«Вавилон-Берлин»: нуар, джаз, бурлеск и эстетика 20х-30х годов

2K прочитали

В этом посте речь пойдёт о сериале «Вавилон-Берлин», о котором слышали практически все охотники за хорошим кино, особенно ценители хороших, качественных и амбициозных многосерийников. При этом широкая общественность осведомлена об этом сериале куда меньше, нежели о его смысловых «собратьях», среди которых «Острые козырьки» и «Подпольная империя». Что за сериал, почему у него такие «собратья», и зачем его стоит посмотреть каждому хотя бы несколько серий - соображениями на этот счёт делюсь ниже.

Постер сериала - Кинопоиск.ру
Постер сериала - Кинопоиск.ру

В последнее десятилетие, даже чуть раньше, кинематографисты очень заинтересовались периодом 20х-30х годов в разных частях света. Первая Мировая война закончилась, Вторая еще не маячит на горизонте, бойцы вернулись с фронтов со своими травмами и скелетами в шкафу, многие не вернулись или вернулись так, что лучше бы не возвращались вовсе, на дворе кризис, в политике период брожения (старое развалилось, новое надо строить, а как, а куда - вопрос), и при этом жить всем хочется - в идеале, чтоб хорошо бы ещё жилось. С деньгами и возможностями. А ещё, чем жестче затягивается послевоенный кризис, тем отчаяннее хочется отвлечься от него блеском, мишурой и фантиком этой самой красивой, богатой жизни, и толпе, как никогда, хочется хлеба и зрелищ.

Своеобразный период. Контрастный. Противоречивый. Ни на что не похожий. Что приходит на ум? Сухой закон и расцвет гангстерства в США и Британии - про это мы слышали, об этом читали и смотрели. Посмотрели и ещё раз с огромным удовольствием более предметно в уже упомянутой мной «Подпольной империи», где нам рассказали об американских группировках, промышлявших всем, чем можно и нельзя промышлять в США. Преступные кланы, войны за влияние в определенных городах, тот самый гангстерский Чикаго... Увидели мы и то же самое, но в Британии - в истории «Острых козырьков». А что мы знаем о тех годах в других странах? В нашей стране был НЭП, вспоминается из курса истории. А что было в Германии? Какими были годы между мировыми войнами там, в стране, для которой поражение в 1918м году было максимально ощутимым ударом? Что творилось там в 20е-30е? Какие настроения витали в воздухе? Как жили люди? Как, в конце концов, в их жизнь пришел и устоялся тот самый режим, который заставил мир содрогнуться уже к 40м?

Показывает сериал «Вавилон-Берлин» - и показывает в таком удивительно правильном духе, что, на мой взгляд, упомянутые два собрата-сериала отходят покурить в сторонку.

Постер сериала - Кинопоиск.ру
Постер сериала - Кинопоиск.ру

«Вавилон-Берлин» - это, в первую очередь, детектив-нуар, снятый тонко, чувственно, художественно и вместе с тем реалистично, отображающий выбранный им временной период истории со всех сторон со всеми его противоречиями так, что в виде единого целого выглядит непередаваемо органично. Все главные действующие лица - абсолютные герои своего времени, и цель создателей сериала - не вынести им оценочные характеристики, но показать. Показать со всей их естественностью в рамках жизни, которую ведет социум.

Тут вам и полицейский с тяжелой наркозависимостью (ее покажут во всей красе), который мучается от травм войны, но больше того - оттого, что спал с женой старшего брата, который на этой войне на его глазах погиб (или нет?), и его отец-политик, засветившийся в секс-оргии, и шеф отдела нравов полиции, который живет благочестивой жизнью с супругой, а ночами ходит по борделям без зазрения совести и, кажется, готовит государственный переворот (или нет?), и девушка, жаждущая работать в полиции и хватающаяся за любую работу в участке, а ночью без каких-либо мук совести и этических противоречий работающая в том самом борделе и даже в порно-театре, и получающая столько, что на ее деньги живет несколько сестер и их мужей-алкашей - и об этой стороне ее жизни знают и в полиции, и в клубах, и соседи, и, в общем, кто этого не делает-то, не она первая, не она последняя. А еще есть, конечно, политические заговоры, все против всех и за всех, и золото русских монархов, и троцкисты, которые его перенаправляют, и блеск этих клубов, и театральные шоу, где женщины - мужчины, а мужчины - женщины, и все это с сексом, и все это вне секса, и каждая серия заканчивается совершенно сражающей наповал песней от лица одной из самых противоречивых и непонятных, но притягивающих внимание героинь...

Стало интересно? Смотрите) Не пожалеете.

