302,8K подписчиков

5 редких но удачных танков СССР, которым удалось повоевать на фронтах Великой Отечественной Войны

53K прочитали
В вопросе о советской бронетехнике времён Великой Отечественной, речь первым делом заходит о Т-34, КВ и ИС-2; о самоходках СУ-76, СУ-152 и ИСУ-152.

В вопросе о советской бронетехнике времён Великой Отечественной, речь первым делом заходит о Т-34, КВ и ИС-2; о самоходках СУ-76, СУ-152 и ИСУ-152. Но давайте вспомним о тех моделях военной техники, которые были воплощены в металле, однако до массового их производства дело не дошло. В силу разных причин. Каких именно причин – приглашаю вас обсудить в комментариях.

№5 Т-35

Пятибашенный (!) Т-35 – типичный «танк для военных парадов», олицетворявших мощь государства и его показательную игру мускулами.

Этот сухопутный дредноут был разработан в начале 1930-х годов на Харьковском паровозостроительном заводе. По разным данным, в 1933-1939 годах было изготовлено от 59-ти до 62-х танков Т-35. На том же харьковском предприятии.

✅В нашем телеграмм-канале Вы найдете другие интересные статьи на тему советской истории, истории мировых войн, а также крупнейших сражениях нашей армии, рекомендую! ⬇⬇⬇
Переходите по
этой ссылке

Комбинация из трёх орудий и 5-7 стрелявших во все стороны пулемётов, теоретически позволяла создать вокруг танка настоящее море огня. Но на практике, в реальных боевых дейтствиях Т-35 себя проявить не смогли. И это при том, что их производство было очень затратным, «съедало» огромное количество ресурсов.

Танки Т-35 на параде в Москве. Фото в свободном доступе.
Танки Т-35 на параде в Москве. Фото в свободном доступе.
  • Крупные и громоздкие, неповоротливые и тихоходные (8-10 км/час) = хорошая мишень для артиллерии и авиации противника.
  • Слабая бронезащищённость. Для первой половины 30-х годов бронезащита танка Т-35 была достойной. Для начала 40-х – уже нет. = Он был уязвимым для немецких противотанкистов.
  • Очень тяжёлые = двигатель, трансмиссия и ходовая часть работали на пределе своих возможностей и часто ломались. Любой, даже не очень-то многокилометровый марш своим ходом становился для Т-35 фатальным: ломалось то одно, то другое.

В результате, почти все эти монструозные танки были в 1941 году потеряны не в бою, а на маршах – из-за поломок. Подбито в ходе боя было, по разным данным, только 5 или 7 таких машин.

№4 Т-28

Ещё один представитель тупиковой многобашенной ветви танкостроения – трёхбашенный танк Т-28. В период с 1933 по 1940 год ленинградским Кировским заводом было выпущено 503 таких машины.

Основное вооружение – 76,2-мм танковая пушка. Вспомогательное вооружение Т-28 состояло из четырёх 7,62-мм пулемётов ДТ. Двигатель танка — V-образный авиационный карбюраторный М-17Т (как и у Т-35).

В советско-финскую танки Т-28 работали по своему прямому назначению: прорывали укреплённые позиции противника. Задачу эту выполнили, хотя и ценой неоправданно высоких потерь. Впрочем, 80% танков Т-28, потерянных от огня противника или поломок, удалось восстановить и (или) отремонтировать.

Колонна Т-28 едет на войну с финнами. Декабрь 1939 года. Фото в свободном доступе.
Колонна Т-28 едет на войну с финнами. Декабрь 1939 года. Фото в свободном доступе.

В Великую Отечественную применение Т-28 было уже эпизодическим, в основном на Ленинградском фронте, где рядом были запчасти с Кировского завода. Там эти танки применяли вплоть до 1944 года (окончательного снятия блокады нашей Северной столицы).

№3 Т-50

В мае 1941 года на вооружение Красной армии был принят лёгкий танк Т-50, и ленинградский завод № 174 начал его серийное производство. После начала войны из-за угрозы предприятие было эвакуировано в Чкалов (Оренбург), а оттуда – в Омск.

Из-за нехватки двигателей и организационных проблем с развёртыванием выпуска продукции на новых местах производство Т-50 было завершено в марте 1942 года. С формулировкой «временно». Но оказалось – навсегда.

От начала производства до убытия в эвакуацию было выпущено 50 единиц Т-50. А в эвакуации – ещё 25 штук. Все они поучаствовали в боях с оккупантами. Почему эта, признанная удачной, бронемашина, близкая по своим возможностям к немецкому PzKpfw III, не получила распространения?

Т-50. Фото в свободном доступе.
Т-50. Фото в свободном доступе.
  • Не был окончательно решён вопрос с производством двигателей: Ярославский завод, который должен был их выпускать, в 1942 году сгорел после авианалёта люфтваффе, а в Барнауле производство таких двигателей так и не наладили.
  • Мощность 45-мм танковой пушки 20-К, которой вооружался Т-50, была уже недостаточной по реалиям 1942 года.
  • Советская промышленность массово выпускала другие лёгкие танки – Т-70. Они уступали Т-50, но были гораздо дешевле и технологичнее в производстве. Также по ленд-лизу стали поступать английские «Валентайны», близкие по характеристикам к Т-50.

№2 КВ-7

КВ-7 – это опытная тяжёлая самоходка на шасси танка КВ-1, вооружённая сразу тремя орудиями: одной 76 мм пушкой и двумя 45 мм. КВ-7 была выпущена всего в 2-х опытных экземплярах, ни один из которых не сохранился до нашего времени (в 1943-м их порезали на металл для других танков).

Но время и материальные средства на разработку КВ-7 не были затрачены напрасно. Опыт, полученный при изготовлении и на испытаниях этой машины, позволил в сжатые сроки создать ставшую успешной моделью, тяжёлую самоходку СУ-152.

КВ-7. Фото в свободном доступе.
КВ-7. Фото в свободном доступе.

№1 КВ-6 и КВ-8

Тяжёлый огнемётный танк на шасси КВ-1. От КВ-1 отличается наличием огнемёта АТО-41 вместо пулемёта ДТ, и 110-литровым баком с огнесмесью, размещенным в боевом отделении. Точное количество выпущенных машин этой модели неизвестно. Достоверно известно лишь о 4-х КВ-6, воевавших под Ленинградом в 124-й танковой бригаде. Но все они были потеряны в конце 1941 года. Возможно, даже не успев проявить свою «огнемётность».

Также, с февраля 1942 года по февраль 1943-го, уже в Челябинске, а не в Ленинграде, было выпущено около сотни огнемётных танков КВ-8. Вот эти машины повоевали как следует. Упоминания об их боевом применении есть на разных фронтах: под Сталинградом, на Донбассе, в Крыму, на Волховском фронте под Новгородом, и т.д.

🔵Почему немцы никогда не ставили на свои танки дизельные двигатели, как это было в армии СССР?

Немцы осматривают захваченный танк КВ-8. Фото в свободном доступе.
Немцы осматривают захваченный танк КВ-8. Фото в свободном доступе.

Несмотря на небольшое количество выпущенных единиц танков данных моделей, само их наличие показывает, что в плане новых технологий и инженерно-конструкторских решений Советский Союз не только не отставал от Германии, но и опережал её. Ставка же в итоге была сделана не на мощь и технологичность, а на практичность. И эта ставка стала выигрышной.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете, какие ещё танки можно добавить в этот список?