Этот мокьюментари-хоррор о группе студентов, снимающих на ручные камеры зомби-апокалипсис - по сути, одно из последних осмыслений мэтром как жанра, так и феномена новых медиа.
Пользуясь ручной камерой и стилем found footage (устаревшем, наверное, уже как лет десять) Ромеро переплетает две реальности - кинематографическую, где студенты снимают штампованный ужастик (притом сами они воспроизводят те штампы, которые когда-то придумал Ромеро) и реальную, когда сами персонажи ввязываются в борьбу с полчищами мертвецов.
Дело здесь не только в мета-формате и авторской иронии (Ромеро здесь делает то же, что в своё время сделал Уэс Крэйвен с франшизой «Крик»), но и особой философии, которую режиссёр вдохнул в формат «найденной плёнки». Персонажи постоянно снимают на камеру и ставят свою жизнь под угрозу по двум причинам: во-первых, потому что человечество живёт в патологической завороженностью видением (вижу, следовательно, существую) в эпоху визуальных интеракций и повсеместных интерфейсов. Во-вторых, зафиксировать события - значит дать знание тем, кто увидит запись с камеры. И наивные, на первый взгляд, герои «Дневников мёртвых» становятся одержимы фиксацией событий - они производят на свет новое «слово», эдакое цифровое евангелие, которое понадобится тем, кто будет строить постапокалиптический мир.
Эти мысли Ромеро буквально вкладывает в уста героев, тем самым, позволяя нам ближе понимать такой феномен, как found footage - не только из критериев экономической целесообразности (мол, был когда-то формат модным и имел спрос среди зрителей), но и конструктивно-философски, и даже - религиозно.
Но и сам фильм, конечно, представляет из себя довольно залихватский хоррор - напряженный, мрачный, но не стесняющийся сарказма, а также самоиронии. Среди обширной зомби-фильмографии Ромеро, о нем почему-то принято забывать, хотя стройность мысли и запал автора в последних работах нисколько не иссяк.
Больше текстов о кино в нашем телеграм-канале:
https://t.me/cinemacritique