Найти тему
маховик истории

Почему на Корабле должна быть жесткая дисциплина. Исторический пример

Оглавление

Жизнь простого моряка в 18 веке была не самой легкой, рабочие тяготы психологическое состояние и здоровье, 18 веке до сих пор не могли придумать эффективного лекарства от цинги.

Сегодня мы поговорим об экспедиции за хлебным деревом начатое 1788 году и к сожалению не законченное . Англия постаралась минимизировать свои финансовые риски поэтому судно которое было куплено и названо " Баунти" не было больших размеров. Капитаном был назначен оптный Уильям Блай.

Блай имел значительный опыт не только как капитан торговых судов, военный, но и в качестве навигатора на кораблях известного исследователя Джеймса Кука и уже посещал острова Тихого океана в составе его экспедиции. Кроме того, Блай был знаком с Джозефом Бэнксом, пользовался его благосклонностью, разделял с ним страсть к ботанике, естественным наукам и имел талант составления карт новых территорий. До назначения на капитанскую должность Блай управлял кораблями, которые торговали с Вест-Индией, и его кандидатуру также поддерживали влиятельные плантаторы. Получив назначение возглавить экспедицию, Блай прежде всего начал готовить судно к экспедиции: укоротил мачты корабля, обшил деревянный корпус медными листами и начал строить специальные отсеки в трюме для транспортировки хлебных деревьев. В то же время начался и подбор экипажа корабля.

В выборе экипажа Уильям Блай руководствовался потребностями экспедиции и в первую очередь выбрал садоводов и матросов, которые уже были в подобных экспедициях, в частности в составе экспедиции Джеймса Кука. В процессе подбора экипажа существовали и другие проблемы, а именно давление со стороны многочисленных знакомых и протеже, которые пытались устроить детей аристократов и знати на привлекательные должности в команде капитана Блая. Место в успешной гражданской экспедиции должно было стать первым шагом в морской карьере многих молодых людей, и таким образом в команде на должностях мичманов и штурманов оказалось значительное количество молодых и образованных дворян, таких как Флетчер КристианТомас Хейуорд и Питер Хейвуд. В частности, Флетчер Кристиан уже служил под начальством Блая на торговых судах Вест-Индии, таким образом он был назначен на должность помощника штурмана одним из первых. За исключением неудачного выбора врача-алкоголика Томаса Хаггана, подавляющее большинство членов экипажа были опытными матросами и специалистами и уже служили на других кораблях королевского флота Великобритании.

Хотя экипаж был опытным и трудолюбивым, на корабле существовало несколько потенциальных проблем, которые отмечал не только капитан Блай, но и другие участники событий. Так, обеспокоенность вызывала нехватка свободного места, скученность и большое количество экипажа по сравнению с небольшими размерами корабля: 46 членов экипажа должны были провести на небольшом корабле много месяцев тяжёлых путешествий, да еще с дополнительными местами, отведенными для саженцев хлебных деревьев. К тому же отмечался недостаток военных офицеров в помощь капитану и военной заставы, на которую мог положиться в случае необходимости капитан. Все эти недостатки во время подготовки экспедиции считались незначительными и обратили на себя внимание лишь после мятежа, который произошёл во время путешествия.

Сам Блай всячеки пытался держать свою команду в хорошей физической форме, он взял единственное средство от цинги в то время лимоны, сделал хороший рацион питания и заставлял больше двигаться и танцевать моряков. Однако определенные поблажки капитана и стали предпосылками мятежа.

Отдых на Таити.

В октябре 1788 года "Баунти" прибыл на остров Таити, где Блай рассчитывал начать сбор саженцев хлебных деревьев. Для успеха экспедиции было необходимо наладить отношения с местным населением, а особенно вождями. Блай уже посещал Таити в составе экспедиции Джеймса Кука, его там хорошо помнили и радушно встретили. Используя своё влияние на местных вождей, а также взятки, капитан договорился, что англичане разобьют лагерь на острове и начнут собирать саженцы. Капитан Блай выдвинул целый лист требований к команде относительно отношений между ними и местным населением. Среди них, в частности, запрещалось любое насилие или вражда по отношению к таитянам и запрещалась прямая торговля без участия назначенного Блаем посредника из экипажа. На самом деле отношения экипажа с островитянами очень быстро стали даже лучшими, чем требовал Блай. Таитяне в целом были очень приветливы к англичанам, приглашали на берег и в собственные дома многих членов команды.

