133 подписчика

Вместе с художником - иллюстратором Николаем Королёвым пройдём по страницам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

121 прочитал
Николай Королёв: постер-шарж
Николай Королёв: постер-шарж

За эти иллюстрации выпускник Куйбышевского художественного училища Николай Королёв в 2009 году получил первое место на международном графическом конкурсе «5th Russian art week» в номинации «Полиграфический дизайн».

О себе он говорит:«…рисую на холсте, бумаге, цифровом планшете… я рисую всю свою жизнь. Для меня рисовать неважно чем, важно - что и как.»

Воланд. Иллюстрации Николая Королёва к «Мастеру и Маргарите»
Воланд. Иллюстрации Николая Королёва к «Мастеру и Маргарите»

Глава №1 «Никогда не разговаривайте с неизвестными»

В первой главе Воланд, Иван и Берлиоз обсуждали пять доказательств существования Бога. (Католический философ и теолог Фома Аквинский (1225-1274) сформулировал пять доказательств или аргументов существования Бога в своей "Сумме теологии" (1265-1274)).

В этой беседе поэт Иван предлагает отправить на Соловки философа Канта.

В булгаковской «нечистой силе» есть что-то неоспоримо привлекательное они все творит добро, желая зла, как Мефистофиль в «Фаусте» Гёте.

Мрачным обаянием обладает, например, опасный иностранец Воланд, склонный не столько соблазнять, сколько наказывать, этакий меч в руках справедливости и едва ли не волонтёр добра.

Свита Воланда совершает чудеса лишь с единственной целью: наказывает сластолюбие, вранье, жадность всех этих Лиходеевых, Семплеяровых, Варенух…

 Шайка Воланда поселяется на квартире Степы Лиходеева. Сам Степа отправляется в Ялту.
Шайка Воланда поселяется на квартире Степы Лиходеева. Сам Степа отправляется в Ялту.

Лиходей - означает негодяй, мерзавец, злодей или мошенник, отсюда и персонаж-Степа Лиходеев.

Не случайно в начале романа Булгаков знакомит читателя с председателем МАССОЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом и молодым поэтом Иваном Бездомным, выставляя на осмеяние нелепости советских учреждений и пороки претендентов на звание «инженеров человеческих душ». Принадлежность таких «писателей» к МАССОЛИТу сулит им сытую и комфортную жизнь, ради которой они пренебрегают понятиями о долге, чести и совести.

Читателю становится понятно, как трудно быть настоящим творцом среди подлецов, доносчиков и приспособленцев.

Довольный Коровьев взирает на удивлённую голову Берлиоза.
Довольный Коровьев взирает на удивлённую голову Берлиоза.

Глава №3 «Седьмое доказательство»

Иммануил Кант (1724-1804), немецкий философ-идеалист, добавил к пяти
доказательствам существования Бога шестой аргумент, хотя Воланду, похоже, это не очень нравится:
«он создал свое собственное шестое доказательство, как будто в насмешку над самим собой».

Кант сказал, что мы рационально обязаны достичь высшего блага. Если нет Бога или загробной жизни, невозможно достичь высшего блага, поэтому Бог или загробная жизнь должны существовать.

В этой главе Воланд утверждает существование еще седьмого доказательства, которое демонстрируется Берлиозу несколько минут спустя, когда его обезглавливает трамвай: «По крайней мере, поверь, что дьявол существует! Я больше ни о чем тебя не прошу. Имейте в виду, существует седьмое доказательство этого, самое надежное из всех! И это будет представлено вам прямо сейчас! »

И через пару минут Берлиоз замечает, что Воланд прав"Трамвай накрыл Берлиоза, и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной.

Это была отрезанная голова Берлиоза."

"А важно то, что в настоящее время владел этим домом тот самый МАССОЛИТ, во главе которого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах.
"А важно то, что в настоящее время владел этим домом тот самый МАССОЛИТ, во главе которого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах.

Глава №5 «Было дело в Грибоедове»

"Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупицей, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется счастливцам – членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала немедленно терзать его. И немедленно же он обращал к небу горькие укоризны за то, что оно не наградило его при рождении литературным талантом, без чего, естественно, нечего было и мечтать овладеть членским МАССОЛИТским билетом, коричневым, пахнущим дорогой кожей, с золотой широкой каймой, – известным всей Москве билетом".