Кадр из сериала - Кинопоиск.ру
Кадр из сериала - Кинопоиск.ру

Все темы, которых сериалы-собратья о тех годах касаются, на которые намекают, «Вавилон-Берлин» показывает. Вы думали, что видели эстетику сочетания блеска и нищеты, трущоб и джаза с бурлеском в Козырьках, Империи или Великом Гэтсби? Нет, вы ничего не видели) «Вавилон-Берлин» - это стиль, это музыка, это художественность, искусство и тонкое, глубокое и полное уважения погружение в людей, живущих в период Веймарской Республики. Именно вот это уважение, желание показать, но не осудить, провести зрителя за руку, но не тыкать пальцем, на кого, когда и как он должен смотреть, больше всего поражает при просмотре этого сериала.

Германия конца 1920-х — начала 1930-х годов. Комиссар полиции Гереон Рат занимается раскрытием различных преступлений в Берлине — от убийств до торговли наркотиками. Он видит, как стремительно меняется общество, и на первый план выходят такие явления, как эмансипация и экстремизм (официальный синопсис сериала).

В тех же Козырьках, например, нам дается понять, что семейка Шелби обаятельная, но они плохие, гангстеры - это плохо, и за все их действия обязательно есть расплата, ибо встали они на путь порока. В той же Империи создатели позволяют нам (и себе) любоваться сексом и раскованностью, но быстренько напоминают, что эти люди, особенно женщины - несчастные, травмированные, над ними надругались в детстве, отрочестве, юности, их абьюзят и мучают. Нас учат, как относиться и к ним, и к другим персонажам. «Вавилон» не учит. Не оправдывает. Не обличает. Не выносит оценок. Он показывает. По-своему, с явным учетом опыта заморских коллег, но - без отсылок и взятия на вооружение их приемов. Это от и до, целиком и полностью европейский сериал без примесей Голливуда и его влияния. Поэтому он смотрится интересно, свежо, запоминается, интригует и заставляет ждать развития событий. А ещё там нет знакомых лиц, все актеры - новые для зрителя, и поэтому мы смотрим их истории без каких-либо подспудных ассоциаций.

Одна из главных героинь сериала - Кинопоиск.ру
Одна из главных героинь сериала - Кинопоиск.ру

Теперь некоторые факты, которые нужно знать о «Вавилон-Берлине»:

  • На момент выхода (2017 год) - это самый дорогой неанглоязычный сериал в истории.
  • В основе «Вавилон-Берлина» лежит серия одноименных книг Фолькера Кучера, но там не очень много параллелей. Книга - детектив, который не претендует на глобальное раскрытие эпохи, и персонажи, и сюжет там отличаются. По свидетельствам всех, кто из любопытства взялся читать романы - сериал несопоставимо масштабнее, насыщеннее, полнее и интереснее.
  • Первые два сезона - это одна история (детективная линия из первых двух книг), третий начинает собственную. Но так как это по-прежнему единое повествование, ключевые герои из первых сезонов и загадки, с ними связанные, переходят дальше. Некоторые просто исчезают из повествования (что дает шансы на их возвращение в более поздних сезонах), а некоторые недосказанные линии именно в 3м сезоне получают мощное завершение. Но ни одна линия не выглядит ни брошенной, ни перенасыщенной, ни слишком замусоленной для зрителя. Создатели сериала с форматом угадали - «Вавилон-Берлин» на протяжении всех трех вышедших сезонов остается детективом-нуаром и свою основу не теряет.
  • Говорят, четвертому сезону быть, и пусть никого не смущает, что 3й вышел в 2020м: это не самый быстро снимающийся сериал на свете, потому что во главу ставят качество и историческую достоверность (так, третий сезон приятно показал эволюцию в технологиях того времени - медицина, диагностика, а также биржевой кризис и съёмки кино со звуком! Вы увидите фильм в фильме, и это будет вау!)
  • Даже если продолжения мы не дождёмся, то, что показали в первых трех сезонах заслуживает просмотра и не оставит ощущения болезненного обрыва на самом интересном месте, поскольку детективные истории первых двух сезонов и третьего полностью завершены.
  • Это сериал прекрасного кинохудожника-визуалиста и композитора Тома Тыквера, известного широкой общественности хотя бы по фильму «Облачный атлас».

Обычно я завершаю такие свои посты словами, что рекомендую к просмотру, но здесь и так понятно. Поэтому пусть будет один из эстетически смелых и характерных постеров к этому не менее смелому и достойному внимания киновысказыванию. Но самые смелые смотрите сами на Кинопоиске, и там же, кстати, можно посмотреть сам сериал :)

Постер сериала - Кинопоиск.ру
Постер сериала - Кинопоиск.ру

Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет очень рад лайкам, комментариям и подписке на канал 😊

#чтопосмотреть #сериалы #зарубежныесериалы #отзывыокино #рецензиянасериал #киномания #киноблог #нуар #детектив