Таити уже некоторое время имели среди английских моряков репутацию одного из самых привлекательных мест мира. Острова славились не только живописными пейзажами, но и разнообразием фауны и флоры, приятным климатом. Таитяне в целом были очень благосклонны к англичанам, а таитянки славились своей красотой и чрезвычайно либеральным подходом к половым отношениям. Сексуальные наслаждения английские моряки часто выменивали на простые гвозди, и такие развлечения не вызывали возражения не только со стороны Блая, но и со стороны таитян, которые с радостью удовлетворяли все прихоти посетителей из Англии. Частые визиты моряков на берег привели к тому, что уже через неделю появились первые больные венерическими заболеваниями, занесёнными на остров ещё раньше европейскими посетителями.

Однако экспедиция не могла длиться вечно. Наконец, собрав 1015 саженцев хлебного дерева, после 23 недель на Таити, 5 апреля 1789 года «Баунти» выполнил свою миссию, отчалил от острова и начал возвращение к Британским островам. Для определённой части экипажа прощание с Таити было особенно тяжёлым, поскольку они оставляли там близких друзей и любовниц.

Мятеж.

Отношения между капитаном и некоторыми матросами начали портиться ещё во время остановки на Таити. За пререкания с капитаном, непослушание и другие мелкие проступки Блай неоднократно назначал наказания розгами. Несмотря на это, никаких серьёзных или даже угрожающих недоразумений за время экспедиции замечено не было. Блай поддерживал репутацию строгого, педантичного и эффективного командира и вместе с редкими наказаниями розгами ещё использовал жёсткую и порой оскорбительную лексику по отношению к провинившимся. После около трёх недель путешествия из Таити начались споры между Блаем и младшими офицерами, которых он сначала обвинил в трусости во время стычек с враждебно настроенными туземцами, а позже заявил, что они воровали провиант. В частности, наибольшие споры возникли между капитаном и его заместителем Флетчером Кристианом, которого своими обвинениями в краже кокосов капитан довёл однажды до слёз и по признанию самого Кристиана даже грозился выпороть его розгами. По словам Флетчера, всё время как «Баунти» покинул Таити, он был в «аду» из-за постоянных обвинений и унижений со стороны капитана и 27 апреля собирался сбежать с корабля. Флетчер Кристиан пользовался благосклонностью значительной части экипажа и возле острова Тонга, во время своей вахты 28 апреля 1789 года он сговорился с частью экипажа, захватил Блая и корабль и приказал высадить капитана в шлюпку. Несколько неожиданно для Кристиана значительная часть экипажа отказалась принимать участие в мятеже и решила добровольно присоединиться к капитану в шлюпке. В шлюпку, рассчитанную на нескольких человек, кроме капитана Блая, спустились ещё 18 человек; нескольких других, кто остался благосклонным к капитану, силой удерживали на корабле и закрыли в каютах. Высаженная часть команды получила от Кристиана небольшое количество провианта, всего на несколько дней, а восставший «Баунти» с возгласами: Huzzah for Otaheite! (на Таити!) повернул опять на восток.

-2

Причины.

Ответ на вопрос о причинах мятежа оставался противоречивым много лет. Обозреватели того времени и сами мятежники утверждали, что восстание произошло по вине капитана Уильяма Блая, который своим жестоким поведением вынудил некоторых членов экипажа к мятежу. Эту точку зрения также активно поддерживали многочисленные влиятельные родственники Флетчера Кристиана и Питера Хейвуда. В качестве другой, наиболее распространённой и достаточно экзотичной, причины мятежа рассматривали влияние Таити и особенно сладострастных таитянок на моряков. Этой точки зрения придерживался, в частности, сам капитан Блай, который называл причинами мятежа также разврат. Современные исследователи придерживаются мысли, что мятеж на «Баунти» стал результатом нескольких факторов. Безусловно, Уильям Блай обладал вспыльчивым характером, но, например, телесные наказания на корабле применялись значительно реже, чем на других, и его дисциплина на «Баунти» не была чем-то чрезвычайным на британском флоте. За 18 месяцев путешествия наказание розгами получили только 5 членов экипажа, и строгость наказания была меньше, чем на других судах британского флота. Приятные воспоминания о пребывании на Таити были соблазнительными, но не могли быть основными причинами мятежа. Наиболее вероятной причиной является совокупность всех этих факторов, а также моральное состояние экипажа и особенно Флетчера Кристиана после многих месяцев морского путешествия.

