Найти в Дзене
Портал МОСТ

Грузинская ежевика: трудный путь к экспорту

Грузинская ежевика не может найти покупателей. Причин тому немало, а урожая в этом году тоже много. Впрочем, как и проблем у фермеров, которые просто в растерянности и несут серьёзные убытки.

В Грузии ежевику начали выращивать не так давно – примерно лет восемь назад, когда в Европейском Союзе начался рост потребления этой вкусной и полезной ягоды. «Ежевичный» проект включили в государственную программу, убедили грузинских фермеров, в том числе с помощью рекламы из Еврсооюза, что ягоду выращивать легко и выгодно, помогли с субсидиями, провели тренинги. Местом для ежевичных плантаций определили восточную Грузию, а точнее – Кахетию, известную своими виноградниками.

Семь лет назад появилась и общественная организация – Ассоциация производителей ягод, где зарегистрировано 270 фермеров, выращивающих ежевику, клубнику и малину. Ежевику посадили на площади в 400 гектаров. Государство обещало помочь с холодильными камерами, заморозкой ягоды и экспортом.

Вроде бы все было создано для развития сельскохозяйственного бизнеса. Но нет. Как оказалось, было допущено немало ошибок, что только добавило проблем фермерам.

Кахетия

Кахетия – это крупнейший винодельный регион страны, это олицетворение древней и самобытной культуры народа. Именно здесь находится Алазанская долина, широко известная по выращиванию и производству красного полусладкого вина с одноименном названием. Цинандали, Киндзмараули – эти вина тоже из Кахетии.

-2

С севера регион граничит с горными районами Хевсурети, Пшави, Тушети. С восточной и южной стороны – с Азербайджаном. Климат в большей части кахетинского региона субтропический. Однако в течение всего года солнечных дней гораздо больше, что порой влечет за собой засуху. Температура летом может достигать 38-40 градусов по Цельсию. И вот тут заключается главный подвох: ежевика максимально выдерживает температуру до 30 градусов. А затем она меняет цвет и портится. Такая ягода уже не пригодна для продажи на рынке. По словам фермеров, ежевику в этом регионе вина и пшеницы не выращивали никогда.

-3

Покрасневшая – то есть сожжённая солнцем ежевика – уже не кондиция…

Рынок сбыта

Когда ежевика была новинкой для грузинского рынка, цена на нее была высокой. Но в последние пять лет урожая настолько много, что на местном рынке он не умещается. Спроса нет, и стоимость ягоды не растет. К примеру, сейчас 1 кг ежевики стоит максимум 1 доллар, а в прошлые годы ее продавали и за эквивалент 3 долларов.

К тому же объем испорченной ягоды порой колеблется от 30% до 70%. В таком случае выход у фермеров один – сдавать весь свой урожай на фабрики по изготовлению соков. Там цена еще меньше, всего 50 центов за 1 кг, это даже ниже себестоимости.

С экспортом все ещё сложнее. Ранее ежевику закупала Россия, в прошлом году спрос был даже больше, чем Грузия могла поставить. Но в этом году и Россия не закупила эту культуру, а европейский рынок для ежевичных фермеров всё ещё закрыт.

-4
-5

Элисо Гвиниашвили, член Ассоциации производителей ягод Грузии:

«С реализацией у нас серьезные проблемы. В целом из-за того, что не получается экспортировать ежевику. А ежевики столько, что она уже не помещается на внутреннем рынке, цены падают и многие фермеры отказываются от выращивания этой ягоды. Есть, конечно, выход – сдавать на заводы по производству соков, но там много за ягоду не платят, и это тоже негативно влияет на фермеров.

