Доброго времени суток, уважаемые читатели и подписчики. Наконец-то нашёл время, чтобы написать подробный рассказ о июньской поездке в село Беляши или Джазатор в Кош-Агачском районе Республики Алтай.
Село Джазатор находится на удаление 140 километров от Кош-Агача. От туда гораздо ближе до Казахстана, Китая или Монголии, чем до районного центра Кош-Агачского района. Только вот до границы дорог нет. Горные хребты, перевалы, бурные реки и прочие прелести. Хотя, на конях и УАЗах пробраться наверняка можно. Но пограничники не спят!
Население Джазатора, по словам местных жителей, около 1200 человек. Ещё несколько десятков проживает в расположенном за перевалом Тьюмойнак посёлке Аргут (Архыт). Из-за небольшой плотности населения и удаления от стандартных туристических маршрутов природа здесь почти нетронута цивилизацией.
Как добраться? Это полноценное приключение. Даже для кроссоверов, даже для внедорожников, но для подготовленного внедорожника приключение может быть на несколько десятков километров дольше.
От Барнаула до Кош-Агача 700 километров по прекрасному асфальту Чуйского тракта с его красотами.
А вот оставшиеся 140 километров гравийки заставят понервничать за автомобиль, особенно за шины... На эти полторы сотни км можно смело закладывать 3-4 часа времени. В 2017 году мы выехали из Барнаула около 5 утра, довольно быстро доехали до Кош-Агача, а в Джазатор приехали уже после 9 вечера. Поскольку в этот раз с нами был мой друг из Мурманска с дочкой, мы решили не выматывать их столь долгой дорогой. Встретив их в аэропорту Горно-Алтайска, мы неспешно докатили до Курая по Чуйскому тракту, где и остановились на ночлег.
Утром, выспавшись и отдохнув, мы продолжили наше путешествие в этот "медвежий угол". До Кош-Агача долетели быстро, затарились продуктами в супермаркете и поехали дальше. От Кош-Агача до поворота на Новый Бельтир прекрасный асфальт, а вот дальше начинается зубодробительная гравийка.
"Тархатинский мегалитический комплекс." Алтайский Стоунхендж
Протяженность участка около 30 км до Солонешенской заставы пограничников и ещё километров 15 после неё.
- Внимание! При прохождении пограничного контроля обязателен паспорт гражданина РФ! Ни военный билет, ни водительское удостоверение, ни любые другие документы не дают вам права находиться в тридцатикилометровой пограничной зоне. Без паспорта вам выпишут штраф (так как застава находится уже в этой зоне) и завернут обратно, потрепав нервы. Гражданам других государств необходимо заранее получить пропуск в данную зону. В самом селе Джазатор вам необходимо сразу заехать в погрануправление в центре села и зарегистрироваться, при отъезде обратно - заехать ещё раз. Шутки с пограничниками плохи.
После этого участка дорога становится более-менее ровной, главное не расслабляться - на дороге периодически встречаются довольно крупные камни.
На всём протяжении пути встречных и попутных машин очень мало. Нам за всю дорогу встретилось пять автомобилей, из них местные две машины. А вот сурков, сусликов, яков, коней встречается гораздо больше.
В общем и целом, если забыть про гравий и неровности, дорога очень живописна. Горные луга, быстрые чистейшие реки, леса... И практически полное отсутствие людей! Только вы и природа.
Сразу скажу, что ехали мы не в сам Джазатор, а на базу отдыха. Она находится чуть дальше за селом на слиянии рек Аргут и Бара.
На этой базе можно разместиться в домиках или палатках. Есть общая кухня, костровища, беседки, баня. Цены более чем приемлемые. И баня без ограничения по времени. Ещё есть интересный мостик с территории базы через реку Бара.
Расположившись на базе мы развели костер, приготовили ужин и долго болтали. Омрачали всё комары! На территории республики Алтай комары редкость и их очень мало, а тут нас чуть не унесли в лес! Возможно, что причина в спокойном течении Аргута в этом месте - это важный момент для размножения комаров, в бурных реках размножаться они не могут.
Вдоволь навоевавшись с кровопийцами у костра, мы отправились спать. Завтра нас ждала поездка на Карагемский прорыв!
Карагемский прорыв - это пятикилометровый участок реки Аргут в узком ущелье. С одной стороны отроги Катунского хребта, с другой - Южно-Чуйского.
Карагемский прорыв с высоты птичьего полета.
Мощь реки завораживает! Впервые полностью пройти этот участок VI+ категории сложности сплавщикам удалось в августе 2003 года на судне "Бубль".
Карагемский прорыв, пик Шинелю и долина реки Аргут.
Вдоволь налюбовавщись мощью Аргута, мы отправились обратно. Дорога настолько сурова, что наш УАЗ даже закипел! Дали двигателю остыть и продолжили поездку.
Степь Самаха с обзорной площадки.
Вернулись на базу мы уже ближе к вечеру. Сходили в баньку, приготовили ужин и переваривали впечатления. Завтра нас ждала обратная дорога...
..