Теософское общество на Филиппинах Висенте Хао Чин-Младший.
Обучение медитации теософов и общественности
Приветствую вас всех! Я рад снова присоединиться к вашим дискуссиям на теософские темы. Сегодня тема вашей встречи – медитация. Я хотел бы сказать о нашей задаче популяризации практики медитации не только среди теософов, но и среди широкой публики.
Медитация является неотъемлемой частью стремления к духовной жизни и теософской мудрости.
- Елена Петровна Блаватская писала: "Совершенством в изучении и медитации проявляется Высший Дух; изучение – это один глаз, чтобы созерцать его, а медитация –другой”.
- Махатма Кут Хуми писал: "просветление должно прийти изнутри. . . . И это не было и не есть тайна на протяжении тысячелетий. Пост, медитация, целомудрие мысли, слова и дела; молчание в течение определенных периодов времени . . . управление животными страстями и порывами; полное бескорыстие намерений . . . они были опубликованы в качестве средства со времен Платона и Ямвлиха на Западе и с гораздо более ранних времен наших индийских Риши”.
Заметим, однако, что практика медитации не очень популярна в Теософском обществе. Мы проводим много времени, обсуждая в ложах и обучая людей теософским учениям, но мы редко видим систематическое обучение его членов практике медитации. Генеральный совет Теософского общества решил включить медитацию в качестве одного из приоритетов в наш план работы. Мы должны учить этому не только наших членов, но и общественность.
Медитация помогает достичь невозмутимости или внутреннего покоя. Она используется в программах управления стрессом многими крупными компаниями. Она также является для нас средством достижения духовного сознания или трансцендентности.
Какой метод мы используем в медитации? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно знать две вещи: (1) уровни нашего сознания и (2) медитативные подходы, которые работали в прошлом на протяжении более двух тысяч лет. Схема уровней сознания – это то, с чем мы очень хорошо знакомы в Теософическом обществе. Это один из лучших проводников в понимании различных потенциальных способностей, которыми мы обладаем в нашем сознании. Разумеется, она не является исчерпывающей. Например, она не показывает нам элементы подсознания в решении человеческих проблем. Но это дает общую картину.
Медитация - это деятельность, которая в основном происходит на двух уровнях ума: в низшем конкретном уме и высшем абстрактном уме. Это сразу же говорит нам, что медитация в основном имеет два уровня: первый - это развитие самодисциплины в низшем уме, а второй - способность поддерживать осознанность в высшем уме. Это соответствует фазам дхараны и дхьяны в восьми ветвях йоги в Йога-сутрах Патанджали.
Но практика медитации касается не только нашего ума. Она связана со многими другими вещами, которые беспокоят ум. Поэтому практика медитации требует знакомства с другими уровнями нашего сознания, которые создают помехи, а именно с физическим телом, эфирным двойником, движением праны и эмоциями. Их нельзя игнорировать, иначе медитативная практика не сможет хорошо развиваться. Поэтому, обучая медитации, наставники должны через практику и изучение знакомиться с динамикой физических и психологических нарушений в нашем уме. Их примерами являются страхи, тревоги, привычка к гневу, обида, ненависть, депрессия и т. д. В решении этих проблем мы должны научиться процессам, трансформирующим личное «я».
Другой аспект заключается в том, что медитирующие должны пересмотреть свою философию жизни. Многие проблемы, с которыми сталкиваются люди, связаны с неправильными взглядами на жизнь. Примерами этого могут служить их представления о социальном успехе, сравнении, конкуренции, цели жизни, страхе быть отвергнутыми другими и определении своих жизненных приоритетов. Это повторяющиеся источники психологического беспокойства и тревоги. Без здравой философии жизни медитация подобна подметанию грязи каждую ночь, но человек выбрасывает тот же мусор снова и снова в течение всего оставшегося дня. Второй основой для выбора метода медитации является опыт духовных учителей, накопленный более чем за 2000 лет. Это изучение сравнительного мистицизма.
Мы можем получить понимание из многих традиций, таких как христианский мистицизм и суфийский мистицизм. Но наиболее систематические подходы исходят из восточных традиций, в частности из йоги и различных форм буддийской медитации. Йога, Дзен-медитация или медитация Випассаны практиковались на протяжении веков, и они, по-видимому, имеют наилучшие результаты с точки зрения принесения невозмутимости медитирующему, в дополнение к пробуждению их духовных способностей. Эти методы были исследованы врачами и учеными с 20-го века. Они доказали свою эффективность в развитии спокойствия и большей эффективности в жизни. Из изучения всех этих практик мы видим, что они имеют общие существенные элементы, несмотря на кажущееся разнообразие методов.
Поэтому метод, который я бы рекомендовал, должен основываться на этих двух основаниях: структуре нашего сознания и опыте духовных учителей.
Метод должен начинаться с самодисциплины низшего ума и постепенного развития самосознания.
Практика йоги использует фокусировку на точке на голове, например, между бровями, а затем многократное повторение мантры во время каждого дыхательного цикла. В буддийской медитации медитирующего просят делать похожие вещи, такие как фокусировка на кончике носа, точке между носом и губами, теле или дыхании. Затем они используют либо мантру, либо счет.
Мы, члены Теософского общества, обучаем медитации людей различных культур и вероисповеданий. Поэтому мы должны избегать техник, которые связаны с определенными религиями, такими как мантры или имена, такие как Иисус, Омитофу или даже Аум.
Цель состоит в том, чтобы иметь возможность оставаться в выбранном объекте внимания. Неважно, какие предметы или слова выбраны, лишь бы они не вызывали дополнительных помех.
Универсальная техника заключается в использовании осознанности дыхания и выполнении счета. Вдыхая, мы мысленно говорим "1“, а выдыхая - "2"."Когда ум переходит к другим вещам, таким как тревоги и заботы дня, тогда мы просто замечаем это, а затем возвращаемся к “1” и “2".” Мы опубликовали брошюру об этой процедуре и принципах, лежащих в ее основе. Ее можно скачать с веб-сайта Теософского общества на Филиппинах.
Этот тип умственной дисциплины является необходимым этапом, будь то для личного спокойствия или духовной жизни. Это стадия дхараны. Во время тренировки важно подчеркнуть, что осознание дыхания и счет являются лишь инструментами, которые исчезнут позже, когда ум перестанет шуметь. Затем человек вступает в стадию медитации или дхьяны, где сознание устойчиво на тонком или абстрактном уровне с небольшим шумом от низшего ментального.
После того, как человек достиг этой стабильности, средний человек теперь будет вполне удовлетворен спокойствием ума. Но для тех, кто стремится к духовной жизни, это только начало углубления осознания. На стадии медитации существуют различные подуровни, но одна из последних стадий – это осознание своего "я", происхождение мыслей и трансцендентность этого "я", ахамкара. Это очень продвинутая стадия, которая не бывает затронута во время таких публичных сеансов медитации.
Основываясь на нашем опыте на Филиппинах, проведение публичной медитации раз в неделю кажется идеальным решением. Сам сеанс медитации длится 20 минут. Обычно мы вкратце рассказываем об аспектах медитативной практики, а затем задаем вопросы и отвечаем на них. Весь сеанс не превышает полутора часов.
Будет полезно, если все теософские общества по всему миру будут пропагандировать классическую медитацию среди широкой публики. Это поможет людям обрести внутренний покой и безмятежность. Это также поможет людям углубить свою духовную жизнь.
Добрый день всем вам.
Фонд содействия развитию социально значимой и просветительской деятельности «ТЕОСОФИЯ»