Еще одна проблема — приостановили работу предприятия заморозки. В этом году работали две такие заморозки, но ни одна из них не взяла нашу продукцию. В этом году ежевика не вышла на экспорт, и это очень сильно отразилось на нас. Ранее мы продавали ягоду России, но в этом году нет. Очень плохо, что не экспортируем в другие страны. Но, чтобы выйти на европейский рынок, нужны соответствующие сертификаты, которые подразумевают соблюдение различных норм, в том числе санитарных и гигиенических. Для этого нужна вода. А на полях она не везде, сотни фермеров не имеют воды. Мы серьезно занимаемся этим делом уже шесть лет, но у нас еще нет европейских стандартов. Единственное, как мы можем продать ежевику – это когда дилеры приезжают за нектаринами и персиками, предлагаем им нашу ягоду. Отдельный экспорт ежевики не налажен. И потому в прошлом году уже 28% ежевичных садов забросили…»

Затраты и доходы

Если провести самые элементарные расчеты, то картина не радужна. С 1 гектара земли фермер за сезон собирает от 3 до 8 тонн ежевики. При максимальном количестве в 8 тонн, которое фермер сможет сдать в среднем по цене 1 доллар, получается доход за сезон в 8 тысяч долларов. Ежевику собирают только в июле. Но за 20 дней за сбор ягод только рабочим необходимо заплатить 7 тысяч долларов. Без учета других расходов. А ухаживают фермеры за ягодой уже с начала марта: это и полив, и химикаты, и удобрения. Таким образом, люди стараются хотя бы покрыть свои убытки, что не у всех получается.

-6

Тамари Байдарашвили много лет живет во Франции, но вместе с мужем в 2019 году решили включиться в программу по выращиванию ежевики. Получили помощь от государства, вложили свои инвестиции и приобрели 4 гектара земли, засадив её этой ягодой. На сегодняшний день это самый большой сад ежевики в Кахетии.

Тамари Байдарашвили, фермер: «Сейчас мы дошли до такой степени, что думаем вырубить свои сады, потому что мы в большом проигрыше и ущербе. Экспорт, который был запланирован, не осуществляется из-за множества проблем. Планировалось, что от фермеров ягода в замороженном виде будет отправляться в холодильники, там ее должны были сортировать и отправлять на экспорт. Но этого не происходит. Мы остались только на грузинском рынке, а он уже переполнен. Цена падает до 2 лари (0.7 доллара), такой заработок не может восполнить даже расходы по содержанию сада, поэтому мы тоже идем к решению закрыть это производство. К примеру, в этом году на уход за садом с середины марта до начала сбора мы потратили 18 тысяч лари (более 6 тысяч долларов), к этому добавляются расходы на сборщиков, на водителей и так далее. Если посчитать, то в целом в год мы тратим 40 тысяч лари, это примерно 14 тысяч долларов. Но мы были согласны на эти расходы, так как доходы по прогнозам должны были быть втрое больше. Только поэтому мы вложили свои инвестиции, надеясь на выигрыш. А получилось так, что мы даже издержки покрыть не можем. К тому же в этом году 40% ягоды сожгло солнце. Поэтому мы все закрываем и возвращаемся во Францию…»

Ответ Минсельхоза

Примечательно, что в министерстве сельского хозяйства Грузии утверждают, что проблем с экспортом нет, а трудности возникают из-за несогласия фермеров с предлагаемой им ценой.

Гела Ханишвили, заместитель министра сельского хозяйства Грузии: «Надо отметить, что когда было мало ежевики — был большой спрос на неё и высокие цены. Как только ягоды стало больше, и рынок ею заполнился, так поднялся спрос на экспорт. В 2021 году был большой спрос на экспорт. Мы думаем, что и этот год будет успешным. В предыдущем году вывезли в соседние страны 18 тонн свежей ежевики и более 92 тонн замороженной. В этом году вывезли уже 42 тонны замороженной и 5 тонн свежей ежевики».

-7

Вместо заключения

Сочная ягода ежевика нежна и капризна, требует внимания, ухода и затрат. А транспортировать её нужно с осторожностью и в охлажденном или замороженном виде. Однако на полях холодильных камер нет. Да и дороги к садам не везде хороши, иногда дилеры из-за опасений порчи ягоды просто отказываются транспортировать её. Проблем много, и фермеры самостоятельно решить их не в состоянии. И если ситуация не изменится, если правительство серьезно не обратит на эти проблемы внимание, возможно ежевичные поля в Грузии в скором времени исчезнут совсем.

-8