Кроме Булгакова (На переднем плане, судя по всему, с порционными судачки сам Булгаков) ещё в глаза бросаются Бабель и Олеша и кажется, Демьян Бедный.

Иван Понырев, молодой поэт,
Иван Понырев, молодой поэт,

Глава № 11.Раздвоение Ивана

Иван Понырев, молодой поэт, пишущего под псевдонимом Бездомный, в психиатрической больнице, куда попадает после трагической гибели редактора Берлиоза, преследуя Воланда и пытаясь спасти общество от опаснейшего иностранца.

«– Но-но-но, – вдруг сурово сказал где-то, не то внутри, не то над ухом, прежний Иван Ивану новому, – про то, что голову Берлиозу-то отрежет, ведь он все-таки знал заранее? Как же не взволноваться?»

Знакомство Мастера  с Иваном в клинике для душевнобольных
Знакомство Мастера с Иваном в клинике для душевнобольных

Глаза №13. Явление героя

Мастер поддался страху после потока злобных, угрожающих статей, он устал и находился в состоянии полной апатии,подавленности.

После нескольких месяцев ареста добровольно приехал в клинику, признавая себя неизлечимым душевнобольным. Имя мастера никогда не раскрывается в романе. Говоря «У меня больше нет имени», он на самом деле имеет в виду: «Я потерял свою личность».

«Гость долго грустил и дергался, но наконец заговорил:

Так из-за чего же вы попали сюда?

— Из-за Понтия Пилата, — хмуро глянув в пол, ответил Иван.

"Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой...

Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате."

К Римскому в гости приходит Гелла:«Рама широко распахнулась, но вместо ночной свежести и аромата лип в комнату ворвался запах погреба. Покойница вступила на подоконник.»
К Римскому в гости приходит Гелла:«Рама широко распахнулась, но вместо ночной свежести и аромата лип в комнату ворвался запах погреба. Покойница вступила на подоконник.»

Девица с рыжими волосами – вампир Гелла. Ее слова «Дай-ка я тебя поцелую» напоминают женщину-вампира из рассказа Упырь (Вампир) Алексея Константиновича Толстого (1817-1885 гг.), племянника Льва Николаевича Толстого (1828-1910 гг.) В этом рассказе женщина вампир поцеловала одного из героев и превратила его в вампира.

В кабинете финансового директора Варьете Римского находились двое: сам Римский и администратор Варьете Варенуха.

Воланд, Гела
Воланд, Гела

Глава №7 «Нехорошая квартира

«Войдя туда, куда его пригласили, буфетчик даже про дело свое позабыл, до того его поразило убранство комнаты. Сквозь цветные стекла больших окон (фантазии бесследно пропавшей ювелирши) лился необыкновенный, похожий на церковный свет. В старинном громадном камине, несмотря на жаркий весенний день, пылали дрова. Перед камином на тигровой шкуре сидел, благодушно жмурясь на огонь, черный котище. У камина маленький рыжий, с ножом за поясом, на длинной стальной шпаге жарил куски мяса, и сок капал в огонь.»

Маргарита
Маргарита

Глава №19

Главным прототипом Маргариты была, без всякого сомнения, Елена Сергеевна Шиловская (1893-1970), урожденная Нюренберг, третья жена Булгакова. Как и мастер и Маргарита, они оба были женаты, когда встретили друг друга, и оба сразу влюбились.

«Маргарита Николаевна установила на трехстворчатом зеркале фотографию и просидела около часа, держа на коленях испорченную огнем тетрадь, перелистывая ее и перечитывая то, в чем после сожжения не было ни начала, ни конца.»

Маргарита перед полетом на бал:
Маргарита перед полетом на бал:

Глава №20 «Крем Азазелло»

«Маргарита рванула штору в сторону и села на подоконник боком, охватив колено руками. Лунный свет лизнул ее с правого бока. Маргарита подняла голову к луне и сделала задумчивое и поэтическое лицо. Еще полюбовавшись на луну, вздохнув для приличия, Маргарита повернула голову в сад и действительно увидела Николая Ивановича, проживающего в нижнем этаже этого самого особняка. Луна ярко заливала Николая Ивановича. Он сидел на скамейке, и по всему было видно, что он опустился на нее внезапно. Пенсне на его лице как-то перекосилось, а свой портфель он сжимал в руках.»

