданное для трепетных родителей и чиновников, не желающих тратить деньги на соответствующие учреждения и обучение специалистов. И когда один ребенок размазывает фекалии по туалету, второй кусается и дерётся, а третьего не уложить - он ревёт, впору подумать о заявлении по собственному желанию на столе у заведующей.

6. Зарплата

Сильно разнится от региона и садика, но за пределами Санкт-Петербурга и Москвы довольно низкая. Настоятельно рекомендую ее изучить перед устройством на работу.

7. Документация

Документов очень много. Правда очень, мне теперь есть с чем сравнить. Это и ежедневное планирование, и общее планирование, и программа, и КТП, и план воспитательной работы и много чего ещё. И тут либо за детьми смотреть, либо документы заполнять.

8. 7 или 12 часов работы в день?

Постоянный не болеющий напарник без детей - это подарок. Потому что если его нет, будете работать вы. Это как бы по желанию, но чаще всего желающих нет, поэтому работать вам. С 7 до 19, а ещё дорога с утра в сад, а вечером домой. А когда найти время на себя, на свою семью?..

9. И швец, и жнец, и на дуде игрец

И обучи, и воспитай, и развивай, и проконтролируй, и заполни документы. И поработай психологом, логопедом, музруком, физруком и няней. И спляши, и спой, и сыграй. И сшей, и склей, и слепи, и нарисуй. А чего НЕ сделай?..

10. Родители

О, в этом пункте столько всего можно сказать...

Ребенок не виноват никогда, он - чистый лист в руках родителей. И иногда они приносят такие каракули, что единственное, что можно с ними сделать - это нарисовать черный квадрат...

Тезисно напишу, что имеется ввиду. Больные дети, которых тащут в садик. Избалованные дети. Непринятие процесса адаптации. Гиперопека. Педагогическая запущенность. Рукоприкладство и психологическое насилие над ребенком. Сверхтребования к воспитателю. И куча всего ещё, тут все супер индивидуально.

Ну и в конце, чтобы подсластить пилюлю, плюсы работы :)

1. 35 рабочих часов в неделю (при хороших условиях)

2. Большой отпуск (в прочем, вряд ли вам дадут его одним куском)

3. Общение с детьми (можно и со своими пообщаться, и более спокойную работу с детьми найти)

Но в общем, работать, конечно, можно. И даже быть радостным и счастливым в профессии. Так что пробуйте, может, вам повезет больше :)