Итоги.

Блая и верных членов экипажа высадили в шлюпку в океане на расстоянии 56 км от ближайшего острова Тофуа. Сначала Блай направился к острову в надежде пополнить провиант и запасы воды, но туземцы на нем оказались чрезвычайно враждебно настроены — в столкновениях с ними погиб один член экипажа, а самому Блаю чудом удалось уйти от преследования. Таким образом, учитывая беззащитность экипажа, было принято решение избегать островов и туземцев совсем и направляться к о. Тимор, где находилась ближайшая нидерландская колония. Вооружённый лишь компасомквадрантомсекстантом и собственными часами, без морских карт, Блай начал многокилометровое путешествие до Тимора. С присущей ему педантичностью Блай установил ежедневный рацион продовольствия с тем, чтобы его хватило на всё плаванье, однако количество еды было настолько мало, что очень скоро команда начала страдать от недоедания[8].

Путешествие до Тимора длилось 48 дней, и переполненная шлюпка с «Баунти» должна была также преодолевать штормовую погоду, страдала от постоянных дождей, жаркого солнца и постоянного недостатка провианта и пресной воды. Только 5 мая Блай разрешил высадиться на одном из островов Фиджи для пополнения запасов воды. Под конец экспедиции несколько членов экипажа были настолько истощены, что впали в летаргию и, вероятно, умерли бы, если бы шлюпка вовремя не прибыла в нидерландскую колонию на Тиморе 14 июня 1789 года. От голландцев Блаю как представителю королевского флота Великобритании удалось получить кредит и купить на него больший корабль, на котором команда 20 августа 1789 года продолжила путешествие в Батавию (современная Джакарта). Прибывшим в Батавию 1 октября членам команды уже ничего не угрожало, но многие члены экипажа заболели различными тропическими болезнями. Сразу по прибытии в Батавию заболел малярией Уильям Блай, ещё несколько членов экипажа заболели позже — четверо из них впоследствии скончались от болезней.

Выздоровев от малярии, Блай продал на аукционе шлюпку и начал подготовку к возвращению в Англию. Лишь 16 октября Блаю и ещё двум членам команды удалось купить место на голландском корабле, который шёл сначала в Кейптаун, а затем в Великобританию. Из 18 членов команды, покинувших «Баунти» вместе с капитаном, только 12 вернулись в Англию. Несмотря на то, что Блай оставил большинство членов экипажа в Южной Азии, его прибытие в Лондон стало настоящей сенсацией. Его письма из Батавии ещё до его возвращения попали в Великобританию, но они уже успели вызвать ажиотаж прессы. Журналисты провозгласили его героем, который собственноручно и без карт 6710 км вёл переполненную шлюпку из Тихого океана до первой европейской колонии. По делу мятежа на «Баунти» началось следствие и, несмотря на почти геройский статус, Блай вместе с другими членами экипажа, которые вернулись в Англию, предстал 22 октября 1790 года перед военно-морским трибуналом, который признал его и других членов команды невиновными в потере корабля и поведении во время мятежа[9]. Через год Блая назначили руководителем новой экспедиции за хлебными деревьями — на этот раз он командовал двумя кораблями со значительно большей командой и успешно выполнил задачу, без происшествий доставив хлебные деревья в Вест-Индию. Потеря «Баунти» и мятеж в Королевском военном флоте считались весьма серьёзными преступлениями, и в Тихий океан был отправлен другой военный корабль «Пандора» для поимки и доставки на суд в Англию мятежников с «Баунти».

Судьба матросов была печальнее 14 человек забрали на суд с Тайти, те кто смог укрыться основали колонию на безлюдном острове, однако все за исключением одного английского моряка были убиты во время восстания таитян, которых англичане взяли в качестве рабов.Судьба мятежников с «Баунти» оставалась тайной в течение многих лет, только в 1808 году Питкэрн посетил американский рыболовный корабль, команда которого была удивлена, когда возле острова их встретили англоязычные туземцы. На то время Джон Адамс ещё был жив, но колонией начал управлять сын Флетчера Кристиана — Четверг Октябрь Кристиан. На о. Питкэрн осталось поселение под названием Адамстаун в честь последнего матроса «Баунти», население которого сейчас состоит из потомков команды восставшего корабля и их женщин-таитянок