Многие люди хотят быть первыми, чем то оличаться, быть лучше других. Вот только люди у которых действительно есть дар стараются скрыться от посторонних глаз, выказывая тем самым странность своего поведения. Они становятся смешны окружающим.
Но вот только над кем смеются окружающие над людьми готовящими прорыв в определённой сфере или над своим невежеством. Этим вопросом здался в рассказе "Гений" Н.Г. Гарин-Михайловский.
Жил старый еврей не походивший на окружающих. При прогулке он смотрел постоянно вверх. Прохожие его не замечали, мальчишки постоянно дразнили его и смеялись.
На выходки мальчишек еврей никак не реагировал и шёл своей дорогой. Единственный с кем общался еврей, был учитель математики. Учитель был увлечён своим предметом. Он был рассеян и забывал про всё кроме науки.
Дети нещадно глумились над учителем математики, за что его и уволили из гимназии. С тех пор он полностью отдался науке. Обедать ходил в кухместерскую, комнаты были завалены книгами и записями.
Как то раз еврей принёс математику тетрадь. Через переводчика математик занялся изучением тетради. После чего еврея пригласили в местный университет на отделение математического факультета.
Оказалось еврей открыл дифференциальное исчисление. За долго до еврея его открыли Ньютон и Лейбниц. Исчисление еврея отличалось немногим от них. До всех нюансов он дошёл своим умом не зная о существовании исчисления.
Еврей захотел изучить труды великих людей и для этого стал учить латынь и математику. Еврей с жадностью изучал науки на своём чердаке с одним окном.
Теперь гуляя вместе еврей и математик радовали детей. Два урода гуляют вместе, не нужно бегать за ними по отдельности, чтобы позабавиться.
Прошли годы, еврей читал в полиннике Ньютона. Сомнений не было еврей открыл то, что было уже открыто. На душе образовалась пустота. Люди не видели в нём необходимости ка и раньше.
Еврей вынужден снова бродить по улицам и быть посмешищем для детей и окружающих. Он мог одарить мир новыми величайшими открытиями, но это миру было ненужно. Проще над евреем смеяться и издеваться, чем признать его великим.
Умер еврей у себя на чердаке забрав свой гений с собой. Общество было неготово принять, прислушаться к тому, кто лучше их. В своём развитии еврей на многие годы опередил то время в котором жил и поэтому был обречён на одиночество.
Никто не желал видеть еврея гением, каждый хотел быть сам лучше другого.
Жадность, гордость и тщеславие останавливают развитие человека и отбрасывают его назад.