Маргарита  на метле и Наташа на борове
Маргарита на метле и Наташа на борове

Глава №21 «Полет»

«Тяжкий шум вспарываемого воздуха послышался сзади и стал настигать Маргариту. Постепенно к этому шуму чего-то летящего, как снаряд, присоединился слышимый на много верст женский хохот. Маргарита оглянулась и увидела, что ее догоняет какой-то сложный темный предмет. Настигая Маргариту, он все более обозначался, стало видно, что кто-то летит верхом. А наконец он совсем обозначился. Замедляя ход, Маргариту догнала Наташа. Она, совершенно нагая, с летящими по воздуху растрепанными волосами, летела верхом на толстом борове, зажимавшем в передних копытцах портфель, а задними ожесточенно молотящем воздух.»

Вино в чаше из черепа Берлиоза
Вино в чаше из черепа Берлиоза

Глава №23 «Великий Бал у сатаны»

«Воланд оказался в какой-то черной хламиде со стальной шпагой на бедре.

"Он быстро приблизился к Маргарите, поднес ей чашу и повелительно сказал:Пей!"У Маргариты закружилась голова, ее шатнуло, но чаша оказалась уже у ее губ.»

Напоминают об атмосфере 1930 годов также обстоятельства убийства наемниками Афрания Иуды, смерть Майгеля, которого погубил Азазелло на балу у сатаны. Эти смерти демонстрируют лишний раз закон, не раз подтверждавшийся уже во времена Ежова и Ягоды: самим злом будут уничтожены его слуги.

Маргарита спасла от огня рукопись Мастера, так как верила в гениальное творение своего Мастера, торжество справедливости, поэтому победила и вернула своего Мастера благодаря вмешательству высших сил.

Воланд дает возможность Мастеру закончить роман и прекратить муки Понтия Пилата одним словом - «свободен!». И после этого он дарует своему герою покой. Мастер уходит от людей. Воланд бросается в пропасть.

За эти иллюстрации выпускник Куйбышевского художественного училища Николай Королёв в 2009 году получил первое место на международном графическом конкурсе «5th Russian art week» в номинации...-14

В 1991 году российский литературовед Евгений Канчуков написал в своей статье "Расслоение мастера" или "Наслоение мастера", опубликованной в литературном журнале "Литературное обозрение" или "Литературное обозрение", что мир был своего рода наказанием для мастера.

Стоит также отметить, что роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова является многослойным, имеет несколько планов, включая временные. Автор, с одной стороны, описывает действительность 1930 годов, современную ему, но с другой Михаил Афанасьевич выходит на иную эпоху: древняя Иудея, первые два века христианства, правление Понтия Пилата, который, вопреки своей совести, отдает приказ казнить ни в чем не повинного бродячего философа.

Обратившись в прошлое, писатель хотел указать современникам истоки перекосов общественной жизни 30-х годов XX века.

По твердому убеждению Булгакова, «каждому будет дано по вере его». Поэтому автор наградил Мастера желанным покоем, а его ученика прозрением.

М.А.Булгаков
М.А.Булгаков

Другие, не менее удивительные картины Николая Королёва вы можете посмотреть здесь: https://litvinovs.net/illustrations/master_and_margarita/korolev

Источники:

https://litvinovs.net/illustrations/master_and_margarita/korolev https://img-fotki.yandex.ru/get/52325/104465203.1d/0_d044f_4f23ad0_orig.jpg https://www.liveinternet.ru/users/3162595/post392702142/ https://paruslife.ru

Спасибо, что вы со мной!

Подписывайтесь на мой канал,чтобы ничего не пропустить.

Также буду признателен за лайки и комментарии.

Вас могут заинтересовать другие статьи на канале :

Зрение не так уж важно для художников
ЧТЕЦ1 июня 2022
…как хорошо, что до смерти любить тебя никто на свете не обязан.
ЧТЕЦ8 июля 2022
Неподцензурный правдолюб
ЧТЕЦ26 апреля 2022